Социальное сиротство
Работа по профилактике
социального сиротства
МБОУ СОШ № 52
Феномен социального сиротства напрямую связан
с семейным неблагополучием.
Цель профилактики социального сиротства:
сохранение ребёнку его кровной семьи.
Типология семей с учетом детско-родительских отношений
Социально здоровая семья
Д
Р ЕАБИЛИТАЦИЯ
Е
Г
Р
А
Д
А
Ц
И
Я
Проблемная семья
Кризисная семья
Асоциальная семья
Граница сохранности семьи
Аморальная семья
Антисоциальная семья
Социальный паспорт МБОУ СОШ №52
Год
Число уч - ся школы
06/07
07/08
всего
девочки
906
08/09
мальчики
865
09/10
448
Социальный состав родителей
458
847
413
10/11
Рабочие
452
407
828
11/12
466
401
440
12/13
835
Служащие
Военнослужащие
454
427
286
407
13/14
837
Предприниматели
64
505
268
427
428
877
14/15
112
Неработающие
410
427
241
58
924
449
107
151
47
Пенсионеры
268
399
1021
477
428
264
Домохозяйки
62
542
94
447
23
41
407
29
87
34
479
101
18
231
Статус семей
429
35
85
27
58
279
Многодетные
447
64
Одинокие матери
64
36
113
257
78
20
16
471
Вдовы - вдовцы
34
138
15
262
17
48
101
36
45
14
Опекаемые *
134
44
30
89
35
23
32
17
Дети – инвалиды
21
54
28
88
13
123
23
18/8
34
20
20
55
Родители – инвалиды
26
127
27
20
136
17
32
21
19/8
16
Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении
15
16
21/12
30
137
35
35
7
15
35
38
9
16/11
32
4
38
8
16/11
30
38
10
6
45
15/9
7
36
9
7
33
5
7
17/12
7
10
7
16/13
7
11
10
4
9
9
5
год
2005
Общее количество детей, устроенных под опеку
Из них соц.сирот
4
2006
2
2007
2
2008
2
3
3
2009
3
6
2
2010
1
6
2011
-
2
2012
2
1
2013
2
2
2014
3
-
всего
28
2
20
Направления работы по профилактике социального сиротства
Профилактика пролонгированного действия
Собственно профилактика
Собственно профилактика семейного неблагополучия:
Первичная профилактика семейного неблагополучия –
работа с семьями на ранней стадии:
Составление социальных карт классов, социального паспорта школы
Раннее выявление семейного неблагополучия
Выявления проблемы и причин возможного неблагополучия в семьях
- проведение «Родительской недели»
- запросы в ДОУ и детскую поликлинику
- посещение семей с целью обследования жилищно-бытовых условий
Карта обследования несовершеннолетнего
Общие характеристики условий воспитания
- Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
- Год рождения ____________________________________________________
- Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1)
- Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в полиции (1).
- Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).
- Отношение к учебе: охотное (5), избирательное (4), равнодушное (3), неохотное (2), крайне неохотное (1).
- Состав семьи: полная, полная (повторный брак), одинокая мать, неполная развод, семья опекуна.
- Количество детей в семье __________________________________________
- Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), средне специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).
- Социальная категория семьи: многодетная, малоимущая, родитель-инвалид, и т.п.
- Характеристика родительского отношения к воспитанию и обучению детей
- отец:_____________________________________________________________
- мать:_____________________________________________________________
12) Степень выраженности аморальных проявлений в семье:
5 – семья ведет здоровый образ жизни;
4 – один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;
3 – у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;
2 – частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;
1 – повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей.
- Направленность семьи: общественно направленная, индивидуалистическая, асоциально направленная
- Характер эмоциональных отношений в семье:
5 – атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;
4 – отношения ровные, но без эмоциональной близости;
3 – эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
2 – эмоционально-холодные, отчужденные взаимоотношения;
1 – напряженно-конфликтные отношения.
- Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:
5 – на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционированием, др.;
4 – досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;
3 – общение на основе пустого времяпрепровождения;
2 – асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;
1 – криминогенные группы, состоящие на учете в полиции за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество и др.
Показатели социального развития подростка
- Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений
- Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности
- Коллективистические проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни
- Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:
1 – открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
2 – в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
3 – равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;
4 – способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их;
5 – активное непринятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
- Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
- Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении
- Внешняя культура поведения
- Отношение к алкоголю
- Отношение к курению
- Культура речи
Собственно профилактика семейного неблагополучия:
Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении:
- вскрытие конфликтных ситуаций;
- проведение профилактических мероприятий по улучшению микроклимата в семье, устранение негативных явлений ,
- изучение и контроль обстановки в семье, наблюдение за ответной реакцией как родителей, так и других членов семьи в частности.
- сопровождение семьи с целью стабилизации ситуации в ней.
- принятие административно – правовых мер воздействия к родителям, уклоняющихся от воспитания детей.
Педагог - психолог
Совместная работа по выявлению и устранению проблем выявленной семьи
Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 57»
Социальный педагог
МБОУ СОШ № 52
КСЗН
ОДН ОП № 1
Детская поликлиника
Отдел опеки и попечительства
Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника
1.
2.
Первичное наблюдение в условиях детского сада
Систематическое опоздание в детский сад , Ребёнка поздно забирают из д/с. За ребёнком приходят дальние родственники, знакомые, соседи Частое беспричинное отсутствие в д/с Неопрятный внешний вид ребёнка, Отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви Следы побоев у ребёнка Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)
Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребёнка в семье
3.
Общий хронический беспорядок, грязь, паутина, разбросанные вещи. Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна) Антисанитарные условия в кухне (грязная посуда, пустые бутылки, отсутствие необходимых бытовых предметов). Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, отсутствие отдельного спального места у ребёнка)
1 1 2
Оценка условий воспитания, атмосферы семьи
1 2 3
3
Отсутствие игрушек, книг Отсутствие места для игр ребёнка (нет ковра, др.) Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребёнка Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии Следы побоев у членов семьи (у взрослых, у детей) Наличие в доме родственников с тяжёлыми формами физических и психических заболеваний Недоброжелательное отношение к посетителям Недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу
3
3 2 2
3 2
2
3
2 3
Индекс 1 - необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс 2 - необходимо углублённое изучение ситуации в семье
Индекс 3 - необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия
Преемственность между МБ ДОУ «Детский сад № 57» и МБОУ СОШ № 52
МБ ДОУ «Детский сад № 57»
МБОУ СОШ № 52
- Комплексный диагностический пакет (диагностика уровня развития ребенка, диагностика психического развития ребенка)
- Диагностический пакет (проективные методики, «рисуночные тесты», диагностика уровня общешкольной тревожности, диагностика определения склонности к отклоняющемуся поведению)
- Наблюдение адаптации ребенка в детском саду с целью выявления уровня тревожности;
- мотивация на формирование положительного образа собственной семьи
- выявление причин тревожности у ребенка;
- диагностика социальной активности и нравственных ценностей
- разработка индивидуальной коррекционной программы
Профилактика пролонгированного действия
- Профилактика предотвращения риска формирования социально неблагополучной семьи
- Профилактика вторичного сиротства, помощь в преодолении наследования социального сиротства
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
__________________________________________________________________
Фамилия имя отчество несовершеннолетнего
Дата начала работы ________________
Дата окончания ___________________
Причина индивидуальной реабилитации и адаптации _____________________________
№
Содержание работы
Диагностические мероприятия
1.
Сроки
Изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетнего:
Тематика
2.
- Наблюдение, тестирование
- Беседы
- Анкетирование
- Диагностика личности и его социальных связей
Наблюдение в различных ситуациях:
3.
Ответственный
и совместно с ним
Изучение медицинской документации:
- Учебные занятия
- Участие во внеклассных мероприятиях
- Досуговые предпочтения
4.
- Анамнез
- Результаты медосмотров
Изучение семьи
5.
Определение положения в коллективе (выявление социометрического статуса в классе)
6.
Выявление характера и особенностей ближайшего окружения.
Профилактические мероприятия
Оказание помощи в организации жизнедеятельности:
- Контроль посещения учебных занятий
- Контроль успеваемости
- Организация досуга и каникулярной занятости
Информационная деятельность:
- Индивидуальные беседы
- Беседы инспектора ОДН
- Знакомство с основными законодательными документами о несовершеннолетних
- Организация кинолектория профилактической направленности
Профилактическая деятельность:
- Посещение в рамках рейда «Подросток»
- Мониторинг посещения учебных занятий
- Выявление проблем в учебной деятельности и оказание необходимой помощи
- Проведение тематических встреч и бесед с инспекторами ОДН, врачом и психологом ПНД № 5, работниками медицинских и других учреждений по проблемам асоциальных явлений
- Организация участия в мероприятиях правовой направленности
- Организация консультаций для родителей психологом, соц. педагогом, медработником, педагогами.
- Проведение тематических встреч и бесед родителей с инспекторами ОДН, врачом и психологом ПНД № 5, работниками медицинских и других учреждений по проблемам асоциальных явлений
Рекомендации по работе с несовершеннолетним
Заключение
Рекомендации
Социальный педагог
Родителям
Психолог
Учителям
Классный руководитель
Врач
Заключение.
- Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий
- Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий
- Реабилитационный прогноз: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный
- Реабилитационный прогноз: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный
- Реабилитационно – адаптационное заключение: полная реабилитация, частичная реабилитация, не подлежит реабилитации (обоснование)
- Реабилитационно – адаптационное заключение: полная реабилитация, частичная реабилитация, не подлежит реабилитации (обоснование)