СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложности подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько советов  и памяток учителям, готовящим выпускников  к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Сложности подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

Сложности подготовки к ЕГЭ по русскому языку


 -Доброе утро, дорогие коллеги! Мой выступление посвящено проблемам подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе.


На мой взгляд, все проблемы, возникающие при подготовке к ЕГЭ, можно разбить на несколько групп.


1. Проблема обучающая, связанная с недостаточностью уровня коммуникативной компетенции учащихся. Ученики слишком много времени проводят в интернете, там общаются на своем молодежном сленге, читают статусы, написанные с грамматическими ошибками, вместо книг и выражают свои мысли по средствам коротких сообщение в два-три слова. Поэтому дети уже на выходе из начальной школы не умеют грамотно сформулировать свою мысль, проанализировать текст, не умеют применять на ЕГЭ знания по русскому языку.


2. Следующая проблема - психологическая. Это, наверное, самая большая трудность в подготовке к экзамену. Страх сковывает детей: забывают даже то, что знали и решали хорошо до сих пор. Поэтому очень важно, чтобы дети научились бороться со страхом. Часто из-за страха они не приступают к выполнению тех или иных заданий. Так, например, на пробном экзамене многие не написали сочинение, или же не приступили к выполнению задания 8 (самому страшному заданию, по мнению учащихся). А это очень дорогое задание — за него можно получить сразу 5 первичных или 10 вторичных баллов. Поэтому оно стоит усилий. Здесь проверяется умение находить грамматические ошибки в предложении: в употреблении несогласованных приложений, падежных форм существительных с предлогами, числительных, деепричастий и причастных оборотов, в построении сложных предложений, в согласовании подлежащего и сказуемого и т.д. Ошибки весьма распространенные. Как показывает практика, даже ученики, отлично выполняющие это задание, время от времени допускают ошибки.

 ЕГЭ – это стресс, чтобы помочь детям с ним справиться, нужно знакомить учеников с процедурой проведения экзамена. Чем больше ученики знают - тем меньше стресс. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов.

Сейчас много говорят о том, что учителя на уроках занимаются натаскиванием к ЕГЭ. Поскольку единый государственный экзамен  значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к  ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам: ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм (различные диктанты, сочинения, изложения), и при этом обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса, так как, имея по программе всего один урок в неделю в 10-11 классах, невозможно осуществить качественную подготовку. 

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо начинать с информационного этапа – знакомить учащихся с демонстрационным вариантом теста, спецификацией и кодификатором. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у них трудности, и,  учитывая это, начать подготовку. Особое внимание надо обратить на критерии оценки, также на работу со справочниками, словарями, пособиями, Internet-ресурсы.

Итак, в начале учебного года с обучающимися 11 класса организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова. Учащиеся заводят тетради для подготовки к ЕГЭ, где решают тесты, Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно проверяют себя по ключу, затем ставят плюсы и минусы и самостоятельно работают над своими ошибками. В случае, если все-таки ученик не в силах объяснить правописание или пунктуацию, обращается классу и вместе вспоминают и восстанавливают, систематизируют необходимые теоретические знания. Целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку, так как самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Учитель же рекомендует прочитать дополнительную информацию по предложенной теме, указывает на источник. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания. С такими учащимися необходимо вести определенную индивидуальную работу, которые позволяют не только повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру, но и ответить на вопросы ученика, а также отследить, насколько ученик понимает тему занятия и справляется с заданиями. Учитель дает практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов.

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Выполняем конкретное задание, вызывающее трудность 10-15 , а то и 30 вариантов, пока учащиеся не научатся выполнять автоматически, то есть за время выполнения 10-20-30 вариантов они начинают понимать языковую закономерность.

Но при работе над сочинениями и ответами на развернутые вопросы полностью самостоятельным быть не получится. Их должен проверить специалист, затем провести консультацию с анализом ошибок.

Уроки практически всегда целесообразно начинать с разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Использовать при этом разнообразные мнемонические выражения, скороговорки, стишки. В сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.


  Каждый год для учителя русского языка выпускного класса является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена. Хотя прошло немного времени, но каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся  справиться с заданиями на экзамене. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых  вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые  присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.


ЕГЭ по русскому состоит из двух частей. Первая — 26 заданий с кратким ответом, которые охватывают все разделы школьной программы: орфография, пунктуация, языковые нормы, работа с текстом базового и повышенного уровня сложности.

Вторая часть — одно задание с развернутым ответом. Это сочинение-рассуждение, за которое можно получить чуть больше трети всех баллов на экзамене. Когда появилась демоверсия ЕГЭ по русскому 2021, многие выдохнули: изменения оказались всего в двух заданиях, а одно из них даже чуть упростили.

И каждый раз вносятся какие-то изменения. В 2021 учебном году

изменили два задания.

Задание номер 9 —на правописание корней. В нем требуется выбрать ряды с чередующимися корнями или проверяемыми ударением. Раньше слова были написаны с пропусками, но задание не требовало постановки букв, нужно лишь найти ряды, где корни слов принадлежат одной группе. Поэтому следующий шаг составителей понятен — теперь в задании будут слова без пропусков, буквы уже вставили за нас.

Еще изменили самую сложную и спорную часть сочинения — комментарий. Теперь максимальная оценка за него не 5, а целых 6 баллов. Таким образом, первичный балл за весь экзамен становится не 58, а 59.

За что можно получить дополнительный целый балл? Комментарий состоит из 5 частей: два примера, два анализа примеров и смысловая связь. 5 частей — 5 баллов, все логично. Шестой балл будет добавляться за анализ той самой смысловой связи.

Зачем это нужно? Дело в том, что многие ученики используют клише: «Оба примера дополняют друг друга». Они выдают это за смысловую связь, не опираясь на содержание примеров. Теперь необходимо не просто обозначить связь, а еще и объяснить, что имеется в виду, показать развернутый анализ.


На ЕГЭ по русскому есть несколько основных тем, которые нужно выучить, чтобы хорошо сдать экзамен. О них мы и поговорим. Ударения (орфоэпия) и паронимы по- прежнему остаются трудными. Часто школьники спрашивают, есть ли какие-то определенные правила постановки ударения в словах? Конечно, правил нет, так как в русском языке ударение разноместное и подвижное. Но в произношении некоторых глаголов можно увидеть некоторые закономерности. Можно предложить учащимся записать под диктовку глаголы в четыре столбика, проанализировать слова и сделать вывод о постановке ударения в разных формах глагола.



Задание 4. Часто ошибки допускаются в постановке ударения в следующих словах: включИт, отключАт, слИвовый, пломбировАть, кровоточИть, бАрмен, фенОмен, давнИшний, диспансЕр, Иконопись, кАшлянуть, исчЕрпать, исчерпАвший, облегчИть, сверлИт, завИдно, прибЫвший, закУпорить.

1)Попробуем запомнить:


ЧАт отключАт

(переключАт, включАт).


Зуб пока не надо рвАть,

беги его пломбировАть.


Зуб давно пора лечИть,

пока не стал кровоточИть.

Петя в знаниях фенОмен,

в «двойке» мальчик не винОвен.


Кто-то явно третий лИшний,

это недруг мой давнИшний.

БАрмен подаёт напитки,

пАрня обобрал до нитки.


Надменный лорд и важный сЭр

не посещают диспансЕр.


Нужно пуговку пришИть,

мамин труд чтоб облегчИть.


У меня в ушах звенИт:

столЯр отверстие сверлИт.


В гости к нам – учитель бЫвший,

ровно в два часа прибЫвший.


В бинокль всю округу вИдно,

одноклассникам завИдно.


Скороговорки:

Монах НИкон изучал Иконопись.


ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть.


В глаголах облегчИть и сверлИть во всех формах ударение не изменяется: облегчИшь, облегчИм, облегчАт, облегчИте; сверлИшь, сверлИм, сверлЯт, сверлИте).

В вазочках было разложено Яблочное, грУшевое и слИвовое повидло. (В этих словах ударение падает на первый слог, запоминаем по слову «Яблочное»).

2) В некоторых глаголах женского рода прошедшего времени ударение падает на окончание: бралА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, звалА, лгалА, рвалА, спалА, понялА и др.


Надо запомнить: клАла, крАла, ржАла, слАла, стлАла.


Лошадь долго в стойле ржАла:

КлАра корм её укрАла,

Горсть овса за щёку клАла,

А потом постель постлАла,

Лошадь за овсом послАла.


С паронимами то же самое. Наша задача — выучить эти слова, тогда баллы за 4 и 5 задания обеспечены. Задание 5. Различение паронимов в основном трудностей не вызывает, следует ознакомиться со словарём паронимов. Но ученикам бывает сложно отличить следующие паронимы:

• Величавый. Исполненный торжественности; величественный.

Величавая походка.

Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина.

• Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия.

2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть преобразования.

• Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев жизненные невзгоды, стать сильнее. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду.

• Представить. 1.Показать, познакомить. Представить друга родителям. 2.Вручить для ознакомления, рассмотрения или заключения. Представить план застройки в указанный срок.

3. Вручить награду. Представить к награде.

• Предоставить. Дать, выдать, даровать, позволить. Предоставить права. Предоставить отпуск.

Сравните: Военнослужащим представили квартиры в новом доме. (Показали, но не дали.)

Военнослужащим предоставили квартиры в новом доме (Дали, выделили квартиры.


Задание 7. Следует запомнить:

1. Поезжай (нельзя: ехай, едь, езжай).

2.Надеть (что? Неодуш. сущ.), одеть (кого? Одуш.сущ.) Надеть шапку. Одеть ребёнка. Запоминаем по первым буквам: надеть + неодушевлённое существительное; одеть+ одушевлённое существительное.

3. Класть, а не ложить, покласть.

4. Скучаю по вас, по тебе, скучали по нас (нельзя: скучаю о вас, скучаю за тобой).

Допустимо: скучаю по вам.

5.Жжём, а не жгём.

6.Положите, а не положьте.

7.Лягте, а не ляжьте.

8.Исчез, а не исчезнул, иссяк (источник), а не иссякнул. Суффикс –ну- имеет значение одноразового быстрого действия: прыгнул, крикнул.

9.Идти из школы, а не со школы; приехал из Москвы, а не с Москвы.

10. Слова более, менее, наиболее, наименее, самый прибавляются к начальной форме прилагательных и наречий, а не к сравнительной и превосходной степени: более высокий, самый высокий, наиболее важный (нельзя: более выше, самый высочайший).

Слова гораздо, всех, всего, намного сочетаются с прилагательными в сравнительной степени: гораздо лучше, намного лучше, лучше всех, правильнее всего, добрее всех.

11. Правильно: заплатить за проезд, оплатить проезд (нельзя: оплатить за проезд).

12.Правильно: отзыв о чём-либо, рецензия на что-либо. Отзыв о телепередаче. Рецензия на статью.


Существуют и другие проблемы, которые влияют на  качество выполнения заданий:

  • Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку ( Пропускают в вопросах частицу «не», ищут вместо чередующейся гласной безударную, вместо слов с Н слова с НН — и дают зеркальные ответы. Читают текст, порой упрощенный до примитивности — так, что от исходника там остались только рожки да ножки, — и не могут ответить на вопросы по этому тексту.)

  • Технические ошибки при заполнении бланков экзамена( не обращают внимания на выделенные полужирным шрифтом инструкции — и делают ошибки в записях в бланках);

  • Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени  и без учета критериев проверки)


Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых

Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда остается не так много времени, я рекомендую посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным темам. Для этого необходимо завести тетрадь и писать туда все, что найдут, все аргументы, которые не могли привести сами.

Посвятив этому делу несколько дней, можно подготовиться намного качественнее. Это называется моторная память. Она настолько эффективна, просто надо научиться ею пользоваться. И вот несколько простых правил:

  1. Заведите тетрадь только для сочинений.

  2. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.

  3. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.

  4. Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!

Это очень просто, но отнимает большое количество времени. Такой подход называют  «методом для ленивых». Дело в том, что по эффективности он не уступает обычному написанию сочинения. Переписывать гораздо легче, чем писать все самому. Но это ни в коем случае не должно заменить собственную подготовку. Но все-таки надо учить находить свой стиль, иначе будет считаться списыванием или несамостоятельной работой.

Где найти такие работы? Конечно, в Сети Интернет, на сайтах с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Просматривая чужие сочинения, дети узнают новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

Следующий метод - читать в классе сочинения с ошибками. Проверяя работы, учитель пишет, за что снижает баллы. Интересно, что разные ученики часто допускают похожие ошибки. Как говорится в притче: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».  

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. Тут помогут различные шаблоны и речевые клише. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения. Но все -таки надо учить находить свой стиль, иначе будет считаться списыванием или несамостоятельной работой.
Сложностей подготовки к ЕГЭ , конечно, много, особенно с теми, кто не привык самостоятельно работать. Вот и приходится «натаскивать».

Завершая свое выступление хочу порекомендовать полезные ресурсы для самостоятельной подготовки.Если говорить об Интернет-ресурсах, то это, в первую очередь, сайт ФИПИ, где представлены и демоверсии разных лет, и открытый банк заданий, правда, без ответов. Также порталы «Решу ЕГЭ» и «Незнайка», «Рустьюторс», сайт Елен Захарьиной. Есть масса дельных видеоматериалов, размещенных на YouTub-канале. Сборники тестов и пособия нужно выбирать те, которые имеют пометку «Рекомендовано ФИПИ». Такие материалы строго соответствуют стандарту экзамена. Прежде всего это сборники по русскому языку И. П. Цыбулько, Сениной, отличные пособия по подготовке к ЕГЭ у Г. Т. Егораевой и А. Г. Нарушевича. Ну и, конечно, нельзя пренебрегать школьными учебниками, которые содержат много ценной информации.

- Спасибо за внимание. Буду рада, если мое выступление было полезным.