Смысловое чтение как метапредметный результат обучения
ФГОС
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы –
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
Смысловое чтение-
умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Планируемы результаты и достижения
Метапредметные:
- умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом
- Обращаться к различным информационным источникам
- Объективно оценивать достоверность и значимость информации
- Освоить опыт проектной/исследовательской деятельности
Смысловое чтение
представляет собой комплексное УУД , состоящее из:
- осмысления цели чтения (для чего?),
- умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
- умения определять основную и второстепенную информацию.
- умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
- умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Приёмы обучения смысловому чтению
Технология продуктивного чтения .
1 этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт , знакомство с автором.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Ассоциативный куст
- Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
- Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
- Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ассоциативный куст
Дерево предсказаний
ТЕМА
2этап Работа с текстом во время чтения
1 . Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста ( Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае нео бходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Составление вопросного плана
- Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
- В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
3 этап. Работа с текстом после чтения
1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания , художествен ной
Ромашка Блума
- Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .
- Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
- Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
- При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные , случайные.
Ромашка Блума
Классификация вопросов Б.Блума :
- Простые вопросы . Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
- Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
- Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Классификация вопросов Б.Блума:
- Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
- Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Классификация вопросов Б.Блума:
- Объясняющие (интерпретационные) вопросы . Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты
- Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
- Дайте несколько объяснений, почему...?
- Почему Вы считаете…?
- В чем различие…?
- Предположите, что будет, если…?
- Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов .
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
- Кто…?
- Что…?
- Когда…?
- Может…?
- Будет…?
- Согласны ли Вы…?
Вывод:
Цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, поэтому
формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Сегодня в основе грамотности лежит именно читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе.