
Открытый урок на тему:
Сюжетная композиция в романе И.С.Тургенева « Отцы и дети»
Автор разработки:
Н.А.Григорян,
преподаватель
русского языка
и литературы
КИТиС
Калининград
2018 г.
Тема урока:
Сюжетная композиция в романе И.С.Тургенева « Отцы и дети»
Тип урока – урок систематизации и обобщений знаний.
Метод урока – практический (частично-поисковый)
Форма урока – фронтальная
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся. Уметь, анализировать сцены, где показано развитие образа главного героя.
Развивать познавательные способности, образное и логическое мышление, целостное восприятие литературного произведения, развивать монологическую речь за счет аргументированных ответов;
Воспитывать интерес к русской литературе, любовь и уважение к людям старшего поколения, способность сопереживать.
Задачи:
- проверить степень сформированности навыков прочтения романа;
- погрузить обучающихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения;
- обозначить актуальность данного художественного произведения.
- развивать творческую речевую деятельность обучающегося через выражение своего представления о героях произведения;
- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать, делать обобщенные выводы;
- воспитывать интерес к русской литературе и любовь к родному языку;
терпимость к чужому мнению; культуру общения.
Технологии: - критического мышления,
- личностно - ориентированного обучения.
Межпредметные связи: русский язык, география, биология
Ход урока
1 Организационный момент часть - 2мин
Проверка и наличие студентов на уроке.
2. Сообщение цели и задачи урока. Мотивация -3 мин.
3.Проверка домашнего задания и выступление обучающегося с докладом на тему «Образ Базарова» - 10 мин



4.Построение сюжетной композиции романа.- 90мин.
Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта информации представляющую собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей.
Дата начала событий в романе.
20 мая 1859г.
имение « Марьино»
Н.П.К. П.П.К.
А. Ф.=М.


Приезд А.и Б. Отъезд А.и Б. в город N*** Приезд в имение к А.С.О.
Знакомство с С., К., А.С.О.

имение « Никольское»
А.С.О. К.С.Л.

А.С.О. К.С.Л.




Любовная интрига Отъезд Б. и А.
сестры

к родителям Б.
![]()
Б. А. А.
Деревушка Базаровых
Дуэль П.П.К. и Б. из-за Ф.
Арина Власевна-
мать Б.
Василий Иванович- отец Б.

Отъезд Б. в имение «Марьино»
Отъезд в имение «Никольское»

К.С.Л. Предложение руки и сердца Отъезд Б. домой

Отъезд А. в имение «Никольское»
А. + К.С.Л. Б. умирает от тифа
А.
28 глава. Спустя 6 месяцев
1. Свадьба Н.П.К. и Ф.
2. Свадьба А. и К.С.Л.
3. П.П.К. уезжает в Москву, женится на дочери городского огородника, уезжает за границу.
4. А.С.О. выходит замуж за будущего русского деятеля.
5. К. и С. продолжают дело Базарова.
6. Родителей Б. часто видят рядом с могилой сына.
Примечание: работа с текстом (анализ 28 главы обучающиеся выполняют самостоятельно).
Обозначение действующих лиц для правильного оформления опорного конспекта.
Базаров-Б.
Арина Власевна
Василий Иванович
Анна Сергеевна Одинцова- А.С.О.
Катерина Сергеевна Локтева – К.С.Л.
Павел Петрович Кирсанов- П.П.К.
Николай Петрович Кирсанов- Н.П.К.
Аркадий – А.
Фенечка -Ф.
Митя- М.
Ситников- С.
Кукшина-К.
Примечание: Иногда читатели ошибочно называют героиню Катей Одинцовой, но ее настоящая фамилия - Локтева (это девичья фамилия и Кати, и Анны Одинцовой).


5.Выступление обучающегося с докладом на тему: «Почему автор умертвил главного героя романа?» -5мин.
(После выступления обучающегося обратиться к аудитории с вопросом: «Согласны ли Вы с высказываниями критиков?»).
6. Рефлексия: Тест:
1. В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?
2. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
Рассказ;
Повесть;
Роман;
Эпопея.
3. Какой является ведущая проблема произведения «Отцы и дети»?
Проблема отношений двух влюбленных;
Проблема взаимоотношений людей из разных социальных классов;
Проблема взаимоотношения двух поколений;
Проблема выбора человеком между долгом и личными интересами.
4. Кто из героев произведения является ярким представителем нигилизма?
Аркадий Кирсанов;
Павел Кирсанов;
Анна Одинцова;
Евгений Базаров.
5. Когда начинается действие романа «Отцы и дети»?
Осенью 1857;
Весной 1859;
Весной 1861;
Летом 1861.
6. Почему по дороге в имение Кирсановых Аркадий во время разговора с отцом пытался показать свое равнодушие и разговаривал развязным тоном?
Аркадий боялся осуждения Евгения;
На Аркадия плохо повлияли его университетские друзья;
Аркадий хотел показать свое неуважение к отцу;
Аркадий плохо себя чувствовал.
7. Какую характеристику дает Аркадий Базарову?
Что он человек, которого интересует только наука;
Базаров чуткий человек, художник;
Что он человек, который не принимает принципов на веру;
Базаров ярый противник привычных семейных ценностей.
8. После какого события Павел Петрович перестал вести светскую жизнь и уехал к брату в деревню?
После окончания военной службы;
Переболев опасным заболеванием;
После громкого скандала, в котором Павел Петрович был замешан;
После смерти возлюбленной.
9. Кто из героев утверждал, что, следуя принципам, человек приносит пользу обществу?
10. Как отнеслась Анна Одинцова к Аркадию?
Анну Аркадий заинтересовал как приятный собеседник;
Женщина влюбилась в юношу;
Анна отнеслась к нему как к брату;
Аркадий не понравился женщине.
11. В кого из героинь романа влюбляется Евгений Базаров?
В Анну Одинцову;
В Катю Локтеву;
В Евдокию Кукшину;
В Фенечку.
12. Над какими животными Базаров проводил опыты в деревне?
Над кроликами;
Над мышами;
Над лягушками;
Над щенками.
13. Из-за чего Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль?
Евгений оскорбил Кирсанова;
Евгений проиграл значительную сумму денег, которую взял у Кирсанова;
Евгений обманул Аркадия;
Евгений поцеловал Фенечку.
14. От чего умер Евгений Базаров?
Базаров покончил жизнь самоубийством;
Евгений попал под поезд;
Базаров поступил на службу в армию и его смертельно ранили;
Заразившись тифом при вскрытии крестьянина.
-
15. На ком в конце произведения женился Аркадий Кирсанов?
На Анне Одинцовой;
На Кате Локтевой;
На Фенечке;
На Евдокии Кукшиной.
Примечание: взаимопроверка. Тест проверяется в аудитории обучающимися, обменявшись тетрадями с соседом по парте.
7. Подведение итогов. Выставление оценок. – 3мин.
8. Домашнее задание. Подготовить презентацию на тему: « Интересные факты из жизни А.А.Фета или Ф. И. Тютчева». Выучить стихотворение А.А.Фета. – 2мин.
9. Литература.
http://www.literaturus.ru/2015/08/katja-otcy-i-deti-katerina-sergeevna-lokteva.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы
https://obrazovaka.ru/test/otcy-i-deti-s-otvetami-10-klass-po-romanu.html#ixzz5VPmuA5ZB
http://www.literaturus.ru/2015/08/katja-otcy-i-deti-katerina-sergeevna-lokteva.html
http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-ottsyi-i-deti
https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-romana-otcy-i-deti