Учитель: Галушко Инна Александровна
Дата: 25.02.2021
Тема «Сложение и вычитание дробей, смешанных чисел»
Класс: 5 В
Цели урока:
Образовательные.
- систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;
- повторение, закрепление и обобщение изученного материала;
- контроль за усвоением знаний и соответствующих учебных умений.
Развивающие.
- развитие математического кругозора учащихся;
- развитие умственной деятельности, памяти, внимания, мышления и речи;
- повышение интереса к предмету.
Воспитательные.
- воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах;
- формировать культуру речи, активность умение общаться;
- чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и навыков.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: карточки для работы в группах (с заданием); карточки для самостоятельной работы
Формы работ на уроке:
Структура урока
Организационный момент
Повторение и обобщение изученного материала:
- устная работа
- графический диктант
Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
- Древний свиток
- Решение задач
Физкультминутка
Работа по карточкам
Подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Царство чисел.
А как будет называться наше Царство, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать.
Молодцы, наше Царство называется Смешанные числа.
Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами? (Сложение и вычитание)
Итак, наше путешествие будет проходить по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Поставим цель перед собой? Какова цель нашего урока?
Повторение и обобщение изученного материала.
Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.
Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)
И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.
Итак, мы отправляемся в Царство чисел. Нужно будет ответить на вопросы.
- Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)
- Что означает черта в дроби?
- Как называется число, стоящее над дробной чертой?
- Как называется число, стоящее под дробной чертой?
- Что показывает знаменатель дроби, числитель?
- Что такое смешанные числа?
- Как найти целую и дробную части неправильной дроби?
- Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
- Как складывают и вычитают смешанные числа?
Хотелось бы отметить, что тема сложение и вычитание дробей и смешанных чисел встречается в ВсероссийскойПроверочнойРаботе.
А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.
- Открываем тетрадь и записываем число, классная работа и тему нашего урока.
Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним.
- Выполнять графическую работу.
Работаем самостоятельно , проверяет сосед по парте.
- Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет»-
1)
- правильная дробь
2)
3)
4)
5)
6)
7)
- правильная дробь
8)
- смешанное число
Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом).
Λ_ΛΛ_Λ_Λ
Теперь поднимут руку, те ребята:
которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок.
определили неточный маршрут и допустили 1-2 ошибки,
руку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок,
Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5)
Но с одной из них мы уже справились, выполнили 1 вершина- графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины.
Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
2 вершина. Продолжая путешествие, двигаемся к следующей вершине «Древний свиток» .
Работаем в паре.
В старом заброшенном замке мы обнаружили обгоревший Древний свиток. Изучая его, мы не сразу разобрались, как нужно его расшифровать. А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или « - »).
Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте поможем расшифровать этот свиток:
Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки, работаем в парах, затем ответы озвучиваем и каждый проверяет свою работу.
3 вершина. Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач»
Переходим к решению задач у доски.
Решение задач
№ 782
Физкультминутка
Правильная дробь – руки поднять вверх
Неправильная дробь – присесть, встать.
Смешанное число – хлопок.
Работа по карточкам
Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах.
Пересаживаю детей, так как разноуровневые задания, 2 ряд – самые сложные примеры, 1-3 ряды – более легкие. Каждый ряд разбиваю на группы по 4 человека.
В каждой карточке решая примеры, каждым ответам соответствуют буквы, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока.
На обратной стороне карточки вы записываете слово, которое получилось.
Выходим к доске с листиком.
Те дети , которые справились подходят в ту группу , где слабые дети.
«Знания собираются по капле»
Карточки для групповой работы
Карточка 1
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Карточка 2
20 | | 11 | | | | | | | |
т | я | с | и | б | с | р | а | о | ю |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8) 9)
10)
Карточка 3
| 11 | | | | | | |
я | е | л | п | р | а | о | к |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
«Знания собираются по капле»
Подведение итогов
Можно дать задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение.
А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете?
Учиться никогда не поздно.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Есть терпенье, будет и уменье.
Резерв - №783
Рефлексия
Наше путешествие подходит постепенно к завершению.
-Что вам понравилось больше всего?
-Что показалось трудным?
-Скажите, для чего нужны дроби в жизни человека?
Дроби – неотъемлемая часть нашей жизни. В истории стран много примеров того, как неточные инженерные расчеты приводили к разрушению мостов, зданий, церквей и других сооружений. Дроби играют важную роль, не только в математике, но и в обычной жизни и самых разнообразных профессиях. Повар, врач, портной, водитель- все эти профессии включают в себя знание дробей.
Оцените свою работу на уроке с помощью 10ти балльной системы.
Теперь хотелось бы мне оценить вашу работу на уроке. Спасибо дети за урок, мне понравилось как вы все работали, тему освоили все. Выставление оценок.
Домашнее задание
5 вершина. И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» нашего путешествия в Царство «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома. (Дз на выбор)
1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями
2) сказку о дробях или придумать ребус
3) рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»