Сюжетно-ролевая игра
Мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли.
К.Гросс
Сюжетно-ролевая игра
— это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности.
В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие.
Воссоздание осуществляется за счет игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации, что позволяет детям реализовать сюжетное событие или цепь событий, определяющих смысловой контекст игры.
Специфика сюжетно-ролевой игры
выражается в том механизме, посредством которого осуществляется игровая деятельность.
В качестве такого психологического механизма выступает замещение .
Игровые замещения
1. Предметное игровое замещение связанно с расхождением смысла действия и операций , с помощью которых оно осуществляется. Оно предполагает осознание ребенком и обозначение смысла этого действия и того, что он реально делает («скачет па коне», подпрыгивая на стуле).
2. Вербальное игровое замещение - широкое включение речи, поясняющей условное значение предметной ситуации, роли, действия.
Игровые замещения
3. Создание и обозначение игрового пространства : начиная игру, дети говорят: «Здесь будет наш дом», «Это у нас автобус»; или: «Здесь поликлиника» и т. п.; таким образом они обозначают определенное игровое пространство, создают аналог реальной предметной ситуации.
Способы построения игры
- развертывание сюжета в единстве двух планов – предметного и вербального игровых замещений.
Конкретный способ построения игры характеризуется тем, какой из элементов структуры, сюжета выступает для ребенка определяющим и в каком по форме игровом действии он реализуется.
Способы построения игры
- Способ предметно-игровых действий при построении игры выражается в том, что основным в сюжете для ребенка выступает реальное предметное действие, имитируемое через действие с игровым предметом и обозначамое ребенком в речи.
- Ролевое поведение : основным в сюжете для ребенка выступает персонаж, имитация характерных для него действий; связано с обозначением условной ролевой позиции (через предмет или речь), подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых определяется ролью.
Способы построения игры
3. Сюжетосложение: данном способе для ребенка ведущими выступает целостное событие, включающее персонажей и их действия. При этом способе обозначение и развертывание последовательности событий осуществляется ребенком преимущественно в речевом плане с минимальным их опредмечиванием через предметно-игровые действия.
Сюжет игры
представляет собой развернутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которых они находятся, отношений, в которые они вступают.
Структура сюжета :
- персонажи, 2) ситуации, 3) действия,
4) предметы, 5) отношения.
Типы сюжетов
- Сюжеты, описывающие действия единственного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях.
Например:
«Мишка и кукла обедают»
«Шофер едет на машине»
Типы сюжетов
2.Сюжеты, включающие несколько персонажей с наборами соответствующих действий, в которых связь персонажей и их действий определяется общей предметной ситуацией:
а)несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации ( два солдата маршируют, ползут, стреляют; три поросенка строят себе дом);
б) связь персонажей через последовательный обмен действиями ( парикмахер и клиент, врач и пациент ).
Типы сюжетов
3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа (мама—дочка, врач—больной), взаимодействующих в одной предметной ситуации.
Связь между отдельными элементами сюжета задается через функциональное взаимодействие персонажей.
Персонажи связаны отношениями руководства и подчинения.
Типы сюжетов
4. Сюжеты, в которых наряду с набором действий, приписанных определенным персонажам, описаны, заданы отношения и взаимоотношения между ними (дети должны подчиняться требованиям воспитателя, медсестра — требованиям врача и т. п.).
Мотивы детей в игре
- желание ребенка действовать, как взрослый;
- воссоздание эмоционально значимых реальных событий;
- воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, сверстника через принятие его роли;
- общение со сверстниками;
- придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности.
Содержание игры
Человек среди людей — вот основное содержание сюжетно-ролевой игры.
К содержанию игры можно отнести те действия, которые направлены на воспроизведение в игровой форме некоторых особенностей поведения человека в социальной среде с учетом социальных целей выполняемых действий и социально одобряемых способов их достижения.
Роль
– это обязательный набор действий и правил их выполнения, с помощью которых моделируются значимые события или значимые люди в определенных жизненных ситуациях.
Роль является образом того или иного человека, его отношений с людьми, его чувств и переживаний, но в играх детей могут появляться роли сказочных персонажей, образы животных, значимые для ребенка объекты окружающего мира.
Игровые действия
– это те действия, которые ребенок выполняет, реализуя взятую на себя роль (управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п.).
Своеобразие игровых действий состоит в том, что по своему внешнему рисунку они соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии, но совершаются игровые действия с предметами-заместителями.
- Своеобразие игровых действий состоит в том, что по своему внешнему рисунку они соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии, но совершаются игровые действия с предметами-заместителями.
Ролевые отношения
Реализуются в рамках выполняемой роли и связаны с действиями персонажа;
моделируются детьми как форма освоения детьми новых сторон социальной действительности.
Реальные отношения
возникают по поводу игры и связаны с игрой, являясь регулятором совместной деятельности детей:
- это действия по налаживанию совместной игры в ходе подготовки и в процессе игры;
- пояснение и оценка действий друг друга в ходе игры;
- действия не связанные с игрой, но обусловленные характером межличностных отношений в группе; в них реализуются нормативные требования к организации поведения.
Правила
задаются содержанием игры, они всегда связаны с воспроизведением социальных отношений (продавец и покупатель, капитан-пассажиры-матросы и др.), т.е. с ролевыми отношениями.
Уровни освоения сюжетной игры детьми 2-3 лет
Оптимальный уровень
Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие. Появля ются воображаемые предметы и воображаемые действия.
Оптимальный уровень
Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие. Появля ются воображаемые предметы и воображаемые действия.
Недостаточный уровень
Игровые действия однообразны. Ребенок отражает в игре хорошо знакомые, не всегда связанные по смыслу действия. Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично. Предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя. Редко включается в игру со сверстником. Игровую роль не принимает.
Низкий уровень
Игры детей однообразны и примитивны по содержанию. Преобладание предметной деятельности. Ребенок не использует предметы-заместители. Предпочитает одиночную игру. Игровое сосредоточение недостаточное: начинает игровые действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не развив сюжет.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми четвертого года жизни
Оптимальный уровень
Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты. Владеет способами ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа. Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. Меняет интонацию голоса в зависимости от роли. У ребенка есть любимые роли, которые он охотнее всего выполняет. Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя. Проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов, выступает с предложениями по поводу игры. Ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры. Доброжелателен в игровом общении со сверстниками, стремится договариваться об игре.
Достаточный уровень
Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты. Владеет способами ролевого поведения, называет свою роль. Обращается к сверстнику по имени игрового персонажа. Вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. В совместной игре с воспитателем меняет интонацию голоса в зависимости от роли. У ребенка есть любимые роли, которые он охотнее всего выполняет. Использует разнообразные игровые действия. Проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов. Ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры. При выборе предметов-заместителей требуется небольшая помощь воспитателя. Охотно вступает в игровое общение со сверстниками, стремится договариваться об игре.
Недостаточный уровень
Игровые сюжеты однообразны. Использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, называет свою роль. Затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа. В ролевом диалоге с воспитателем и со сверстником требуется помощь взрослого. В совместной игре с воспитателем меняет интонацию голоса по подражанию взрослому. У ребенка есть роли, которые он охотнее выполняет. Использует однообразные игровые действия, называет их. Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет. Ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры при помощи воспитателя. При выборе предметов-заместителей требуется помощь взрослого. Вступает в игровое общение со сверстниками, затрудняется договариваться об игре.
Низкий уровень
Игровые сюжеты однообразны. Использует преимущественно предметные способы игры. В совместной игре с воспитателем использует предметы-заместители, называет свою роль. Затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа. Испытывает затруднения в ведении ролевого диалога с воспитателем. В ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого. Использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их. Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет. Ребенок сам выбирает предметы для знакомой игры. При выборе предметов-заместителей требуется помощь взрослого. Испытывает затруднения в игровом общении со сверстниками, предпочитает играть один.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5 лет
Оптимальный уровень
Характерно разнообразие сюжетов. Ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, стремится к использованию изобразительных игровых действий, появляется речевое игровое замещение. Ребенок называет свои игровые действия, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером. Он выдвигает игровые замыслы, проявляет инициативу в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей. Инициативен в придумывании игровых событий, проявляет творчество. Обозначает часть сюжета речью — «Как будто мы уже...». Проявляет творчество в создании игровой обстановки. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
Достаточный уровень
Отражает в самостоятельной игре взаимосвязанные сюжетные эпизоды. Ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками, включается в ролевые диалоги. Может исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использовать предметы-заместители. При этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами-сверстниками. Смена роли в игре осуществляется с помощью воспитателя. Не всегда инициативен в придумывании игровых событий. Может проявлять инициативу в развитии игрового сюжета или в создании выразительных образов игровых персонажей. Самостоятельно создает игровую обстановку. Проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Недостаточный уровень
Характеризуется однообразием сюжетных эпизодов. Ребенок включается в ролевые диалоги со сверстниками. Затрудняется исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре. Пользуется ролевой речью, использует предметы-заместители. Испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами-сверстниками. Смена роли осуществляется в совместной с воспитателем игре.
Не проявляет инициативу в придумывании игровых событий. Создает игровую обстановку. Не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Низкий уровень
Характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, эпизодов. Ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую роль. Испытывает затруднения при обозначении игровой роли. Включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре. Не может исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре. Пользуется ролевой речью при помощи взрослого. Испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами-сверстниками. Нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки. Не проявляет доброжелательности по отношению к игровым партнерам, вступает с ними в конфликты или избегает общения.
Уровни сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста
Оптимальный уровень
В игровой деятельности присутствует предварительное обозначение темы игры, двух или трех игровых событий. Дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновременно «открытостью» по отношению к новым игрокам. Дети способны согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Для них характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.
Для детей- «сочинителей» наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане с минимальным опредмечиванием сюжета. В их деятельности хорошо заметен переход к игре-фантазированию. Как правило, дети-«сочинители» фантазируют, объединившись по двое и образуя устойчивое игровое, объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллективных играх, где становятся носителями игрового замысла, и благодаря им идет продвижение сюжета вперед.
Это заводилы, у которых придумывание игровых событий преобладает над их реализацией через создание образов игровых персонажей и выполнение игровых действий.
Для детей- «исполнителей» наиболее интересен процесс создания игровых образов в сюжетно-ролевой игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для этого они используют разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Создаваемые образы выразительны, отличаются интересными ролевыми репликами. Дети-«исполнители» активно реализуют общий игровой замысел. Их участие в игре характеризуется увлеченностью.
Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить с ними, содержательное общение, основанное на умении согласовать замыслы и, при необходимости, уступить.
Для детей- «режиссеров» характерна их высокая активность как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.
Их проявления позиции субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и Конфликтов, отличаются развитым чувством справедливости, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию.
Для них характерен положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к справедливости.
Для детей- «практиков» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно.
Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел.
Для них также характерен положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками.
Достаточный уровень
Для детей характерно построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор, определяющий ее тему и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла.
Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов, дети меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет. Особенно привлекательные игровые события могут повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь...» свидетельствует о намерении согласовать замысел с партнером. Для сюжетов игр свойственно отражение отношений между персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, сказочные и др.) действия.
В сюжетных событиях часто находят отражение отрицательные эмоции игровых персонажей, которые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых.
В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают темам, содержанию разговоров героинь телесериалов. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды. Им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов их роли.
Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий умений обратиться к сверстнику принять его предложение, аргументировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивидуальной и обратно к совместной.
Игровые объединения являются относительно устойчивыми. В игра детей появляется лидер — организатор, который задает тон игры в соответствии со своими желаниями и интересами, решает, кого принять игру, а кого нет. Под влиянием лидера в рамках играющей подгруппы проявляется внимание по отношению к партнерам, их предложения выслушиваются, хотя и не всегда принимаются. К детям со стороны проявляется или безразличие, или недружелюбие, которое выражается в речи или в экспрессии: «Тебе нельзя!», «Ты не будешь с нами играть!». Недовольство выражается мимикой, отталкивающими движениями или жестами. Это связано с тем, что в общей игре каждый ребенок еще стремится развивать свою тему, события, разыгрываемые совместно, чередуются с индивидуальной игрой.
В общении внутри своего игрового объединения проявляется доброжелательность, склонность к проявлению сочувствия в ситуациях, требующих помощи. При этом часто дети не умеют адресовать общение сверстнику, не могут найти аргументы, чтобы отстоять свои замыслы. Поэтому в общении дети с отрицательной направленностью взаимодействия чувствуют себя крайне дискомфортно, попадают в зависимость от более инициативных сверстников-лидеров.
Для детей с оптимальным и достаточным уровнем развития субъектной позиции характерными являются различия в играх девочек и мальчиков. Девочкам более интересен подготовительный этап игры, он вызывает интенсивное игровое общение. Для мальчиков в большей степени присуще предметно-словесное обозначение игрового места, например, при помощи строительного материала — «Давайте здесь гараж...», но чаще для них вся групповая комната — воображаемый мир, а подготовка к игре занимает незначительное время.
Недостаточный уровень
Дети преимущественно играют в сюжетно-ролевые игры, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные темы. Типичный пример такого сюжета: «Мама приводит дочку к врачу, врач осматривает и лечит руку, мама с дочкой идут в магазин и покупают апельсины»; затем ситуации повторяются с небольшими изменениями, приобретая «круговой» характер.
Наряду с предметно-игровыми действиями используются замещающие и изобразительные, например, «Продавец раскладывает товар, берет плату, выбивает чек» (выбивание чека — «чик-чик-чик», при этом ребенок просто дотрагивается пальцем до стола, как бы выбивая чек).
Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует, что ведет к непониманию действий партнера и рассогласованию замыслов детей в игре. Игра превращается в параллельную, где дети исполняют одинаковые роли и копируют действия друг друга.
Ролевые диалоги короткие и слиты с обозначением игровых событий. Это приводит к тому, что они не связаны по содержанию, и дети не всегда понимают друг друга. Как следствие — негативная оценка детьми друг друга, создающая отрицательный эмоциональный фон игрового общения и определяющая переход от совместной игры к индивидуальной.
Сюжет строится через принятие роли и стремление завязать ролевой диалог. Для детей характерно стереотипное разыгрывание одних тех же сюжетов и ролей от игры к игре, что приводит к ритуализации деятельности, ее частому повторению без изменений.
Игровые объединения относительно устойчивы или неустойчивы. Обнаруживая стремление к организационному общению в игровой деятельности, дети не удерживают его цели, не умеют согласовывать замыслы со сверстниками, что приводит к прекращению деятельности как совместной или возникновению конфликтов.