Орг.момент. Актуализация.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Назовите период Древнерусской литературы. (- XI-XVII в.)
-Создатели славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
-Жанры Древнерусской литературы. (Житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописное сказание, летопись.)
-Главный письменный памятник древнерусской литературы. (Повесть временных лет.)
-Кто первым начал хронику «Повесть временных лет»? (Нестор-летописец.)
Словесное рисование.
-Представим на миг, что мы перенеслись на 1 000 лет назад и оказались в келье летописца….
СЛАЙД
Устное словесное рисование по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец»
-Что мы видим на картине?
Нестор трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горит лампада у иконы. Летописец пишет на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.
Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
-Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление? (Мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени)
Открытие нового знания.
-В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.).
В первом предании ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. О чём повествует другая история - «Сказание о белгородском киселе» - нам сегодня предстоит выяснить.
СЛАЙД
ТЕМА «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра.
-Прежде всего, определите жанр это произведения. Вам поможет заглавие. (сказание)
-Что же такое сказание? (предположения детей)
СЛАЙД (запись в тетрадь)
Сказание-это общее название произведений фольклорного характера к сказаниям, относится предание былины и другое их особенностей, считается историческая основа в большинстве случаев сказаний, повествует о реальных произошедших в действительности событиях, однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание определение. Данного жанра можно сформулировать следующим образом: (чтение учеником слайда) сказание - это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях.
- а литературная энциклопедия нам сообщает (чтение 2 определения со слайда) «сказание» в древнерусской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, то есть письменный рассказ.
-Как любой жанр, сказание имеет свои особенности, давайте попробуем их определить. Внимательно перечитайте термин и попробуйте определить несколько особенностей самостоятельно.
СЛАЙД (запись)
Особенности сказания:
- Устная форма передачи — сказания изначально передавались устно, от одного поколения к другому. Поэтому они отличаются простым и доступным языком, который понятен для широкой аудитории.
- Легендарные сюжеты— сказания содержат легендарные сюжеты, где исторический факт соединяется с мифическими элементами.
- Сказания часто содержат элементы фантастики, мифологии и магических существ.
- Герои сказаний — главными героями сказаний часто являются князья, воины, богатыри и героические личности, которые исполняют важные задачи и совершают подвиги. Они отражают качества и идеалы древнерусского воина.
- Поучительный характер — сказания несут в себе моральные уроки и жизненные ценности, которые передавались от поколения к поколению. Они учат справедливости, добру, смелости и патриотизму.
ЧТЕНИЕ СКАЗАНИЯ.
Беседа по содержанию услышанного (прочитанного).
- Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании? (ответы детей)
-Как мы узнаём о том, что это фрагмент летописи? (Особенность летописи «В лето 997»)
СЛАЙД
-Когда происходит действие «Сказания…»? Как вы думаете, описано реальное историческое событие или вымышленное? Посмотрите на слайд, там представлена дата написание летописи «Повесть временных лет». (Описанное событие происходило почти за 100 лет до того события, как Нестор написал свою летопись. Значит, можно сделать вывод, что автор записывал то, что хранила народная память. «Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читали это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали их сомнению.)
-Где происходит действие? (Белгород киевский)
СЛАЙД
-Белгород Киевский (так в Древней Руси назывался город) - резиденция (замок) великих князей Киевских, стоявшая в десятке вёрст к западу от Киева, на реке Ирпень. Согласно Радзивиловской летописи, в 991 году князь Владимир Святославич «заложил град Белгород» (то есть окружил поселение стеной) «и собрал в него от иных городов, и много людей свёл в него, потому что любил град сей». Город стал одним из самых прочных форпостов в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке — центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники великого князя либо его союзники. После разрушения монголами (1240) пришёл в упадок. В настоящее время — село Белогородка Киево-Святошинского района.
-Кто такие печенеги? Какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли? (враги Руси, кочевники-захватчики. «Не давали выйти из города, осада затянулась»)
-Что такое «осада»? Почему в тексте говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный »? (город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
-Что жители сделали после начала осады? Что такое вече? Чтение сноски. (Жители устроили вече, народное собрание, на котором обсуждали план действий.)
-К какому решению пришли жители на вече? Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Решили сдаться. Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода. )
-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
-В чём заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода. Старец был их единственной надеждой на спасение, и они ему верили, даже не догадываясь.)
-Как вы понимаете русскую пословицу: «Хитрость силу борет»? (Это означает, что даже если у вас нет физической силы, вы можете преуспеть, если примените свой интеллект и находчивость.)
-Вспомните, каким героям мифов удавалось победить врагов с помощью ума, хитрости? (Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем Никто. Он же, Одиссей, посоветовал ахейцам сделать Троянского коня, с помощью которого была завоёвана Троя.)
-Прочитаем эпизод, когда печенеги пришли в город стр. 92, 5 абзац «И пришли они в город, и сказали им люди…». Какой источник пропитания сказали люди? («Мы имеем пищу от земли».)
-Какой смысл заложен во фразе горожан «Мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
-Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
Обобщение и систематизация.
- Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? (Сказание начинается описанием осады Белгорода печенегами и царившего в городе голода. Сказание завершается удивлением печенегов и снятием осады. Трагическая ситуация разрешилась благополучно, в этом состоит жизнеутверждающая концовка сказания - нет такой трудности, которую не смог бы преодолеть наш народ.)
-Какие особенности древнерусской литературы проявились в "Сказании о белгородском киселе"? (Отсутствие вымысла. Отсутствие авторства. Поучительный характер. Патриотизм в произведении. Легендарный сюжет.)
- Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается? (В тексте часто повторяется союз "И": "И сказали, и поведали, и собрал". Использование этого союза в начале или в середине предложения является одной из характерных особенностей древних летописей. Он показывает продолжительность действия, его непрерывность, передает последовательность событий.)
-Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён? (В этом рассказе отражена народная мудрость и смекалка, хитрость. Он стал символом народной хитрости, способной победить любого врага, символом стойкости и патриотизма простых людей. Он показал, что побеждать можно умом.)
- Какие наставления содержит "Сказание о белгородском киселе"? (Это сказание содержит следующие наставления: 1. Любить Родину, защищать родную землю. 2. Быть хитрыми и находчивыми. 3. Не сдаваться, искать выход из любой ситуации. 4. Не сила побеждает, а хитрость и правда.)
Рефлексия.
– Что даёт людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времён? (ответы детей)
Д/з + оценки.
СЛАЙД
Принести тексты (взять в библиотеке).
Прочитать «Сказание о походе князя Олега на Царь-град» и «Предание о смерти князя Олега»