Нумерация | Этапы и время этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность ученка | Примечание |
1 | Организационный этап (1 мин) | - Здравствуйте! - Садитесь. Меня зовут Алёна Дмитриевна. Проверьте чтобы у вас на парте лежала тетрадь для сочинений. Остальное можно убрать | Приветствуют учителя Готовятся к уроку | |
2 | Актуализация знаний (7 мин) | - Соберите слово и узнаете тему нашего урока: СЧОНИЕНЕИ(Сочинение) - Какое слово собрали? - Чем мы будем заниматься на уроке? -Сейчас я прочту вам опорные слова, вам нужно догадаться, о какой сказке я говорю: синее море, корыто, жадная старуха, рыбка, 3 желания, старик, ветхая землянка. -Посмотрите на слайд, на нем вы видите картину Н.А. Ращектаева, написанную в 1974. Никифор Андреевич Ращектаев (1929—1995) — живописец. В послевоенные годы работал художником-оформителем. Был направлен Министерством трудовых резервов на обучение в художественно-ремесленное училище при киностудии «Мосфильм»; после его окончания закончил факультет декоративно-монументальной живописи в Московском художественно-промышленном училище. С 1955 года жил и работал в Калуге, оформил много книг. | -Сочинение -Писать сочинение -А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Картина и информация на слайде |
3 | Беседа по картине | -Что изображено на картине? -Опишите природу на картине -Кто и что изображено на переднем плане? -Кто и что изображено на заднем плане? -Какого цвета море? Как его можно описать? -Какими словами можно описать погоду и небо? -Что еще мы видим на картине? -Избушка, какая она? -Что можно сказать про скалы? | -старика, золотую рыбку, старуху, море, избушку -море бушует, небольшой ветер, облачно, солнца не видно, небо покрыто облаками -лодка с сетями, в которой удивленный старик держит в руках золотую рыбку -почти незаметная старая избушка, старуха с веретеном, скалы, деревья и летящие птицы -море синее, голубое, пенящееся, волнующееся, неспокойное, опасное, мутное -небо ясное, солнца не видно, почти прозрачные облака, небо персикового цвета -Старуху, избушку, деревья, скалы -старая, ветхая, заросшая травой, деревянная -крутые, отвесные, опасные | |
4 | Работа над сюжетом картины | -Кто главные герои картины? -Как выглядит старик? Во что он одет? -Чем отличается рыбка на картине Ращектаева от обычной рыбки? -Что делает старуха? Во что она одета? -Кого еще мы видим на картине? -В каких позах художник изобразил героев? -Обратите внимание на взгляд старика. Какой он? | -старик, рыбка, старуха -старик выглядит удивленным, на голове у него высокий головной убор, длинная седая борода, одет в белую рубашку с узорами и поясом (кушаком), держит в руках золотую рыбку -у рыбки на картине Ращектаева на голове корона -Старуха прядет пряжу, на голове у нее белый платок, белая рубашка с узорами, синий сарафан, белый фартук и темные лапти -Летающие вдали черно-белые птицы -старуха сидит на корыте и, согнувшись, прядет Старик наклонен к рыбке и очень бережно-двумя руками держит ее -удивленный | |
5 | Лексическая подготовка | - Давайте определим значение непонятных для вас слов. Есть ли слова, значение которых вы не знаете? -Может кто-то сможет объяснить значение этих слов? - Ветхая (избушка)- старая, дряхлая, вот-вот разрушится. Невод-большая рыболовная сеть. Лапти-обувь, сплетенная из бересты. Веретено-стержень, на который насаживается пряжа, которая переделывается в нить. Корыто-деревянный длинный сосуд, который использовали для стирки белья | -Ветхая, невод, лапти, веретено, корыто | |
6 | Составление плана сочинения | - Сколько частей будет в вашем сочинении? Какие? -О чем вы будете писать во вступлении? -О чем пойдет речь в основной части? -Что опишем в заключении? -Давайте составим примерный план сочинения. Я вразброс написала примерный план, ваша задача- составить верный план сочинения 1)Описание природы 2) описание старухи 3) об авторе 4) мое отношение к героям картины 5) описание старика 6) что изображено на картине | -Три части: вступление, основная часть, концовка -можно написать об авторе; о том, что изображено на картине -пейзаж, героев первого и заднего плана, погоду, море - об отношении к героям картины -3, 6, 1, 5, 2, 4 | На доске написаны пункты сочинения |
7 | Написание сочинения (12 мин) | -Можете приступать к написанию сочинения -Проверьте свое сочинение на наличие ошибок и исправьте их | Примерный вариант сочинения: (сочинение написано ребенком) Никифор Андреевич Ращектаев-живописец. Написал картину к произведению А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», написанную в 1974 году. На картине я вижу старика с рыбкой в руках, старуху с веретеном, летающих плиц, ясный день и неспокойное море. На полотне изображена ясная погода, прозрачные облака, слегка неспокойное море, латают птицы. На переднем плане я вижу удивленного деда, у которого в руках золотая рыбка. Он одет в обычную крестьянскую одежду. У него в лодке лежит невод, которым он вытащил рыбку. На заднем фоне я вижу бабку, которая сидит на корыте и крутит веретено. Она выглядит уставшей. Позади старухи почти незаметная деревянная ветхая избушка, почти полностью заросшая травой. Я рада за старика, потому что ему повезло поймать волшебную рыбку, исполняющую желания. Мне немного жаль старуху потому что она выглядит очень уставшей. Я считаю, что художник хорошо передал пейзаж и состояние главных героев | |