СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обязательный компонент метапредметных результатов - это овладение навыками смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

Смысловое чтение  как метапредметный результат обучения

Смысловое чтение как метапредметный результат обучения

ФГОС Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы – – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

ФГОС

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы –

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Смысловое чтение-  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение-

умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Планируемы результаты и достижения Метапредметные: умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом Обращаться к различным информационным источникам Объективно оценивать достоверность и значимость информации Освоить опыт проектной/исследовательской деятельности

Планируемы результаты и достижения

Метапредметные:

  • умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом
  • Обращаться к различным информационным источникам
  • Объективно оценивать достоверность и значимость информации
  • Освоить опыт проектной/исследовательской деятельности

Смысловое чтение  представляет собой комплексное УУД , состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

Смысловое чтение

представляет собой комплексное УУД , состоящее из:

  • осмысления цели чтения (для чего?),
  • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
  • умения определять основную и второстепенную информацию.
  • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
  • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Приёмы обучения смысловому чтению

Приёмы обучения смысловому чтению

Технология продуктивного чтения .  1 этап. Работа с текстом до чтения  Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).  Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт , знакомство с автором.    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Технология продуктивного чтения .

1 этап. Работа с текстом до чтения

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт , знакомство с автором.
  • Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ассоциативный куст

Ассоциативный куст

Дерево предсказаний ТЕМА

Дерево предсказаний

ТЕМА

2этап  Работа с текстом во время чтения    1 . Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).  2. Перечитывание текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  3. Беседа по содержанию текста.  Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.  Обращение (в случае нео бходимости) к отдельным фрагментам текста.  4. Выразительное чтение.

2этап Работа с текстом во время чтения

1 . Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста ( Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае нео бходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.  1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.  

Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 

Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.  Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:  V Знакомая информация  ! Новая информация  - Я думал (думала) иначе  ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Составление  вопросного плана   Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Составление вопросного плана

  • Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
  • В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
3 этап.  Работа с текстом после чтения 1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.  3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания , художествен ной

3 этап. Работа с текстом после чтения

1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания , художествен ной

Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные , случайные.

Ромашка Блума

  • Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .
  • Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
  • Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
  • При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные , случайные.
Ромашка Блума

Ромашка Блума

Классификация вопросов Б.Блума : Простые вопросы . Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.  Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов

Классификация вопросов Б.Блума :

  • Простые вопросы . Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.  Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
  • Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации.  Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
  • Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Классификация вопросов Б.Блума: Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.  Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.  Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.  Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.  Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Классификация вопросов Б.Блума: Объясняющие (интерпретационные) вопросы . Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова 

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы . Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова  "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты
  • Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»      Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов .

Прием «Толстые и тонкие вопросы»  

Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов .

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?  

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Когда…?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Согласны ли Вы…?

 

Вывод:  Цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, поэтому  формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Вывод:

Цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, поэтому

формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

  Сегодня в основе грамотности лежит именно читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе.

Сегодня в основе грамотности лежит именно читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе.