СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сортировка Массива

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сортировка Массива»

Урок № Класс 9 предмет Информатика дата


ТЕМА: «Сортировка массива»


Цель урока:  сортировать элементы массива, обращать линейный массив, а также выполнять сортировку и обращение до или посде указанного элемента массива.

Планируемые результаты

Предметные: Рассмотрение актуальности сортировки массивов.

Разбор на примерах разнообразия алгоритмов сортировки.


Метапредметные УУД

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: логические действия и операции;

создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

Коммуникативные: - формулирование собственного мнения и позиции.

Личностные: фантазия и воображение при выполнении учебных действий;

желание выполнять учебные действия.


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки с самооцениванием, презентация.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие. Позитивный настрой на продуктивную работу.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Сегодня мы продолжим изучение темы «Одномерные массивы», но, прежде чем перейти к новой теме, запишите сегодняшнюю дату и оставьте место для названия сегодняшнего урока. Теперь ответьте на следующие вопросы:

• что такое массив;

• как определить одномерный массив из 5 элементов, являющихся вещественными числами;

• что выполняют следующие фрагменты кода:


  1. Актуализация знаний


Теперь рассмотрим с вами следующую задачу, знакомую вам из курса алгебры 7 класса (запишите её условие): пусть имеется неупорядоченный ряд чисел с нечетным количеством элементов (8, 9, 4, 7, 2). Необходимо найти медиану этого ряда.


Кто может сказать, что такое медиана ряда чисел? (Если затруднения, то вывожу подсказку с упорядоченными рядами и их медианами.)


  1. Первичное усвоение новых знаний.

Сортировка - это один из наиболее распространённых процессов современной обработки данных. Сортировкой называется распределение элементов множества по группам в соот­ветствии с определёнными правилами. Например, сортировка элементов массива, в резуль­тате которой получается массив, каждый элемент которого, начиная со второго, не боль­ше стоящего от него слева, называется сортировкой по невозрастанию.

Задача. Сформировать целочисленный массив М из 20 элементов. Вывести на экран не­сортированный массив М. Отсортировать массив по невозрастанию. Вывести отсортирован­ный массив.

Решение. Запишем общий вид решения этой задачи, не детализируя пока метод сортировки:



Рассмотрим отдельно блок сортировки. Существует несколько методов сортировки. Рассмотрим три метода: линейную сортировку, сортировку методом пузырька и метод бы­строй сортировки с разделением. В качестве примера применения каждого метода будем рассматривать одну и ту же задачу (см. ниже), чтобы иметь возможность объективно сравнить эффективность разных методов.

1. Линейная сортировка

а) Описание метода.

(Линейную сортировку в некоторой литературе называют также «сортировкой отбо­ром».) Идея линейной сортировки по невозрастанию заключается в том, чтобы, последова­тельно просматривая весь массив, отыскать наибольшее число и поместить его на первую позицию. Затем просматриваются все оставшиеся элементы массива и выполняется анало­гичная операция по отбору из рассматриваемой части массива максимального элемента и обмену местами этого элемента и первого в рассматриваемой части и т. д.

Рассмотрим подробнее работу этого метода на примере. Пусть требуется упорядочить по невозрастанию массив А из 4 элементов:



5. ФИЗМИНУТКА

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

6 . Первичное проверка понимания.


Теперь пересаживайтесь за компьютеры и самостоятельно выполните следующее задание: необходимо создать массив из 10 элементов, заполненных случайными целыми числами от 1 до 30, и вывести его на экран, отводя на каждое число 5 экранных позиций. Выполнить сортировку только четных элементов массива по возрастанию (нечетные при этом остаются на своих местах). Вывести преобразованный массив на экран.


данный фрагмент кода производит сортировку положительных элементов массива в порядке возрастания.


Выполняют самостоятельное задание.

program sort2;

var

a: array [1..10] of integer;

i, j, min, imin: integer;

begin

randomize;

for i:=1 to 10 do

a[i]:=random(30)+1;

for i:=1 to 10 do

write(a[i]:5);

writeln;

for i:= 1 to 9 do

if a[i] mod 2 = 0 then begin

min:=a[i];

imin:=i;

for j:= i+1 to 10 do

if (a[j] mod 2 = 0) and (a[j]

min:=a[j];

imin:=j;

end;

a[imin]:=a[i];

a[i]:=min;

end;

for i:=1 to 10 do

write(a[i]:5);

end.

7. Первичное закрепление

1)Вопросы для повторения:

  1. Что такое сортировка?

  2. Какова особенность алгоритма обращения массива?

  3. Как измениться программа №1, если нужно отсортировать массив до введенного числа?

  4. Как измениться программа №2, если нужно обратить массив после введенного числа?

2) Самостоятельная работа.

Задачи для самостоятельного решения по теме сортировка и обращение линейного массива:

Вариант-1

1.Вводится линейный массив отсортировать его первую половину.

2.Заполнить линейный массив и обратить его перед введенным числом.

Пример:

Исходный массив:

4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0

Число:

-4

Результат:

10 3 -5 4 -4 -6 8 -10 1 0


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Решить одну задачу из предложенных по вариантам (В-1, только нечетные; В-2, только четные), повторить блоки

Задачи для домашнего задания:

  1. Вводится линейный массив отсортировать массив до максимального значения.

  2. Вводится линейный массив отсортировать массив после максимального значения.

  3. Вводится линейный массив отсортировать массив между максимальным и минимальными значениями.

  4. Вводится линейный массив отсортировать массив между введенными позициями.


9 ) Рефлексия


Самооценка и взаимооценка. 

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Как ты оцениваешь свою работу на уроке, работу одноклассников?

Какие возникали затруднения в процессе урока?


10 ) Подведение итогов урока

Анализ результатов урока, оценка работы учащихся. Выставление отметок.