III. Актуализация знаний | Интерактивная игра «Вопрос-ответ» -Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет? -Как называется этот вид искусства? -Подберите синоним к словосочетанию изобразительное искусство. -Объясните лексическое значение этого слова. -Назовите жанры живописи. -Что такое пейзаж? - Художник, занимающийся живописью. -Произведение живописи - это… -Если картина воспроизводится в книге,в учебнике типографским способом -это… - Художник- специалист по пейзажам. -Что такое сочинение? - Что такое эпиграф? | - На картинах. - Изобразительное искусство - Живопись. - Живопись - создание художественных образов с помощью красок. - Портрет, пейзаж, натюрморт. - от французского слова «пэи», что означает — страна. Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу какой-либо страны, вид. - Живописец. - картина. - репродукция - Пейзажист. - Сочинение — вид письменной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме. - Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора. |
IV. Работа по теме урока 1. Этап сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях. Подготовка к восприятию картины. 2. Этап изучения нового. Рассматривание картины, рассказ о - художнике. 3. Этап закрепления Работа по содержанию картины. | - С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? - Каким вы представляете первый снег? - Каким вы его видели? - Какие чувства он у вас вызывает? - Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”. - Как относится сам писатель к первому снегу? А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”: …Зимним холодом пахнуло. На поля и на леса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло. - Рассмотрите картину и поделитесь своими первыми впечатлениями. -Послушай вариант вступления. Делайте записи по ходу рассказа. Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. - Какое время года изобразил художник? - Почему вы догадались, что это именно начало зимы? - Какое время суток изображено? Как вы догадались? - Кого изобразил художник на переднем плане? - Опишите их внешний вид. - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? Работа со словарем настроений: - Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. радость | восторг | волнение | удивление | восхищение | беспокойство | испуг | грусть | интерес | - Почему их удивляет первый снег? - Что еще показывает художник на переднем плане? - Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? - Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? Выявление изобразительных средств картины: - Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? - А какой цвет здесь главный и почему? - Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? Речевая подготовка к сочинению: - Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: снег | дети | земля | ворона | небо | береза | - Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. снег | Как стеклянный дождь | Укрыл землю | | Очень к лицу земле | Порошил | | Как чистые капли воды | Щекотал лицо | | Белая скатерть полей | Кружился | | Лебяжий пух земли | Порхал | | Робкий и тихий | Танцевал | | Пушистый и мохнатый | Опускался большими хлопьями | Так же обучающиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные. - Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут. - Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? - Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. Составление плана сочинения: Первый день зимы. Радость детей. Цвет и настроение картины. Мое отношение к картине. Или Коллективное составление плана сочинения. 1. Вступление. «На картине А.А.Пластова я вижу…» «Проснулись дети утром, выглянули в окно…» Об авторе. 2. Описание картины. На первом плане: дети, палисадник, деревья, ворона. На втором плане: дома, лошадь, улица. Небо, земля, снег. 3. Заключение. «В своей картине художник показал…(цвета, настроение)». Своё отношение к картине. Выбор эпиграфа Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом Летит, кружится первый снег, И вся земля вокруг белеет. От белизны его у всех В душе становится светлее. Е.Раннева Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом прнесло. И.Бунин | - Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука. Сведения о художнике. Аркадий Александрович Пластов — выдающийся живописец. Он родился в деревне Прислонихе Симбирской губернии. Был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. С юности мечтал стать живописцем и сумел воплотить мечту — поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А.А. Пластов жил в реальном мире и любовался его красотой. Он считал, что надо писать правду. Полотна мастера согреты дыханием деревенской жизни, наполнены ароматом земли, блеском солнца, шумом листвы, свежестью дождя и снега Главные герои его картин - русские крестьяне. Любил Пластов писать деревенских ребятишек. Они присутствуют почти на каждом его полотне, например на картинах «Витя-подпасок», «Летом», «В деревне» и «Первый снег», Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада, Пластов хорошо знал жизнь русской деревни и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. - Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята. - Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. - Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. Обучащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) - Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. - В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. - Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать. - Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. - В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые. - Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада. - Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение. - Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок. - Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. - У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. |