СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание, средства, методы, (приёмы) нравственного воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание, средства, методы, (приёмы) нравственного воспитания дошкольников»

Содержание, средства, методы, (приёмы) формирования моральных представлений у детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет): игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками; познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице; конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

«Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».

Разнообразие видов деятельности помогут обеспечить методы, средства, формы и приёмы воспитания. Формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования способами его существования.

Понятие метод отражает способ действия по достижению какой-либо цели. Отсюда метод воспитания - это способ действия воспитателя.

В настоящее время существует множество классификаций методов воспитания.

Некоторые классификации схожи, некоторые различны. Так классификации Р.Л. Болотиной и М.И. Шаровой, Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, имеют ориентацию на формирование сознания дошкольников. Другие же (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.) направлены на формирования нравственного поведения.

В. А. Караковский, как выделял следующие методы: воспитание словом; воспитание делом; воспитание ситуацией; воспитание игрой; воспитание общением; воспитание отношениями. Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.

Другие исследователи В. Г. Нечаева, К.А. Ларичева, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров в своих классификациях выделяют такие методы как беседа, рассказы, лекции, диспуты, пример, конференция, анализ воспитывающих ситуаций и т. д.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от ряда условий:

  • содержания воспитания;

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

  • содержания учебного материала;

  • формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

  • оснащенности педагогического процесса.

Методы воспитания - часть метода, отдельный шаг в реализации метода. Выбрав метод обучения и воспитания можно приступать к подбору приёмов воспитания. В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Средства воспитания - система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные. Выбор средств воспитания нравственного сознания личности происходит только после постановки задачи выбранного метода, определения возрастной категории воспитанников, их общего и интеллектуального уровня развития.

Современные программы и методики воспитания предлагают свои собственные методы воспитания нравственного сознания дошкольников.

Наиболее действенными формами совместной деятельности взрослых и детей, направленных на воспитание нравственного сознания дошкольника являются игры.

В сюжетной игре, которая может иметь как индивидуальную, так и совместную форму, основным является наличие воображаемой ситуации, создаваемой в игре, и её поступательное развитие. Сюжетная игра имеет огромное значение в развитии нравственного сознания дошкольников, ведь сюжет игры можно изменять в зависимости от цели, ввести нового персонажа, придумать продолжение игры и т. д. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» предлагает следующие сюжетные игры: «Я доктор», «Я продавец», «Я парикмахер», «Я мама» и т. д. для детей 3-4-го года жизни; Появляются новые темы: «Служба спасения», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Детский мир», «Книжный магазин» и пр. для детей 4-5-го года жизни. Для детей 5-7 лет педагог придает особое значение формированию у детей навыков совместной игры на уровне длительных отношений. Поддерживая сюжетные игры, воспитатель способствует объединению в играх мальчиков и девочек, предлагая им соответствующие роли, продолжает формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех участников. Учит самостоятельности.

Для игры с правилами, которая имеет исключительно совместную форму, основным являются конкурентные отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами.

Подвижные игры (с правилами, дидактические) признаны большинством учёных, исследователей и практиков всего мира оптимальной основой для физического, личностного и интеллектуального развития ребёнка и могут служить также и нравственному развитию личности ребенка. Примерами подобных игр могут служить: «Верные друзья», «Только хорошее», «Круг честности», «Жизнь в лесу» и т. д.

Театрализованные игры имеют особое значение для социализации и культурации дошкольника. Они влияют на социальное развитие ребёнка как за счёт осмысления нравственного подтекста литературного текста, который лежит в основе их содержания, так и за счёт коллективного характера большинства игр детей, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, для освоения способов позитивного взаимодействия. В основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100» нравственному развитию дошкольников могут служить такие игры как: «Петушок с семьёй», «Утка с утятами», «Говорящая книга», «Теремок» и т. д.

Очень важными с точки зрения процесса социализации ребёнка являются упражнения, которые в игровой форме позволяют ребёнку осваивать нравственно-ценностное поведение: «Расскажи о поступке по секрету» (кукле, другу, няне и т. д.); «Докажи, что ты не такой» (например, не жадный); «Помоги стать лучше» (учимся прощать, забывать, помогаем исправить недостатки, обратить их в достоинства); упражнения в применении защитных фраз (например, «Кто обзывается, тот сам так называется» и др.); упражнения в употреблении форм речевого этикета («Ты не мог бы…», «Я советую тебе…», «Ты права, но…», и др.), комплиментов, обращённых к игрушке (например, «Хвалим куклу»); соревновательные упражнения типа «Кто лучше полечит куклу?», «Кто лучше всех поздравит товарища с днём рождения?» и др.; инсценировки с персонажами кукольного театра и др.

Чтение художественной литературы является одним из самых доступных средств, для  нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Нередко именно знания, полученные ими при прослушивании произведений, служат для совершения тех или иных нравственных поступков.

Рекомендованная литература для прочтения: «Три медведя», «Волк и семеро козлят»,«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д. для тетей 3-4 лет; «Золотой ключик или приключение Буратино»,«Мойдодыр», «Гуси-лебеди», «Приключения Незнайки и его друзей» и т. д. для детей 5-7 лет. После прочтения произведений рекомендуется их обсуждения для закрепления и прояснения непонятных моментов.

Такая форма работы как ситуационная задача является незаменимым компонентом для воспитания нравственного поведения дошкольников. Источником для разработки педагогами ситуаций разных видов как формы образовательной работы ДОО может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации, психолого-педагогическая литература и др.Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) может быть как естественной (жизненная ситуация), так и специально созданной. Условно педагогические ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; ситуативный разговор с детьми.

Ситуация морального выбора ставит детей перед выбором - откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие. Например, поиграть самому с игрушкой или дать поиграть маленькому ребёнку, помочь взрослому или ребёнку в трудной ситуации либо проявить равнодушие (помочь собрать рассыпавшиеся у воспитателя листы бумаги или вытереть воду, разлитую сверстником). Успешное разрешение ситуаций морального выбора возможно при развитии у детей эмоционального воображения (А. В. Запорожец) и эмоциональной отзывчивости на чувства других (Т. И. Бабаева, Я. З. Неверович).

В последнее время все большее внимание в дошкольном воспитании уделяется проектной деятельности, которая также как и многие другие виды деятельности имеет непосредственное влияние на формирование нравственного сознания дошкольников. Он позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Темы проектов могут быть следующие: «Старшие и младшие», «Дерево моей семьи», «Семья», «Как вести себя за столом», «Хорошие слова» и т. д. Темы и содержание проектной деятельности определяется интересами детей, возрастными и индивидуальными особенностями.

Беседа, загадка, рассказ, разговор - более классические методы воспитания нравственного сознания дошкольников. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» предлагает следующие темы бесед и разговоров: «Я и моя семья», «Чувства, поступки, умения», «Я и сверстники», «Мир, в котором я живу» и т. д.