СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова близкие по значению. Синонимы. 2 класс ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала , формирование понятия «синонимы», научить различать слова со сходными значениями. Создать усовия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями, учились употреблять их в речи. Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Слова близкие по значению. Синонимы. 2 класс ПНШ»

Разработка урока

«Слова со сходными значениями. Синонимы.»

Программа: «Перспективная начальная школа»

2 класс



Предмет: русский язык



Авторы учебника: Н. А. Чуракова



Тема урока: «Слова со сходными значениями. Синонимы.»

(урок изучения нового материала).



Разработала:

Бойко Наталья Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ

СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова г.Туапсе


2012 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Оборудование:

учебники, тетради, словари, компьютер, мультимедиапроектор, слайды из презентации, конверты с заданиями по группам, карточки со словами сходными по значению (вьюга, метель, пурга, азбука-книга, букварь, боец – воин, солдат, смелый – храбрый отважный, страж – защитник), магнитная доска, магниты, мордашки человечков.



Тип урока: урок изучения нового материала



Методы урока:

частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.



Место урока: первый урок по разделу.



Формы урока: коллективная, фронтальная, групповая, парная.



Цель урока:

создать условия для формирования понятия «синонимы», научить различать слова со сходными значениями.







Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • умение выделить нравственный аспект поведения и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • составление последовательности действий; сличение способа действий с эталоном и внесение необходимых изменений в случае расхождений;

  • способность преодолевать препятствия.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • создание способов решения проблем творческого и поискового характера под руководством учителя.



Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.













Ход урока.

  1. Организационный момент.


Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!


Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения.


II.Актуализация знаний.


На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями, учились употреблять их в речи.


- Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка.


- Найдите в учебнике русского языка (1 часть) страницу, на которой мы закончили работу на прошлом уроке и посмотрите на страницу рядом. Назовите номер страницы (стр. 115), прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима. (ЧИТАЮТ ДЕТИ)

- Посмотрите внимательно на иллюстрации в учебнике, они помогут справиться с очередным заданием Анишит Йокоповны.

Найдите в тексте слова сходные по значению (близкие по смыслу).

- Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их?

(вьюга, метель, пурга)


III. Цель урока

- Какие слова нас сегодня будут интересовать на уроке?

(слова со сходным значением, близкие по смыслу)

На уроке мы узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи.




IV.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.


- К какому словарю надо обратиться, чтобы узнать толкование слова?

Найдите в Толковом словаре (учебник русского языка, часть2) слово «АЗБУКА».

Назовите страницу, где находится это слово.

Прочитайте словарную статью о нём.

- Что мы можем сказать о слове «АЗБУКА»? (слово «АЗБУКА» многозначное).

- Докажите.

- Найдите в этой же статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга, букварь (слово со сходным значением, близкое по смыслу).


Работа в парах: продолжите работу с Толковым словарём самостоятельно в парах (устно).

Найдите в Толковом словаре слова: боец, страж, смелый и отыщите в словарной статье каждому из них пару – слово, которое обозначает то же самое.

Боец – воин, солдат (кто? слова-названия предметов)

Смелый – храбрый отважный (какой? слова – названия признака предмета)

Страж – защитник (кто? слова-названия предметов)

Слова прикрепляются на доске.

- Можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет?

- На какой вопрос отвечают слова в каждой строчке?

- К какой группе слов относятся?

- А чем они похожи? (близкие по значению и отвечают на один вопрос)


Посмотрите на условный значок на полях. Куда отправляет на с учебник? (п\т упр 42) Откройте тетрадь, на какой странице находится упражнение?

( стр. 35)

Прочитайте задание, выполните и сравните свою работу с соседом по парте.

Встаньте, у кого совпали пары. ( Дети прочитывают по одной паре, проверка)


- Вернёмся в учебник ч.1 найдите упражнение 85, прочитайте стихотворение В. Друка.

- Как зовут девочку? Что делает Леночка Петрова? Прочитайте стихотворные строки. (Нежно смотрит на микроба)

- Что делает микроб? Прочитайте. (На неё глядит микроб)

- Найдите в этих строчках слова, близкие по значению.

- На какой вопрос отвечают оба слова? К какой группе слов относятся?

(что делает? слова названия – действия предметов)

- Являются ли эти слова родственными? Докажите, почему?

- А чем они похожи? (близкие по значению и отвечают на один вопрос)


- В упражнении 86 дан замечательный отрывок из стихотворения русского поэта Ивана Сурикова «Детство».

- Послушайте его (читают хорошо читающие дети). Все ли слова понятны?

- Подберите к выделенным словам синонимы. Запишите их парами в столбик. Для этого откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 86.


Работа у доски и в тетрадях

Хохочут – смеются

Перезябнешь – замёрзнешь

Бредёшь – идёшь

Ветхую – старую

Скинешь – снимешь

Заберёшься – залезешь

- Почему поэт употребил именно эти слова?


- Как же называются слова в русском языке близкие по смыслу?

Мудрая Летучая Мышь вам подскажет, будьте внимательны!

(правило в учебнике стр. 118)


Найдите в Толковом словаре слово ВЕТХИЙ, с помощью каких слов-синонимов объясняется его значение?

(старый, изношенный; немощный, слабый)


Чтобы понять как вы поняли сегодня тему урока предлагаю вам выполнить упражнение 87 в учебнике ч.1. (по заданию с записью в тетради) – дифференциация понятий омонимы и синонимы.

Правил – правило, правил – править (омонимы)

Смешалось, спуталось; сделалось, случилось (синонимы)






VII. Рефлексия деятельности.

(Слайд 1,2,3)

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Узнали, что сегодня вторник. Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным. Узнали, что такое синонимы)


- Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи? (Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно. Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.)

- Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию. Это слова близкие по значению. Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень.)

- Возьмите рисунок того человечка, который соответствует вашему настроению на этом уроке.



Резерв или домашнее задание: п\т стр. 38 упр 45.


(Слайд 4) Спасибо за работу на уроке, за ваши знания!




9