Тема: «Содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры во II младшей группе».
Маклакова Ирина Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №79»,
г. Каменска-Уральского.
Комплексная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ценность сюжетно/ролевых игр в том, что они не ограничивают детей правилами, а дают свободу мышления, воображения в развитии сюжета игр, используя впечатления от окружающего мира.
В сюжетно/ролевой игре беру на себя обучающую ведущую роль, использую педагогические технологии в системе знаний, совокупности методов и приемов, последовательности действий, ведущих к достижению целей не ограничивая при этом самостоятельной деятельности детей.
Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
Следовать тому, чтобы подгруппа детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию речи более слабых и детей с особенностями в развитии.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
В процессе организации сюжетно-ролевой игры ставлю задачи:
выявить умение выбирать тему и придумывать несложные сюжеты;
развивать умение самостоятельно распределять и выбирать роли;
формировать умение пользоваться предметами-заместителями, осуществлять воображаемые действия;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре.
В игре идет тесное переплетение технологии проблемного обучения и игровая технология. Соблюдаю структуру игры:
беседа с постановкой проблемной задачи;
обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми проблемы, проговаривая проблему своими словами);
поиск путей выхода из проблемной ситуации;
театрализация с развитием детьми сюжета;
подведение итогов, выводы.
В младшей группе я планирую одну сюжетно-ролевую игру в месяц, разбивая её понедельно на игровые ситуации. Параллельно эти игровые ситуации переплетаются со всей образовательной деятельностью в режиме детского дня. В своей деятельности руководствуюсь памятками, представленными в таблице 1 и 2, использую комплексный метод руководства игрой.
Ключевым моментом руководства сюжетно-ролевой игры выступает сформированность игровых умений и навыков, с постепенным усложнением. Общение взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач:
младший дошкольный возраст – развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами;
средний дошкольный возраст – развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов);
старший дошкольный возраст – развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий.
На примере сюжетно/ролевой игры «Доктор» хочу продемонстрировать содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры во II младшей группе (на месяц).
1 Обогащение жизненного опыта детей
Экскурсия в медицинский кабинет.
Наблюдение за работой медсестры.
Рассматривание сюжетных картин, иллюстративного материала (работа врача), предметных картинок (медицинские инструменты).
Рассматривание медицинских инструментов: градусник, фонендоскоп («трубка, чтобы слушать дыхание»), шпатель, шприц, грелка.
Чтение литературных произведений (отрывков): «Айболит» К.Чуковского, «Наш доктор» А.Карандашовой, «Чудесные таблетки» С.Михалкова, «Лечу куклу» Л.Образцова, «Кукла заболела» Я.Райниса, «Доктор» М.Грозовского, «Заболела кисонька» А.Ануфриевой.
Рассказ воспитателя о работе доктора; о том, как сама играла в «доктора» в детстве.
Прослушивание музыкальных произведений: «Заболел наш петушок», муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой.
Рисование: «Шарфик для больной Мурки».
Аппликация: «Чудесные таблетки доктора Айболита».
2.Обогащение игрового опыта детей
Сюжетно-ролевые игры (косвенные приемы обучения детей игровым действиям)
Обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру на роли пациентов (больных) заинтересованных детей.
Совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктора» – выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли пациентов (больных).
Развитие сюжета игры, в котором игровые действия детей – «докторов» – направлены на игрушки – «заболевших» зверей.
Дидактические игры
«Кому что нужно для работы», «Кто здесь был и что забыл», «Что лишнее» (знание детьми медицинских инструментов и понимание смысла трудовых действий врача); «Что бывает, если…» (понимание причин болезни).
Театрализованные игры
Игры-имитации: «Веселая – грустная кошечка», «Собачка заболела – выздоровела» (аналогично с другими известными домашними и дикими животными).
Игры-импровизации:
«Заяц Егорка свалился в озерко», «Зайку бросила хозяйка», «Заболела кисонька», «Заболел наш петушок» (с последующим разговором о том, что может заболеть, если…).
Подвижные игры
«У медведя во бору» (Почему рычит медведь? Может, у него что-то болит? - разговор с детьми о причинах нездоровья медведя); «Зайка серенький сидит» (Почему у зайки замерзли лапки? Как можно их согреть? – разговор о переохлаждении как причине заболевания).
Строительно-конструктивная игра «Построим кроватки для больных зверей».
3. Создание предметно – развивающей среды
Внесение:
• игровые атрибуты (халаты, шапочки для докторов);
• маркер пространства (ширма);
• предметы оперирования: игрушки (градусники, фонендоскопы, шприцы, грелки), реальные (вата, бинт);
• предметы-заместители: горчичники (прямоугольники из бумаги), лекарства (баночки, коробки), таблетки (кружки из картона).
Обыгрывание атрибутов воспитателем.
Создание проблемных ситуаций, направленных на использование предметов-заместителей и воображаемых предметов:
не оказалось градусника – «давай, как будто это (палочка) будет градусником»
не оказалось таблеток (фонендоскопа) – предлагаю воображаемые
Создание проблемных ситуаций, направленных на мотивацию к игре – «Заболевшие звери» – игрушки с перевязанными частями тела: лапой, головой, животом, горлом.
4. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе сюжетно-ролевых игр.
Использую педагогическую литературу, например, Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры в старшей группе (на месяц).
1 Обогащение жизненного опыта детей
Рассматривание картинок из серии «Профессии», иллюстраций в альбомах, где изображены медработники разных специальностей: хирурги, отоларингологи, окулист, терапевт.
Беседы с детьми о работе врачей.
Расширять знания детей о работе врачей разных специальностей.
Познакомить с основным номером вызова врача «03».
Экскурсии в кабинет медсестры детского сада.
Познакомить с содержанием труда врача «Скорой помощи», оценить важность, качество труда, использовать мультимедийную презентацию.
Наблюдать взаимоотношения между врачом и медсестрой, врачом и пациентом.
Просмотр мультфильмов, худ. Литер. Чуковский «Айболит», И. Пришвин «Человек заболел», А. Барто «Прививка».
Заучивание наизусть стихов, поговорок по теме.
Беседы о здоровом образе жизни.
Ситуативные беседы на тему: «Как бы ты поступил, если бы»... (бабушке внезапно стало плохо; кто-то из детей попал во дворе в опасную ситуацию и т. п.)
2.Обогащение игрового опыта детей
дидактическое упражнение «Потому что...» активизировать творческие мысли, решить изобретательские задачи.
Дидактическое упражнение «Составление рассказа» составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о различных ситуациях, связанных с работой доктора.
Решение проблемных ситуаций - побуждать ставить итоговую задачу, разнообразить сюжет игры.
Игры-драматизации сказок, мультфильмов «Айболит», «Прививка».
Драматизации придуманных детьми сказок, рассказов - взятие роли на себя с целью обучения игровым действиям.
Игры-диалоги «разговор по телефону» - учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них.
Обучающие игры диалоги: врач-больной, врач-медсестра.
Игры образного плана «Угадай, кто к нам пришёл?»
Настольные игры «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Испорченный телефон».
Подвижные игры «Перенести предметы», «Парный бег», «Перенести раненого» - развив быстроту, ловкость, согласованность действий.
3. Создание предметно – развивающей среды
Внесение иллюстраций с изображением работы врачей разных специальностей.
Внесение детских книг.
Изготовление медицинских шапочек из белой бумаги по типу оригами.
Внесение модулей с изображением кабинета доктора.
Постройка из модулей машины «Скорой помощи».
Чемоданчик доктора с набором инструментов для врачей различных профессий.
Имитатор «мигалки» спец-сигнала; руль для «скорой помощи».
4. Активизирующее общение педагога с детьми
Вопросы к детям:
- Вы кто?
- А что вы лечите?
- А это больно?
На активизацию общения с детьми:
- А вы, к какому врачу пришли?
- А что с вами случилось?
Постановка проблемной ситуации для обогащения сюжета игры:
- В парке стало плохо пожилому человеку. Что делать? Как вызвать врача?
Такое планирование помогает в работе, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие, расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Для этого надо научить детей играть.