ОТМЕТКА В ШКОЛЕ: КАК К НЕЙ ПРАВИЛЬНО ОТНОИТСЯ
Перед началом нашего собрания, порошу вас вытянуть один жетон. Если вы вытяните жетон жёлтого цвета, то садитесь за столы слева, если вы вытяните жетон зеленого цвета, то садитесь за столы справа.
Здравствуйте, уважаемые родители! Поздравляю вас с успешным переходом ваших детей во 2 класс! Я очень этому рада!
Все мы знаем, что, переходя во 2 класс, вводится отметочная система, т.е. все успехи и достижения детей оцениваются по пятибальной шкале.
Я не зря сказала отметочная система, а не оценочная. В чём же разница отметки и оценки?
Взгляните на слайд, здесь представлены отличия отметки и оценки.
Отметка –это фиксируемый результат, т.е. я поставила Пете Иванову в журнал отметку «5».
Оценка –это устное (словесное) оценивание достижений обучающегося, с 1 класса обучающихся оценивают, т.е. дают оценку их достижениям.
Как учитель может это сделать?
Напишите все у себя на листочках слово «оценка».
Подхожу к некоторым родителям и оцениваю их письмо: «Как аккуратно и красиво ты написал это слово, молодец!», «тебе еще нужно постараться!», «Умничка!».
Сейчас я оценивала вашу работу.
Отличия отметки и оценки подробно прописаны у вас в дневнике родителя.
Зачем же мы свами здесь сегодня собрались. Для того, чтобы это узнать предлагаю вам внимательно рассмотреть репродукцию картины Федора Павловича Решетникова «Опять двойка».
-Какие чувства испытывает сын, который получил двойку?
-Какие чувства испытывает мама? Как она отреагировала на плохую отметку сына? Как отнеслась к этому?
КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКЕ В ШКОЛЕ?
-У вас возникла проблема. Вы не знаете, как правильно относиться к отметке, которую ребенок получил в школе.
Как будет звучать тема нашего собрания? «Отметка в школе: как к ней правильно относиться».
В это мы сегодня разберемся. Для вас, как для родителей второклассников это тема является актуальной и значимой в данный момент.
Что будет являться целью нашего родительского собрания? Узнать, как правильно относиться к отметке, которую ребенок получил в школе.
Сейчас каждая группа будет обсуждать одну и ту же ситуацию, по окончании обсуждения вы представите нам свои результаты, которые можете фиксировать в ваших дневниках родителя второклассника.
Представьте себе ситуацию, что ваш сын или дочка получили отметку «2» в школе, как вы отнесетесь к этому?
Даю вам на рассуждение 1 минуту.
1 группа/2 группа представьте нам свой результат.
Я сегодня расскажу вам, как рекомендуют специалисты реагировать правильно на отметки в школе.
Начнем рассматривать точку зрения педагогов по этому поводу.
Существует много аспектов, почему он мог получить плохую отметку. Возможно он не поднимал руку и учитель подумал, что он не готов, возможно его спросили, а он побоялся отвечать, но можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания.
Например педагоги рекомендуют решать проблему так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры".
Педагоги дают несколько рекомендаций, как правильно реагировать на отметки в школе, они у вас зафиксированы в дневниках родителей.
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И предпринять соответвующие меры.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная отметка не всегда является показателем знаний, а двойка незнаний.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к отметочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Рекомендации, которые дают педагоги подробно зафиксированы у вас в дневниках родителей.
Психологи
Что же по этому поводу говорят психологи? Как правильно относиться к отметке, которую получил ребенок в школе?
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух.
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в получении плохой отметки вашим ребенком.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Рекомендации, которые дают психологи также подробно зафиксированы у вас в дневниках родителей.
Мы рассмотрели, как можно реагировать на отметки, полученные ребенком в школе с разных точек зрения: с психологической и с педагогической.
- Сколько различных ситуаций возникает, когда мы сталкиваемся со школьной отметкой. Давайте проиграем некоторые из них. Это поможет нам избежать ошибок в воспитании детей.
Предлагаю вам снова поработать в группах и решить по 2 ситуации, связанные с получением отметок в школе и описать то, как вы будете реагировать на происходящее, по окончании представьте групповой ответ, небольшую постановку.
Один представитель от группы вытянет ситуации.
1 группа
Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до
тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.
Ситуация 3. Ребёнок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил
хорошую отметку. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике
на хорошие.
Ситуация 4. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его
знаний.
Ситуация 5. Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает
выполненное задание плохой отметкой.
Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ситуация 2. Ребёнок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил хорошую отметку. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.
2 группа
Ситуация 3. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Ситуация 4. Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой.
Ответы можете фиксировать у себя в дневниках.
И «двоечникам», и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности.
Подведем итоги нашего собрания, проанализируем полученную информацию.
Достигли ли мы цели, которую обозначили в начале собрания? Она звучит следующим образом: узнать, как правильно относиться к отметке, которую ребенок получил в школе.
Смогли ли мы достичь цели? ДА
Тем самым решили проблему, которая стояла перед вами в начале собрания.
Проговорим кратко, как нужно правильно относиться к отметке в школе?
Самые важные правила, которые помогают правильно отреагировать на отметку, полученную ребенком в школе подробно прописаны у вас в дневниках родителей и сейчас на слайде.
-Я очень хочу, чтобы вы не оставляли рекомендации без внимания, а всегда опирались на них.
Правило первое: двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не упрёков, а помощи.
Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.
Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с удаления тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок.
Правило шестое: не сравнивайте своего ребёнка с кем-то другим, кто лучше или хуже него.
-Сейчас каждый на стике любого цвета напишет, самое главное правило, как относится к отметке, которое он отметил для себя и которое он будет применять. Как только вы напишете его можете прикрепить его на флипчарт.
На последней странице дневника, у вас размещены ссылки и QR-коды, отсканировав которые вы можете почитать полезные советы психологов и педагогов, которые поясняют, как относится к отметкам ребенка.