СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слого-буквенное лото"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В форме игры, ученики составляют слово, которое на уроке будет ключевым. Это позволяет им поставить учебную задачу, развивает все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, каллиграфическое письмо)

Просмотр содержимого документа
«"Слого-буквенное лото"»

На уроках русского языка во 2-ом классе обязательным этапом урока является «Минутка чистописания». Чтобы избежать рутинности в переписывании слогов, буквосочетаний, слов и т.д. я составила цикл дидактических игр «Слоговое лото», которые являются «переходным мостиком» к изучаемой теме урока или к знакомству с новым словарным словом.

Цель таких игр – разностороннее развитие личности младшего школьника, что соответствует государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения.

Вытекающие задачи:

  1. Привитие интереса к учебному предмету «Русский язык»

  2. Развитие всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, каллиграфическое письмо)

  3. Совершенствование важнейших практических умений и навыков, обучение универсальным учебным действиям.

  4. Формирование детского речевого творчества через систему комплексной работы со звуком, буквой, словом, понятием; привлекая дополнительные информационные источники (словари, энциклопедии т.д.)

  5. Повышение орфографической зоркости и словарного запаса младшего школьника

  6. Создание потребности и желания использовать изученный материал на уроках и во внеурочном речевом общении. Ведь последнее, как известно, условие жизни человека, условие его нормального развития и бытия, что и подтверждается словами М.М.Бахтина, ставшими теперь почти что афоризмом: «Быть – значит общаться…»


Алгоритм проведения игры:

а). Чтение написанных буквосочетаний

б). Классификация буквосочетаний на группы по определенным признакам (работа ведется на индивидуальных досках, пишут маркером, работают сообща в паре)

в). Аукцион слов, полученных из буквосочетаний

г). Угадывание и выделение правильного слова (или слов)

д). Прогнозирование его значения и правописания

е). Проверка по толковому или орфографическому словарю

ж). Фиксация темы, понятия, словарного слова


Принцип дидактической игры «Слоговое лото» лежит в основе деятельностного метода, который я часто использую на уроках русского языка, как при открытии новых знаний, так и при решении частных задач.

Ненавязчивая игровая форма работы может сопровождаться стихотворением, которое приносит на урок литературный персонаж Незнайка, Хоббит и др.


Вот сейчас напишем слоги,

И из них мы сложим слово.

Слова наши разные:

Добрые, прекрасные,

Но они нам всем нужны-

Учат разуму они.


Тема: Слова – предметы.

1 урок. Ты // ед // ид // пре // при // дм // м’э // мет //

- На какие группы можно разбить написанное?

1). Закрытые и открытые слоги; не слоги

ед ты дм

ид пре

мет при


2). Слова; части слова; сокращенные слова



ты пре ед (единицы)


при дм (дециметр)


мет


- Какие слова можно собрать из слогов?

(ПРИМЕТЫ ПРЕДМЕТЫ)

- Что означают эти слова?

(После ответов детей целесообразно обратиться к «Толковому словарю», направив детей на нужное слово «предметы». После звукового анализа слова зачеркиваем в строчке чистописания слог ид, т.к. это орфоэпическая модель, а выбираем орфографическую и оформляем учебную тему урока:

СЛОВА – ПРЕДМЕТЫ. [ПР’ИДМ’ЭТЫ]

Далее, обращаемся к учебнику Р.Бунеевых «Русский язык» Раздел «Слово».

Подтверждаем правильность выбора слова и его написания, фиксируем ситуацию успеха и продолжаю работу по теме урока.


2 урок. Не // душ // оа // нн // ши // ев // ны // лён// е //

- Какие знакомые буквосочетания опасных мест увидели? (нн, ши)

- На какие группы можно разбить написанное?

(Возможно повторение групп из предыдущего урока и алгоритм игры повторяется.

Фиксация темы: одушевлённые и неодушевлённые предметы)

[ адушывл’оный’э]

3 урок. Во // ва // со // ей // ро // ра // бьи // би // оро // оло // на // ка //

- Назовите знакомые орфограммы (оро, оло, бьи)

Повторение алгоритма игры по классификациям на группы.

- Какие слова получились? Запись транскрипции:

[сарока], [варона], [вараб’эй], [вараб’и].

Прогнозируем, где могут быть опасные места в слове, затем ищем подтверждение в орфографическом словаре, вычеркиваем лишние слоги из строки чистописания. Запись с комментированием в тетрадь: сорока, ворона, воробей, воробьи.

- К какой группе предметов отнесём названия этих птиц: одушевленные или неодушевленные?

- Почему? Задайте вопросы.

Фиксация темы и отработка по теме: «Учусь задавать вопросы кто? и что?»

1 2 3 4 5 6

4 урок. Е // су // ны // щест // тель // ви //

- Попробуйте составить новое слово по подсказке: 246531.

Существительные

- Кто знает, что обозначает это слово?

- Вслушайтесь в его произношение: что-то существует, существенное.

Фиксация темы: Существительные – так лингвисты называют слова – предметы. Это научное понятие. Мы сегодня будем учиться находить имена существительные в тексте.


Русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых…

Кажется, что все-то нам давным-давно известно о слове. Ну, слово и слово. Просто и понятно. А ведь СЛОВО – НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО, САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ!