Записать в тетради: Фамилия, имя Дата Сочинение-описание по картине А. Ржевской «Весёлая минутка» Беседа по картине. Сбор рабочих материалов. Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении. -С чего надо начинать описывать картину? План: 1. Вступление. Что за картина передо мной? Кто автор этой картины? История создания картины. 2. Основная часть. Описание картины: а) сюжет картины (о чем повествует картина); б) что изображено на переднем плане; в) что изображено на заднем плане картины; г) описать основных героев картины; д) детали картины; е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их); д) идея картины. 3. Заключение. Общее впечатление от картины, отношение к описываемому. Краткая история (в сочинении информация передаётся своими словами!) Антонина Попова родилась в городе Ржеве Тверской губернии, в семье обедневших помещиков Поповых. Ржевская - это вовсе не псевдоним, как можно подумать. Просто Антонина Попова из Ржева вышла замуж за Николая Ржевского: вот такое совпадение. Николай Ржевский был преподавателем в женской гимназии. Образование Антонина Ржевская получала в Москве: в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Владимира Маковского (он тоже из числа передвижников). Работ Антонины Ржевской сохранилось немного. Местонахождение некоторых остаётся неизвестным. Хотя художница не забросила искусство, обзаведясь семьёй. Она писала картины и акварели до конца жизни. Самая знаменитая картина Антонины Ржевской – «Веселая минутка» – появилась весной 1897 года на юбилейной, XXV выставке Товарищества передвижников. Примечательно, что выставлялась картина без указания авторства, просто под шифром, ее номер в каталоге выставки 264. Художница говорила потом, что боялась ставить свою фамилию из-за, как сказали бы сегодня, гендерных предрассудков. Это было связано с тем, что профессия художника в то время считалась абсолютно не женской. Более того, мать мужа художницы считала ее просто неприличной для женщины из «хорошей семьи». Поэтому успех картины, отмеченной и широкой публикой, и критиками, позволил Ржевской утвердиться в звании художника. - Почему картина называется «Весёлая минутка"? - Что на ней изображено? Кого мы видим? - Где именно происходит действие? Действие происходит в столярной мастерской. На это указывают древесная стружка и опилки, разбросанные по всей мастерской. Инструменты лежат на столе и висят на стенах. Описание людей -Подберите слова для описания старика. Рассмотрите лицо, позу, одежду. -Какие определения можно подобрать к лицу? (смеющееся, весёлое, добродушное, улыбающиеся глаза). Как мы понимаем, что он смеётся? -Какая у старика поза? (пляшет, замахивает руками в пляске). -Какая одежда? (простая, крестьянская, меховой тулуп, валенки). -Кто еще изображен на картине? Опишите малыша. -Что делает мальчик? (пляшет, танцует). -Какие у него волосы? (русые, с детскими завитками). -Во что он одет? (на нём надета розовая рубашка, тёмные штанишки, розовые носки, один из них приспущен на ботинок. Ножки обуты в чёрные ботинки). -Подберите слова для описания паренька. Рассмотрите лицо, позу, одежду. -Какие определения можно подобрать к лицу? (смеющееся, весёлое, добродушное, улыбка озаряет картину). - Какая у паренька поза? (сидит у окна на столе, играет на гармони). - Какая одежда? (рабочая, простая, красная рубашка, серые штаны, рабочий фартук, ноги босые). - Какое время года изображено на картине? По каким деталям можно сделать вывод? (тулуп на старике, меховая одежда, брошенная на стол, в окне двойные рамы, в окно виден белый цвет). - В каких тонах написана картина? (картина написана в спокойных тонах, яркими пятнами выделены паренёк и мальчик). - Что хотел передать автор картины? Какова идея этого произведения? - Каково ваше впечатление от картины? |