СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скажем вредным привычкам "Нет!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа о вреде курения для старшеклассников

Просмотр содержимого документа
«Скажем вредным привычкам "Нет!"»


Открытый классный час

«Скажем вредным привычкам «Нет!»


Цель: повышение культуры знаний учащихся по проблеме, профилактика антисоциального поведения, формирование социальных навыков


Задачи: обсудить причины появления вредных привычек; раскрыть механизм привыкания; закрепить ранее полученные сведения о вреде никотина, показать разрушительное действие курения на организм


Подготовительная работа: подбор и изучение литературы по теме, подготовка и распечатка анкет, тестов, тренингов и рекомендаций по проблеме


Участники: учащиеся, классный руководитель, психолог


Эпиграфы:

«Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой, верной стороны освещает для него все явления жизни» (Л.Н.Толстой)

«В зависимость попасть, так и не поживёшь всласть»


Ход классного часа:


Учитель: Сегодня мы с вами начинаем цикл бесед, посвящённых вредным привычкам, способности и возможности им противостоять. Великий Сократ говорил: «Я собираюсь посвятить оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная как должно поступать верно, поступают всё же неверно». Мы обсудим проблему курения, вернее , нашего отношения к нему. Попробуем сегодня узнать больше об этом, попытаемся понять, почему вопреки здравому смыслу люди курят, сделаем для себя вывод: курить или не курить. Предоставим слово историкам. Они расскажут нам об истории развития табакокурения.



Историк 1: Зло зародилось в VI в. до н. э. Спустя пять столетий неизвестный американский абориген наткнулся на невзрачный кустик и неизвестно почему принялся его жевать. Эффект оказался ошеломляющим: у первого потребителя табака закружилась голова, чувство бодрости и восторга наполнило всё его существо. Растение было незамедлительно преподнесено шаманам как великий дар богов. С этого времени табак стал необходимой составной частью религиозных обрядов.


Историк 2: Один из самых «молодых» пороков – курение табака имеет почти 500-летнюю историю. Открытие Христофором Колумбом в 1492 году Америки связано с открытием многих новых растений, среди которых был и табак. Вопреки строгому запрету великого мореплавателя, некоторые из его моряков тайно провезли листья и семена табака в Европу. Сначала табак был объявлен всеисцеляющей лечебной травой. В одной испанской книге в 1543 году так описывались его чудодейственные свойства:

«Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль, вылечивает головную боль…»

Поэтому нет ничего удивительного в том, что табак быстро завладел аристократическими салонами ещё в 16 веке и стал особенно популярным в 17 и 18 веках. Люди начали курить, нюхать и жевать табак, быстро стало популярным и курение трубки.

Историк 3: Рекомендуемый вначале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрёл дурную славу, и испанская королева Изабелла прокляла его заодно с теми, кто его курил. Его примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Фёдорович Романов ввёл наказание каждому, кто курит: первре нарушение – порка, вырывание ноздрей и ссылка в сибирь, второе – смертная казнь. В 1604 г. английский король Джеймс I назвал курение «привычкой, противной глазу, омерзительной носу, вредной мозгу, опасной лёгким». Турецкий султан Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни. К страстным курильщикам применялись различные виды казни: отсечение головы, сожжение, посадка на кол, - но уже ничего не могло остановить распространение этой «дымящей отравы». В 1697 году в России Петром I отменён запрет на курение. Аннулированы все запреты на курение в Китае и Японии.


Экономист: Позвольте мне. Курение со временем превратилось в доходную статью для торговцев и правителей. Страны начинают вводить пошлину на табак, кто-то начинает осуществлять контрабандные операции, другие стараются расширять ассортимент табака. Вначале испанцы ревниво охраняли монополию на производство табака, но 1558 году придворный врач тайно вывез семена табака в Португалию, запрятав их в парике. Табак быстро распространился во всём мире. В Бразилии в середине 18 века начинают делать папиросы, а в начале 19 века – производить и сигареты. В условиях капитализма, когда рушились патриархальные традиции, а главной целью стало получение максимальных прибылей, количество потребляемого табака начало очень быстро расти.


Бизнесмен: Размах производства табачной продукции поражает воображение. Для никотинового бизнеса табак в США выращивают более 600 тысяч фермерских семей, в табачной промышленности заняты около 130 тысяч рабочих и 70 тысяч служащих. В табачном бизнесе имеют свои интересы более 5 миллионов предпринимателей. Ежегодно в бюджет США поступает более 6 миллиардов долларов от налога на продажу табачных изделий. Такой легализированный бизнес на здоровье людей не может быть перепрофилирован безболезненно для заинтересованных людей. Поэтому вопрос экономического выживания состоит в сохранении веры в безобидность, безвредность табачной продукции. Им есть что терять. Доходы от производства табачных изделий только в США составляют более 25 миллиардов долларов.


Аналитик 1: По данным конференции ООН по торговле и развитию, курильщики во всём мире расходуют ежегодно на покупку пяти триллионов сигарет от 100 до 120 миллиардов долларов. В среднем на каждого жителя Земли (учитывая детей и грудных младенцев) приходится по 1000 сигарет в год.


Представитель рекламного агентства: Рынок сбыта для торговцев табачными изделиями не имеет границ. Но чтобы эта огромная торговая машина работала, её нужно постоянно смазывать. Табачные компании тратят огромные деньги на рекламу табака, например в США эта сумма составляет 15 миллиардов долларов в год.


Аналитик 2: Согласно оценке ВОЗ, число курильщиков в мире составляет примерно 1,1 миллиард человек, т.е. курит 1/3 людей старше 15 лет. По прогнозам к 2025 году число курильщиков увеличится до 1,6 млрд. человек, если, конечно, не восторжествует здравый смысл.

В мире пассивными курильщиками является более 1 млрд. детей в возрасте до 14 лет.

В Беларуси курит почти половина взрослого населения (41,6%) Наибольшее число курящих регистрируется среди рабочих и тружеников сельского хозяйства, на втором месте учащиеся ПТУ, далее студенты техникумов и ВУЗов. В целом в Беларуси курят 64,1% мужчин и 19,7 % женщин.


Учитель: Раньше люди ничего не знали о токсическом действии табака. В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма вещества. Дадим слово представителям науки – нашим уважаемым биохимикам.


Биохимик 1: Установлено, что при курении происходит сухая дисцилляция и неполное сгорание табачных листьев. При этом выделяется дым, представляющий собой смесь, состоящую в среднем из 60% различных газов и 40 % микроскопических дегтярных капель. В газовой фазе содержится 59% азота, 13,4% кислорода,13,6% углекислого газа,около 4% угарного газа, 1,2% водяного пара, 0,1% синильной кислоты, оксиды азота, акролеин и много других веществ. Аэрозольная фракция дыма включает воду (0,4%), глицерин и спирты (0,1%), альдегиды и кетоны (0,1%), углеводороды (0,1%), фенолы (0,003%), никотин (0,02%) и др. Табачный дым содержит более 43 тысяч химических соединений, 43 из которых – сильнейшие канцерогены.


Историк 1: Кстати, никотин назван в честь предприимчивого французского посланника в Лиссабоне, который преподнёс Екатерине Медичи «всеисцеляющую траву » для лечения мигрени и разрекламировал табак как универсальное лечебное средство. Никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте.


Биохимик 2: В табачном дыму содержится в 10000 раз больше частиц, чем в самом загрязнённом воздухе промышленных предприятий. При выкуривании одной сигареты выделяется около 2 литров дыма, 75% которого попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми. В соответствии с основным действием, оказываемым на организм, вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме можно разделить на четыре группы: 1) канцерогенные вещества, 2) раздражающие вещества, 3) ядовитые газы, 4) ядовитые алкалоиды.


Врач 1: Первые научные исследования о вреде табака появились в 1940-1950. По данным последних исследований, в нашей стране с курением связано до 40% смертей от ишемической болезни сердца, до 30% - от онкологических заболеваний. Ежедневно страна теряет 42 человека из-за болезней, связанных с курением табака. В год это составляет 15,5 тысяч человеческих жизней.


Учитель: Так почему всё же люди начинают курить?


Ученик: Может быть курение помогает снять стресс?


Врач 2: Вы думаете сигарета действительно может помочь успокоится в сложной ситуации? При курении начинает вырабатываться гормон адреналин. При этом в первый момент сосуды расширяются, а затем резко сужаются, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, дыхание становиться более частым и глубоким. Интенсивная работа лёгких приводит к поступлению в организм большого количества дыма, сажи и других токсичных компонентов табака. Таким образом, сигарета – дополнительный стресс для организма, а не лекарство от него.


Учитель: Человек, который принимает решение пить, курить или употреблять наркотики, думает, что делает свободный выбор (хочу делаю, хочу не делаю). Но, во-первых, его мнимая свобода превращается скоро в несвободу, т.е. в зависимость, которая становится часто непобедимым пристрастием. Во-вторых, все человеческие отношения, сама жизнь построены на основе определённых нравственных норм и целей. Всё подчиняется тем правилам, которые способствуют жизни на земле. Подлинная, настоящая цель возможна только тогда, когда она осознаётся и принимается человеком внутренне (и умом, и душой). Выбранные нами цели могут возвышать и опустошать. Поэтому так важен мотив.


Психолог: Говорят, человека никогда не будут любить, если он не рискнёт «побыть нелюбимым», т.е. в какой-то ситуации противостоять другим. Значит, ему придётся сказать «нет». Вы должны быть уверены в том, что имеете право на отказ, на своё мнение.


Психолог: Свобода и несвобода выбора в случае с вредными привычками во многом зависит от того окружения, в которое человек попадает.


Анкета

  1. Вас приглашали в малознакомую компанию? да; нет

  2. Если пригласят, вы пойдёте?

- да - нет - подумаю

- по обстоятельствам - буду сомневаться

  1. Вы уверены, что сможете сказать твёрдое «нет», если вас будут уговаривать выпить спиртное или принять наркотик?

да, нет, не уверен(а), не знаю

  1. Что вы предпримете, чтобы защитить себя от принуждения?

- постараюсь отвлечь тех, кто настаивает

- призову на помощь друга, с которым пришёл (пришла)

- буду имитировать звонок от родителей

- скажу «нет» настолько твёрдо, что все поймут, что настаивать

бесполезно

- постараюсь незаметно уйти

  1. Вы владеете специальными приёмами по самообороне?

- да - нет - учусь - не задумывался(лась) об этом

  1. Ваши родители всегда знают, где и с кем вы проводите свободное время?

- всегда - никогда - иногда сообщаю

- меня всегда об этом спрашивают - находят по мобильному


Психолог: Должна заметить, что люди с уравновешенной нервной системой обычно более спокойны, выдержаны и рассудительны. Такие не бросаются по первому зову в незнакомую компанию. Они собирают информацию и всё взвешивают. А вы хотели бы узнать степень уравновешенности вашей нервной системы?


Учащиеся работают с тестом.



Тест.

  1. Можно ли вас назвать спокойными выдержанным человеком?

- да - нет - иногда можно - можно

  1. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

- нет -не знаю - иногда - да

  1. Часто ли у вас бывают поводы для раздражений и обид?

- да - иногда - не знаю - нет

  1. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

- да - иногда - не знаю - нет

  1. Доставляет ли вам удовольствие тяжёлая физическая работа?

- нет - иногда -не знаю - да

  1. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

- часто - иногда - очень часто - никогда

  1. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

- очень часто - часто - редко - очень редко

  1. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, от чтения литературы?

- легко - по-разному

- стараюсь не отвлекаться - не отвлекаюсь

  1. Легко ли вы расстаётесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?

- легко - по-разному

- с трудом - с большим трудом

  1. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

- нет, нельзя - не знаю

- иногда можно - да, можно


Подсчитайте, сколько раз вы выбрали последний или предпоследний вариант ответа. Определите балл:

Кол-во предпоследних и последних вариантов ответов

10-8

7-6

5-4

3-2

1-0

Баллы

5

4

3

2

1

Оценка уравновешенности нервной системы:

5 баллов – преобладает уравновешенность

4 балла – имеет место уравновешенность

3 балла – свойство неопределённо

2 балла – имеет место неуравновешенность

1 балл – преобладает неуравновешенность







Тренинг

Упр. 1 Что ты думаешь о курении? (запишите на листочке одну фразу, отражающее ваше мнение)

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Упр. 2 Назови три причины, почему молодёжь начинает курить:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назови три причины, почему они НЕ начинают курить:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упр. 3 Заполни таблицу. Согласен ты или нет:


  1. Курить, чтобы произвести впечатление на других


  1. Покупать сигареты под влиянием рекламы


  1. Курить потому, что курит кто-то, кого любишь


  1. Курить потому, что курят дома



Упр. 4 Можешь ли ты сказать: «нет»?

Приведи три примера отговорок или отшучиваний, если тебя пытаются заставить закурить:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. 5 Ты должен уметь объяснить, что для тебя является плюсами и минусами курения.

Возможные плюсы

Возможные минусы







Учитель: Я очень надеюсь, что всё услышанное сегодня вами сформирует фундамент вашего здорового будущего. Мне очень хочется, чтобы вашим девизом стало утверждение: «Я не курю, потому что это мой осознанный выбор»





Ученик 1:

«Нет» - всем бурям, бедам, грозам.

«Нет» - давленью и угрозам.

«Нет» тогда, когда соблазны,

С алкоголем всегда праздник.

«Да» - всему, что дарит счастье,

Что препятствует ненастьям,

Что даёт здоровье, силу,

Помогает жить красиво.



Ученик 2:

Пусть много радостных забот

Тебе день каждый принесёт.

Привычкам вредным – нет! Живи

В здоровье, счастье и любви!