Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в
школе (экспертная оценка учителя) Э.М. Александровской
1 ШКАЛА - УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ
5 баллов - активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.
4 балла - на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.
3 балла - редко поднимает руку и правильно отвечает.
2 балла - учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.
1 балл - пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.
0 баллов - учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.
2 ШКАЛА - УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки.
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их замены.
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.
1 балл - частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.
0 баллов - плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.
3 ШКАЛА - ПОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ
5 баллов - сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
4 балла - выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке.
3 балла - изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками.
2 балла - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.
1 балл - требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
0 баллов - не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).
4 ШКАЛА - ПОВЕДЕНИЕ НА ПЕРЕМЕНЕ
5 баллов - высокая игровая активность (охотно участвует в подвижных играх).
4 балла - активность выражена в малой степени, предпочитает чтение книг, спокойные игры.
3 балла - активность ребенка ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку.
2 балла - не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой.
1 балл - пассивен, движения скованы, избегает других детей.
0 баллов - часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, кричит, бегает.
5 ШКАЛА - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
5 баллов - общительный, легко вступает в контакт с детьми.
4 балла - малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети.
3 балла - сфера общения ограничена, контактирует только сознакомыми детьми.
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 балл - замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.
0 баллов - проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.
6 ШКАЛА - ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ
5 баллов - проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремиться понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.
4 балла - дорожит хорошим мнением о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
3 балла - старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо.
0 баллов - общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.
7 ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
5 баллов - хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
4 балла - спокойное эмоциональное состояние.
3 балла - эпизодическое появление сниженного настроения
2 балла - отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость.
1 балл - отдельные депрессивные проявления слез без причин, агрессивные реакции.
0 баллов - преобладание депрессивного состояния, агрессия проявляется и в отношении с детьми, и в отношениях с учителями.
Обработка результатов:
22-35 – зона адаптации
15-21 – зона неполной адаптации
14-0 – зона дезадаптации