СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социально-экономическая география Донецкого края" 9 класс. Задания экстернатной формы обучения в школе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для учащихся, обучающихся в форме экстерната.  Задания охватывают весь курс 8 класса  "Социально-экономическая география Донецкого края". В разработке тестовые задания и две контрольные работы.   

Просмотр содержимого документа
«"Социально-экономическая география Донецкого края" 9 класс. Задания экстернатной формы обучения в школе.»


Задание составлено Линник Натальей Николаевной – учителем географии высшей квалификационной категории Муниципальной общеобразовательной организации «Зугрэсская средняя школа № 9 г.Харцызска»


Экстернатная форма обучения в школе

9 класс «Социально-экономическаяц3 география Донецкого края»


Обучение в форме экстернат в ДНР, Получение общего образования в форме экстерната в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики регламентировано Положением о получении общего образования в форме экстерната в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 08.02.2016 № 115 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики», зарегистрированным в Министерстве юстиции 25.02.2016 регистрационный № 1032.

В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.

Рабочая программа по географии для 6-9 классов составлена согласно Государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) 30 июля 2018 года № 678, на основе примерной программы: География 6-9 кл.: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с. (приказ Минобрнауки от «23» августа 2018 г. №725).

Реализация данной программы основана на использовании линии учебников УМК «География» для 5-9 классов, которые входит в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказ Минобрнауки от 23.08.2018 № 7250: « Социальная и экономическая география родного края» / Общ.ред. А.И.Чернышев. - Донецк, 2015. – 189, рекомендованный к использованию в образовательных организациях (приказ Минобрнауки от 07.08.2018№ 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году», п.6.2.). Электронный вариант учебника размещён на сайте школы http://9galaktika.ucoz.ru/index/geografija/0-115

Содержание учебного предмета «Экономическая и социальная география родного края»

Введение(1ч.)

- рассматривается предмет изучения социальной и экономической географии, знакомство с мировыми и отечественными эконом-географами, методы географических исследований;  устанавливают связь социально-экономической географии с другими науками;  обосновывают важность и актуальность курса

РАЗДЕЛ І. Экономико-географическое положение на карте мира (5 часов)

- формируется понятий «экономико-географическое положение», «политико-географическое положение»;  называют и показывают на карте мира границы России, Донецкого края, соседние государства и их границы;  анализируют экономико-географическое и политико-географическое положение;  определяют выгодность экономико-географического и политико-географического положения  дают определение понятий унитарное и федеративное устройство;  называют и показывают на карте административные единицы;  анализируют административные единицы.

РАЗДЕЛ ІІ. Население (12 часов)

- формируются понятия: «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность», «депопуляция», «демография», «демографический взрыв», «механический прирост населения», «миграция»; «безработица», «трудовые ресурсы»; «занятость», «экономически активное население»; анализ количественного и национального состава населения, анализ рынка труда в регионе; причины депопуляции, проблемы безработицы и пути их решения.

РАЗДЕЛ ІІІ. Хозяйство (35 часов)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства(2ч.)

- формируются понятия «хозяйство», «отрасль», «инфраструктура», «промышленность»;  отрасли производственной и непроизводственной отраслей промышленности, типы экономических систем, предприятий по форме собственности, экономические показатели развития;  характеризуют особенности развития отраслей промышленности; особенности территориальной структуры хозяйства, ВВП, ВНД, НД;  объясняют изменения в хозяйственном комплексе и их причины;  обосновывают перспективы развития.

Тема 2. Промышленность(2ч.)

- понятия «промышленность», «промышленный пункт», «промышленный центр», «промышленный узел», «промышленный район»; называют отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности;  характеризуют факторы размещения отраслей, территориальную структуру;  объясняют основные проблемы развития промышленности.

Тема 3. Топливно-энергетический комплекс (3ч.)

- состав топливно-энергетического комплекса;  особенности развития и размещения ТЭК, электростанций; значение, проблемы и перспективы развития отрасли.

Тема 4. Металлургия (3ч.)

-отрасли металлургии;  особенности развития и размещения предприятий металлургии региона, влияние отрасли на окружающую среду;  основные сырьевые базы, основные центры развития отрасли, крупнейшие предприятия  обосновывают значение, проблемы и перспективы развития отрасли.

Тема 5. Машиностроительный комплекс (4ч.)

-особенности развития и размещения предприятий машиностроения; - основные центры развития отрасли, крупнейшие предприятия;  анализируют статистические данные развития отрасли в регионе, внутриотраслевые и межотраслевые связи;  обосновывают значение, проблемы и перспективы развития отрасли

Тема 6. Химическая промышленность (3ч.)

- отрасли химической промышленности; - особенности развития и размещения предприятий химической промышленности, влияние отрасли на окружающую среду;  основные сырьевые базы, основные центры развития отрасли, крупнейшие предприятия;  анализируют статистические данные развития отрасли в России и регионе;  обосновывают значение, проблемы и перспективы развития отрасли.

Тема 7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (2ч.)

-отрасли лесной и деревообрабатывающей промышленности; - особенности развития и размещения предприятий отрасли; - основные центры развития отрасли;  значение, проблемы и перспективы развития отрасли.

Тема 8. Строительный комплекс (2ч.)

-отрасли промышленности строительных материалов; особенности развития и размещения предприятий промышленности стройматериалов;  основные центры развития отрасли;  значение, проблемы и перспективы развития отрасли.

Тема 9. Легкая промышленность (2ч.)

- отрасли легкой промышленности; - особенности развития и факторы размещения предприятий отрасли;  основные центры легкой промышленности;  обосновывают значение отрасли для удовлетворения потребностей населения.

Тема 10. Агропромышленный комплекс (6ч.)

-отраслевая структура сельского хозяйства, пищевой промышленности;  характеристика особенностей развития, проблем и перспектив развития комплекса;  основные зоны сельскохозяйственной специализации, центры пищевой промышленности;  анализируют статистические данные о производстве сельскохозяйственной продукции в регионе;  умеют составлять схему межотраслевых связей в сельском хозяйстве региона;  обосновывают значение отрасли для удовлетворения потребностей населения

Тема 11. Транспорт(2ч.)

-понятия: «транспорт», «транспортный узел», «каботаж», «грузооборот», «пассажирооборот»;  виды транспорта;  особенности развития транспорта в регионе, проблемы и перспективы развития;  основные транспортные узлы и магистрали.

Тема 12. Социальный комплекс(2ч.)

- составные части социальной сферы; - особенности развития и факторы размещения предприятий отрасли; проблемы и перспективы развития отрасли, уровень развития отрасли;  основные предприятия и учреждения отрасли;  обосновывают значение отрасли для удовлетворения потребностей населения.

Тема 14. Внешние экономические связи (2ч.)

-понятия «мировое хозяйство», «международное разделение труда», «глобализация»;  основные формы международного сотрудничества, международные организации;  характеризуют инвестиционную деятельность и специальные экономические зоны региона;  анализируют статистические данные об инвестиционной деятельности и об объемах внешней торговли региона.

РАЗДЕЛ ІV. Районирование (10 ч)

-понятие «географический район»;  природные районы России и административные районы Донецкого края;  проблемы и перспективы развития географических районов;  роль специализации каждого географического района.

РАЗДЕЛ V. Топонимика (2 ч)

-понятия: «топонимика», «топоним»;  приводят примеры природной, социальной и хозяйственной топонимики;  характеризуют топонимы;  умеют составлять словарь микротопонимов населенного пункта.

В процессе изучения курса «География» важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Необходимо стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.






















9 класс «Социально-экономическая география Донецкого края»


Донецкий регион на карте мира.

Тестовая работа

1. Экономическое краеведение изучает:

а) климат края, б) население края, в) природу края, г) промышленность края.


2. Автор учебника «География родного края», 5 класс:

а) Н.А.Швец, б) В.Е. Графф, в) Н.Т. Янко, г) В.В.Докучаев.


3. Донецкий край имеет выход к океану:

а) Тихому, б) Сев. Ледовитому, в) Атлантическому, г) не имеет выхода.


4. Первое название Донецка:

а) Юзовка, б) Сталино, в) Масловка, г) Донское.


5. Наш край омывается Азовским морем на:

а) юге, б) западе, в) востоке, г) севере.


6. Наш край граничит с Российской Федерацией на:

а) юге, б) западе, в) востоке, г) севере.


7. Наш край богат:

а) ртутью, б) нефтью, в) марганцем, г) природным газом.


8. Лесные ресурсы нашего края расположены на:

а) юге, б) западе, в) востоке, г) севере.


9. Геополитическое положение учитывает положение по отношению:

а) рынкам природных ресурсов,

б) «горячим точкам» планеты,

в) транспортным артериям,

г) опасным промышленным объектам.


10. Эколого-географическое положение учитывает положение по отношению:

а) рынкам природных ресурсов,

б) «горячим точкам» планеты,

в) транспортным артериям,

г) опасным промышленным объектам.
















Контрольная работа № 1

Донецкий край и её географические исследования.


В заданиях 1-4 выберите один вариант ответа (0, 25 балла за правильный ответ)

  1. Область, с которой граничит наш край на севере:

А. Харьковская, Б. Запорожская, В. Ростовская, Г. Днепропетровская.

2. К экономически активному населению не относятся:

А. безработные, Б. рабочие, В. служащие, Г. работающие пенсионеры.

3. В нашем крае преобладают электростанции:

А. ТЭС, Б. ГЭС, В. АЭС, Г. СЭС.

4. Промышленное развитие нашего края началось:

А. Петром І, Б. Геродотом, В. Дж Юзом, Г. М. Ломоносовым.


В заданиях 5-8 найдите соответствие (0, 25 балла за правильный ответ)

5. Продукция - отрасль:

А Тепло 1. Чёрная металлургия А

Б Чугун 2. Угольная Б

В Кокс 3. Машиностроение В

Г Трактор 4. Электроэнергетика Г


6. Город – функции города:

А Шахтёрск 1. областной центр А

Б Донецк 2. посёлок городского типа Б

В Мариуполь 3. районный город В

Г Троицко-Харцызск 4. город - порт Г


7. Город – направление развития.

А Харцызск 1. Чёрная металлургия А

Б Мариуполь 2. Энергетическое машиностроение Б

В Никитовка 3. Канаты В

Г Зугрэс 4. Ртуть Г


8. Термины.

А Генерализация 1. Положение территории по отношению к А

главным линиям, материкам, океанам... Б

Б ФГП 2. Положение территории по отношению к В

политическим блокам, организациям. Г

В ПГП 3. Расшифровка условных знаков плана или карты.

Г Легенда карты 4. Процесс отбора и обобщение изображаемых

на карте объектов.


В заданиях 9-12 ответьте «Да» или «Нет» (0, 25 балла за правильный ответ)

9. В нашем крае расположены нефтяные месторождения.

10. Длина морских границ нашего края 140 км.

11. К нетрадиционным источникам энергии относится атомная энергия.

12. Донецк расположен на меридиане - оси столиц.


В заданиях 13-14 дайте полный ответ (по 1 баллу). Объём ответа 5-6 предложений.

13. Расскажите о науке «социально-экономическое краеведение». С какими науками она связана? Какие методы исследования использует?

14. Представьте, что наш край расположен в Северной Америке. Как бы изменилось наше ЭГП? Оцените выгодность ЭГП. Сравните с реальной. (Объём ответа 1 страница)

Население нашего края

Тестовая работа


1. Естественный прирост населения учитывает:

а) рождаемость, б) эмиграцию, в) иммиграцию, г) доходы населения.


2. Демографическая политика это:

а) система мер, применяемая государством для регулирования численности населения в стране, б) учёт рождаемости и смертности в стране,

в) учёт миграций и убыли населения в стране,

г) политика по отношению к населению соседних стран.


3. Как изменялась численность населения нашего края с 1993 года:

а) постоянно сокращалось,

б) немного росло,

в) оставалось постоянным,

г) с начала росло, а потом снижалось.


4. Выбрать правильный ответ. В нашем крае:

а) больше мужчин чем женщин,

б) одинаковое количество женщин и мужчин;

в) рождается больше девочек,

г) женщины живет меньше чем мужчины.


5. Выбрать правильный ответ. В нашем крае:

а) население нашего края мононациональное,

б) в нашем крае проживали поляне, древляне,

в) население нашего края многонациональное,

г) формирование населения нашего края началось Дж Юзом.


6. Найти ошибку. Традиционное занятие наших предков было:

а) гончарство, в) выращивание пшеницы, подсолнечника,

б) бондарство, г) выращивание ржи, картофеля.

7. Языческий праздник нашего народа:

а) Ивана Купала, б) Пасха, в) Троица, г) Рождество.


8. Главная религия нашего края:

а) католическое христианство, в) протестантизм,

б) православное христианство, г) иудаизм.


9. Найти ошибку. Город нашего края:

а) Седово, б) Зугрэс, в) Харцызск, г) Новоазовск.


10. В Донецко - Макеевскую агломерацию не входит город:

а) Зугрэс, б) Харцызск, в) Шахтёрск, г) Макеевка.










Отраслевая структура хозяйства. Типы предприятий.

ТЭК. Металлургия. Машиностроение.

Тестовая работа

1. К производственной сфере относятся:

а) искусство, б) культура, в) транспорт, г) бытовое обслуживание


2. К группе «А» относится:

а) чайник, б) станок, в) хлеб, г) игрушки.


3. Специализация города Зугрэса:

а) энергетика, в) угольная промышленность,

б) химическая промышленность, г) пищевая промышленность.


4. Индивидуальное предприятие это:

а) предприятие, где собственник семья,

б) предприятие, где собственник один человек,

в) предприятие, где собственников двое,

г) предприятие, где собственники все члены коллектива.


5. В нашем крае нетрадиционный тип электростанций:

а) ТЭС, б) ВЭС, в) АЭС, г) ГЭС


6. Крупнейшая в Европе тепловая электростанция:

а) Углегорская, б) Зуевская, в) Кураховская, г) Старобешевская.


7. Самая крупная угольная шахта нашего края:

а) «Ждановская», б) «Иловайская», в) «Глубокая», г) «Шахта им. А.Ф.Засядько».


8. На предприятии какого типа можно из железной руды и к.угля получить любой вид металлургической продукции:

а) комбинаты полного цикла, в которых одновременно действуют все названные стадии технологического процесса,

б) комбинаты неполного цикла – это предприятия, в которых осуществляются не все стадии технологического процесса,

в) перерабатывающими предприятия неполного цикла («малой металлургии»),

г) на любом из этих предприятий.


9. Выберите лишнее. Производство цветных металлов:

а) малоотходное, б) энергоёмкое, в) водоёмное, г) обогащение сырья.


10. Кооперирование –это

а) процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях,

б) взаимодействие предприятий по выпуску определённой продукции,

в) выпуск продукции определённого вида,

г) переход военных заводов на выпуск мирной продукции.










Химическая, лесная, строительная, лёгкая,

промышленности.


Тестовая работа


1. Особенность химической промышленности:

а) экологически безопасная, в) работает только с определённым видом сырья,

б) определённая продукция, г) использует разнообразное сырьё и отходы.


2. Фармацевтическая промышленность выпускает:

а) лекарства, б) краски, в) удобрения, г) моющие средства.


3. Самое крупное предприятие химической промышленности нашего края:

а) «Химпром», б) «Стирол», в) «Азот», г) «Дон полимер».


4. Промышленный лес в нашем крае находится:

а) на севере, б) на западе, в) на юге, г) нет промышленного леса.


5. Мебельная промышленность размещается:

а) в малых городах, в) возле вырубки леса,

б) в крупных городах, г) повсеместно.


6. Лесохимическая промышленность выпускает:

а) древесный спирт, б) бумагу, в) ДВП, г) спички.


7. Современный строительный материал:

а) асбест, б) ондулин, в) цемент, г) гипсокартон.


8. Самый крупный цементный завод в нашем крае расположен в городе:

а) Донецк, б) Авмросиевка, в) Шахтёрск, г) Макеевка.


9. Особенность лёгкой промышленности:

а) работают в основном женщины; в) экологически очень вредна; ;

б) хорошо развита в нашем крае; г) относится к группе «А».


10. Особенность лёгкой промышленности:

а) наша продукция широко представлена на нашем рынке,

б) выпускают продукцию только для определённых отраслей промышленности,

в) на предприятиях, в основном, работают женщины.

г) много отходов при производстве.

















Агропромышленный комплекс, транспорт, социальная сфера,

экономические связи.


Тестовая работа


1. Выберите современный фактор производства пищевой промышленности:

а) перерабатывает сельскохозяйственное сырьё,

б) снабжает население продуктами питания,

в) использует продукцию других отраслей промышленности, в особенности химической,

г) на предприятиях работает много женщин.


2. Основой сельского хозяйства нашего края составляют культуры:

а) зерновые, б) технические, в) овощные, г) бобовые.


3. Основные сельскохозяйственные районы нашего края:

а) Тельмановский и Старобешевский,

б) Шахтёрский и Ясиноватский,

в) Новоазовский и Амвросиевский,

г) Центральнодонецкий.


4. Какой тип животноводства развит в нашем крае:

а) арендный, б) домашний, в) пригородный, г) крупные фермы.


5. Проблему обеспечения свежими овощами и фруктами в зимнее время решают:

а) парниково-тепличные хозяйства,

б) овощные оптовые базы,

в) импортные овощи и фрукты,

г) частные огородные хозяйства.


6. Вид транспорта, который не имеет пассажирооборота:

а) автомобильный, б) морской, в) трубопроводный, г) железнодорожный.


7. Главный вид транспорта в нашем крае:

а) автомобильный, б) морской, в) трубопроводный, г) железнодорожный.


8. Рекреационный район нашего края:

а) Приазовье, б) центр, в) восток, г) нет таких районов.



9. Главный экономический партнёр нашего края:

а) Беларусь, б) Южная Осетия, в) Грузия, г) Российская Федерация.


10. Главная экспортная отрасль нашего края:

а) пищевая промышленность,

б) лёгкая промышленность,

в) сельское хозяйство,

г) металлургия.








Итоговая контрольная работа

по географии

за курс 9 класса

Муниципальной общеобразовательной организации

«Зугрэсская средняя школа № 9 г.Харцызска»

Ф.И.О.



Контрольная работа

Экономическая и социальная география Донецкого края.


1 уровень ( по 0,5 баллов)

1. Приведите 2 примера взаимосвязи производственной и непроизводственной сфер хозяйства.

2. Начертите схему основных миграций населения нашего края. Укажите причины миграций.


2 уровень ( 1 балл)

3. Начертите схему полного производственного цикла чёрной металлургии. По схеме объясните, чем комбинат отличается от завода.


3 уровень ( 1 балл) Объём ответа – 1 страница.

4. Расскажите о роли транспорта в развитии страны.



4 уровень ( 2 балла). Объём ответа – 1,5 страницы.

5. Расскажите какие виды международных отношений вы знаете. Как они влияют на экономическое развитие нашего края.