Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе
Тема: СПП с придаточным определительным и местоименно-определительным
Планируемые результаты: ученик научится или получит возможность научиться на уроке различать придаточные определительные предложения и местоименно-определительные придаточные предложения.
Формирование предметных навыков: уметь пользоваться алгоритмом определения вида придаточных предложений в СПП.
- уметь различать придаточные определительные и придаточные местоименно-определительные в СПП, составлять схемы предложений.
Формирование метапредметных навыков:(познавательных УУД): развивать умение исследовать лингвистический и художественный материал для подтверждения своих мыслей; конструировать ту или иную структуру предложения и использовать в письменной речи. (регулятивных УУД): развивать внимание; развивать навыки проверки. (коммуникативных УУД): развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения предложений. адекватно выражать свое отношение к прочитанным и услышанным фактам. (личностных УУД): развивать критическое мышление и внимание к научным фактам, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Этапы урока
I. Вызов
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие.
Сегодня на уроке русского языка мы постараемся показать свои способности. Но при этом должны помнить, что от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
Дети приветствуют друг друга, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на успешную работу в классе.
1 мин
Коммуникативные УУД: Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержания урока.
Учитель актуализирует изученный способ определения вида придаточных предложений в СПП на материале (задание: составьте схемы предложений и определите вид придаточных)
1. У тебя есть место, где ты родился, открыл глаза и увидел мир.
2. Воздух был полон той свежести, которая бывает только после грозы.
3. Письмо, что ты мне написал, меня очень обрадовало.
4. Мы пошли в ту сторону, откуда были слышны голоса туристов.
5. В биографии Чехова нам важно то время, когда он решил отправиться на Сахалин.
Вопросы для первичного закрепления:
- Как вы думаете, как будет называться тема урока?
-На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
-Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного (нет, оно стоит после главного).
-Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)
Дети отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.
Рассмотрим еще одно предложение: Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. Задание:-постройте схему этого предложения -что общего у него с предложениями, которые мы рассмотрели? -в чем различия? (давайте, сравним свои наблюдения с правилом в учебнике) придаточ. часть стоит в начале СП, относится к местоимению.
Итак, придаточные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям, употребленным в значении сущ., называются местоименно-определительные.
Как вы думаете, какой недочет в этом предложении?
Деревья, возле которых мы остановились, возвышались среди поля, которое было засеяно рожью.
СПП с придаточными определительными чаще всего употребляются в разговорной речи. Такие писатели-классики, как А.С. Пушкин и И. С. Тургенев на письме чаще всего заменяли придаточные определительные причастными оборотами. Попробуем сделать то же самое. Найдите предложение, в кот. придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом. 5 мин.
1.Во время гражданской войны возле нашего города взорвали ледокол «Байкал», который являлся гордостью русского флота.
2. Мы отплыли от берега Байкала на два километра и увидели горную вершину, которая круглый год покрыта снегом.
3. Великий Чайный путь, который пролегал по Кяхтинскому тракту, имел важную роль для торговли России и Китая.
4.Начинали алеть и расходиться туманные полосы, в которых тонули луга и пашни.
IV. Проверка. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
Регулятивные УУД: Дети самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.
V. Домашнее задание: напишите сочинение о достопримечательностях родного города, используя знания, полученные на уроке.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. Дети делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.