Изучение нового материала. Учитель. На столах у вас находятся листы с заданиями. Посмотрите на 1 задание. Распределите вещества на группы. Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений мы уже с вами познакомились? (Обучающиеся вспоминают, что познакомились с оксидами, основаниями и кислотами.) Заполните таблицу по образцу (табл. 1). Образцы веществ для лабораторного опыта: HCl, CaCO3, CuO, H2SO4, FeCl3, NaOH, Ca(OH)2, CuSO4, SiO2, KOH, Mg(NO3)2, HNO3, H2O. Учитель. Скажите, пожалуйста, остались ли вещества, которые вы не смогли отнести к какому-либо классу неорганических соединений? (Обучающиеся отвечают: «да».) Давайте посмотрим на слайд и проверим результат вашей работы (max 9 баллов) Химическая формула | Название | Класс неорганических соединений | HCl | Соляная кислота | Кислоты | CaCO3 | Карбонат кальция (мрамор) | | CuO | Оксид меди(II) | Оксиды | H2SO4 | Серная кислота | Кислоты | FeCl3 | Хлорид железа(III) | | NaOH | Гидрокид натрия | Основания | Ca(OH)2 | Гидроксид кальция | Основания | CuSO4 | Сульфат меди(II) | | SiO2 | Оксид кремния (песок) | Оксиды | KOH | Гидроксид калия | Основания | Mg(NO3)2 | Нитрат магния | | HNO3 | Азотная кислота | Кислоты | H2O | Оксид водорода | Оксиды | Учитель. Для того чтобы узнать тему урока и класс неорганических соединений, к которому относятся оставшиеся соединения, я предлагаю отгадать мою загадку и сказать, о каком веществе я говорю. Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в VIII в. до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему приписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным «химическим реактивом» за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. Правильно – это поваренная соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество относится к огромному классу неорганических веществ, который называется соли. Это тема нашего урока. Давайте запишем ее в тетради: «Соли как производные кислот и оснований». Выпишите в тетрадь те формулы, которые вы ещё не изучали. Сравните, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками). Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. | Номенклатура солей Название соли | = | Название кислотного остатка | + | Название металла в родительном падеже | + | С.О. или вал. металла | Формулы кислотных остатков и их названия. Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия. Вернуться к табличке и вписать названия солей. Задание 2: обратное задание. С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия: При составлении формулы соли необходимо: 1. На первом месте записываем символ металла, затем символы соответствующего кислотного остатка. 2. Обозначаем заряды ионов, из которых состоит соль (т.е. ион металла и ион кислотного остатка); ион кислотного остатка будет иметь отрицательный заряд, равный числу атомов водорода в соответствующей кислоте. 3. Находим наименьшее общее кратное (НОК) для этих зарядов.(или по правилу креста) 4. Делим НОК на заряды ионов и получаем соответствующие индексы. Учитель. Давайте попробуем выполнить задание, используя алгоритм. Далее ученики составляют формулы солей и записывают их в таблицу. Ионы | К+ | Fe3+ | | Ионы | Na+ | Mg2+ | Cl- | | | | NO3- | | | SO42- | | | | PO43- | | | После заполнения табл. 2 учащиеся проверяют работу по листу проверки и оценивают (max 4 балла) «Обратные» генетические ряды Задание на поиск закономерностей выпишите формулу нитрата кальция, затем формулы гидроксидов, т.е. формулы соответствующих этой соли основания и кислородной кислоты, для последних напишите формулы соответствующих им оксидов и для них, в свою очередь, формулы соответвующих им металла и неметалла. Вывод. Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований. (запись в тетрадь) Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают! Сейчас мы переходим к выполнению лабораторной работы Вы помните правила техники безопасности и знаете, что в кабинете химии надо быть очень осторожными, сухие вещества нужно брать специальной ложечкой или сухой пробиркой, вещества не пробовать на вкус, при определении запаха не нужно нос опускать в склянку, работать аккуратно Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу. Учащиеся после выполненной работы делают выводы: Соли представляют собой твёрдые вещества, кристаллические, растворимые и нерастворимые в воде, с разнообразным цветом. Классификация солей Соли можно разделить по составу кислотного остатка (схема 1). (Готовая схема 1 появляется на экране.) По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами) Теперь попробуйте вы разделить соли на три группы. Работать будете в пáрах. На каждой парте лежат карточки с формулами солей. (K2CO3, CuSO4, Na3PO4, AlOHCl2, CaOHNO3 , NaHSO4, KHS ) Схема 1 По растворимости: растворимые в воде, малорастворимые и нерастворимые При разделении солей на три группы по растворимости (схема 2) воспользуйтесь таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде (форзац учебника или раздаточный материал на каждой парте). На выполнение этой работы вам дается 2 мин. (Карточки с формулами солей: NaCl, K2SO4, Na3PO4, MgS, CaSO4, PbCl2, СaCO3, AlPO4, BaSiO3.) Давайте посмотрим, как вы разделили соли. (Готовая схема 2 появляется на экране.) Схема 2 |