«Слово о полку Игореве». История открытия. Проблема авторства
Мотивирование на учебную деятельность СЛ. 1
Рассмотри иллюстрацию, прочитай текст и объясни, как ты понял высказывание М. Н. Сперанского.
«Слово о полку Игореве» — памятник несомненно письменный. Имя творца этого памятника нам неизвестно, все-таки мы ни на минуту не сомневаемся в том, что «Слово» написано точно так же, как Пушкин писал свои произведения, то есть такая же письменная поэзия, как современная нам. Но «Слово», кроме того, памятник народный, в нем отразилось народное мировоззрение XII века.
М. Н. Сперанский
Сформулируйте тему урока.
Повторение изученного.
Работа с рабочим листом.
Открытие «Слова…». (РЭШ УРОК № 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3077/main/ )
Посмотрите видеоролик об открытии «Слова о полку Игореве»(2 минуты). Сделайте записи в тетрадь основных событий, связанных с этим памятником, в виде таблицы. Даты в таблице уже проставлены.
Историческая основа «Слова…» (видеоролик смотрим далее 3 минуты)
-О чём это произведение?
-Когда произошло это событие?
В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты.
Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе севернорусской Лаврентьевской, другая – южнорусской Ипатьевской летописи. СЛ. 2
Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю.
Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен. Летописец с явным осуждением говорит об Игоре и его брате Всеволоде. Повествование носит религиозно-дидактическую окраску; в рассказе приводятся цитаты из «священного писания».
Перед нами две различные редакции исторической повести: одна из них была создана на юге Руси человеком, принимавшим близко к сердцу несчастья, постигшие северских князей и все южнорусские княжества; вторая появилась на северо-востоке, где события далекого юга уже мало волновали летописца, и рассказ о поражении Игоря он использовал в религиозно-дидактических целях.
Авторство «Слова…». Композиция. (видеоролик до конца)
Кто был автором «Слова о полку Игореве»? Установить имя создателя гениального произведения до сих пор не удалось, хотя автор постоянно заявляет о себе в «Слове», четко высказывает свои политические симпатии и антипатии, обнаруживает широкую осведомленность в событиях своего времени и прошлого, говорит о своих эстетических представлениях.
Относительно автора поэмы учеными выдвигалось и выдвигается огромное количество гипотез, предположений, догадок. Однако эти предположения и гипотезы не подкрепляются достаточным количеством фактического материала, поскольку «Слово» дошло до нас в единственном списке, да и тот не уцелел.
В числе предполагаемых авторов «Слова о полку Игореве» назывались галицкий премудрый книжник Тимофей, словутный певец Митуса, тысяцкий Рагуил, певец Ходына, летописец Петр Бориславич и даже сам князь Игорь, а также великий киевский князь Святослав Всеволодович. СЛ. 3
Среди этих многочисленных гипотез наиболее аргументированной представляется гипотеза Б. А. Рыбакова, подкрепляемая лингвистическим анализом текста летописи Петра Бориславича и «Слова о полку Игореве».
Ряд, интересных соображений об авторе «Слова» был высказан Д. С. Лихачевым в статье «Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». Исследователь предполагает, что автор участвовал в походе Игоря, изложил историю этого похода в летописи, передав заветные думы князя и одновременно, будучи певцом, создал «Слово о полку Игореве» и сам записал его текст.
Таким образом, вопрос об имени автора «Слова о полку Игореве» до сих пор остается открытым и ждет своего решения.
6. Знакомство со вступлением «Слова…», учебник с. 11-12
https://www.yandex.ru/video/preview/6454610009471170070 слушание с 7 минуты
- Чему посвящено вступление?
-Почему автор так подробно останавливается на поэтической манере Бояна и противопоставляет ей свою?
Язык, которым написано «Слово», невероятно поэтичен, текуч и звучен. Правда, многие слова остаются непонятными до сих пор. Даже простое выражение «растекаться мыслию по древу», взятое из «Слова» и ставшее сейчас крылатым, находится под вопросом. СЛ.4 Некоторые полагают, что в строчке «Боянъ бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслию по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», слово «мысль» выбивается из ряда животных – волка и орла. Есть версия, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» – в переводе с древнерусского «белка». В таком случае Боян пел обо всем мире в целом: бегал белкой по дереву, серым волком по земле, летал орлом под облаками.
СЛ. 5 Характеристика Бояна – одно из спорных мест произведения. Имя этого легендарного сказителя происходит от слова БАЯТЬ – значит ГОВОРИТЬ. По имени Бояна назван музыкальный инструмент.
7. Проверка первичного усвоения СЛ. 6
П
еред вами текст с пропущенными словами. Прочитайте его внимательно и, опираясь на полученные знания, вставьте подходящие по смыслу слова.
И
звестный коллекционер древних рукописей , работая в архивах Спасо-Ярославского монастыря , в году обнаружил уникальный список XVI века (рукописную копию) древнего манускрипта. Само произведение, по мнению исследователей, было создано в XII веке. По велению
д
ля неё была сделана копия, а в 1800 году был опубликован первый перевод рукописи. В году, во время нашествия Наполеона на Москву, список
века погиб в пожаре.
-Как вы поняли, о чём это произведение? Какова цель автора?
-Почему автор выбрал для своего произведения не победный поход русского князя, а историю поражения и пленения одного из князей? (На примере князя Игоря автор даёт возможность осмыслить события, чтобы понять причину поражения. Автор призывает к объединению русских князей, русских земель перед врагами. Ещё автор размышляет об общечеловеческих ценностях, о грехах – честолюбии и человеческой гордыне.)
Источники
В.В. Кусков История древнерусской литературы
БИБЛИОТЕКА ЦОК
РЭШ
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: пособие для учителя.—М. :Ваkо. 2022
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 10-е изд.,стереотипное. — М. : Просвещение, 2022.