СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогический проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ментальными особенностями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество ради пользы означает, что творческий процесс или его результаты направлены на достижение практических целей и решение конкретных задач, приносящих пользу обществу, отдельным людям или природе.

Увидеть как проект реализовывался можно в моём блоге Здесь

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогический проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ментальными особенностями)»

Социально-педагогический проект

по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ментальными особенностями)


«Творчество - ради пользы/Творчество радо пользе»



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Калининграда Детско-юношеский центр «На Молодёжной»


Разработчик проекта:

Поликанова Ираида Александровна , педагог дополнительного образования


г. Калининград, 2025г.



Актуальность проекта

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одновременно и очень важная, и очень сложная. Особенно это касается детей, да и людей в целом, имеющих ограничения ментальных возможностей здоровья. С каждым годом, тенденция на увеличение количества таких детей просматривается всё отчётливее, причём, как в России, так и в мире.

Государство старается помочь этим детям. Оно хочет, чтобы они могли жить и развиваться как все остальные. Для этого создаются специальные условия. Однако, чаще всего, усилий только со стороны государства недостаточно. Это тот случай, когда необходимо включение всех слоёв общества. Так как, существует проблема не только адаптации людей с ОВЗ к обществу, но общества к таким людям.

Многие родители, узнав об особенностях своего ребёнка, сразу начинают поход по врачам. Они хотят, чтобы ребёнку сделали как можно больше операций и процедур. Но иногда родители забывают, что детей важно не только лечить, но и учить общаться с другими людьми. Они могут стесняться и ограничивать общение ребёнка. Из-за этого ребёнок боится новых знакомств и становится замкнутым.

Чтобы помочь таким детям, существуют центры социальной реабилитации. Это не школы, а специальные места, где детям помогают адаптироваться в обществе. Там учат общаться, находить общий язык с другими людьми и быть самостоятельными.

В России есть программа «Доступная среда». Она помогает людям с ОВЗ свободно передвигаться по городу. Но, несмотря на это, дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с непониманием и даже с грубостью. Это может сильно повлиять на их самооценку и отношение к себе.

Чтобы помочь таким детям, нужно:

  1. Помогать им общаться с другими людьми с самого детства.

  2. Вовлекать их в разные мероприятия, чтобы они могли знакомиться с новыми людьми.

  3. Рассказывать обществу о том, какие трудности испытывают дети с ОВЗ и как им можно помочь.

Краткая аннотация проекта

В процессе работы над проектом внимание предполагается фокусировать не только на развитии через творчество непосредственно навыков работы с разными материалами и техниками, аккуратности, соблюдения правил безопасности, внимания, памяти, образного мышления; но и на получении не менее значимых скиллов, направленных на социальное взаимодействие. Это могут быть практикумы в малых группах, участие в проектах просветительского характера во взаимодействии со студенческим сообществом дружественной организации, проекты в области культуры и искусства и экологической направленности. .

В рамках реализуемого проекта предполагается достижение перечисленных возможностей, а именно:

  • ребенок с ОВЗ становится частью коллектива и выстраивает конструктивные способы коммуникации;

  • дети улучшают взаимоотношения внутри семьи через желание создавать подарки и дарить их своим родным;

  • дети участвуют в культурной жизни социума через организацию мероприятий и демонстрацию результатов своей деятельности;

  • так же возникает понимание, что труд может и должен оплачиваться через участие в ярмарках со своими изделиями.

Таким образом, по окончанию проекта в центре родитель замечает качественные изменения в поведении ребенка. В ходе такого рода социальной реабилитации реализуются основные государственные приоритеты в системе социальной защиты населения, а именно:

  • снижается уровень социальной изоляции детей, имеющих инвалидность;

  • повышается социальная активность семей, имеющих ребенка-инвалида;

  • изменяется отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющимися инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.

Основная цель проекта - социализация детей и подростков с ментальными особенностями, основанная на творческом процессе по созданию и реализации шоперов.

Задачи проекта:

Образовательные:

 ∙ ознакомление детей с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства

∙ формирование умений и навыков в практической творческой деятельности; ∙ формирование знаний по составлению композиций.

Развивающие: 

∙ развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;

∙ развитие мелкой моторики;

∙ развитие чувства цвето и формовосприятия;

 ∙ развитие образного мышления.

Воспитательные:

 ∙ формирование умений оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

∙ организация творческого общения в процессе обучения, воспитание умений работать в коллективе;

∙ формирование понимания прикладной и социальной функции творческой деятельности ;

Проект разрабатывался для детей и подростков, имеющих лёгкую и среднюю степень умственной отсталости, они – активные участники проекта. Так же, к активным участникам можно отнести педагогов, включенных в творческий процесс; студентов дружественного образовательного учреждения, вовлечённых в работу над совместным проектом; родителей. Проект предполагает индивидуальную работу с ребёнком и работу в малых группах (два, максимум, три человека). Возрастные границы довольно размыты из-за невозможности чёткой привязки уровня интеллектуального развития к возрасту у людей с ментальными особенностями, в среднем это возраст от 5-8 лет и до 16-18 лет.

Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют представительную группу из числа детей-инвалидов. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, а так же познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи).

Предполагаемые сроки реализации проекта с октября 2024 года по апрель 2025 года. Предполагается среднесрочный вид проекта.

Место реализации проекта: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Калининграда Детско-юношеский центр «На Молодёжной»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» «Особый ребенок»

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  • Детальная разработка основных положений проекта.

  • Консультации педагогов, родителей, пассивных участников проекта.

  • Проведение рекламно-информационной работы с потенциальными участниками проекта.

  • Проведение организационного периода с целью выявления потребностей и возможностей участников проекта.

  • Подготовка детского коллектива к реализации проекта.

Этап реализации.

  • Входная диагностика.

  • Включение участников в различные формы социально-значимой деятельности.

  • Работа по развитию социальных компетенций участников проекта.

  • Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.

Заключительный этап

  • Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта.

  • Итоговая диагностика, обобщение опыта.

  • Выпуск методических материалов проекта.

  • Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Калининграда Детско-юношеский центр «На Молодёжной»


№ п/п

Этапы, сроки реализации

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

Ответственные

1

Подготовительный этап

октябрь 2024 – декабрь 2024

  • изучение психолого-педагогической, социологической и методической литературы по теме проекта;

  • определение, исходя из условий, и обоснование направленности, а также содержания творческого процесса;

  • мотивация участников социально-педагогического эксперимента;

  • развитие рефлексивной позиции у педагогов;

  • проведение пилотажного исследования по теме проекта.

  • критический анализ научной и периодической литературы по теме проекта;

  • уточненный план проекта, с изменениями и дополнениями;

  • концепция и основные принципы развития творческого процесса и социально-средовой адаптации;

  • теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в проекте;

  • анализ результатов пилотажного исследования, формулирование гипотезы проекта.

Социальный педагог, педагог-психолог координаторы проекта, педагог ДПО

2

Этап реализации

январь 2025 – апрель 2025

  • выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности воспитательного коллектива учреждения;

  • разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий

  • построение работы на творческим проектом как современной формы социального заказа;

  • организация текущей и итоговой рефлексии субъектов проекта;

  • осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы;

  • проведение экспериментальной проверки эффективности работы.

  • создание социально-педагогических технологий социализации личности. Критериальная система оценки деятельности участников проекта;

  • модель организации проектной деятельности, соответствующая современным требованиям социального заказа;

  • качественные изменения в поведении субъектов проектной деятельности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • осознанное освоение и принятие детьми с ОВЗ основных коммуникативных и социальных компетенций;

  • накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.

Педагог ДПО; социальный педагог, педагог-психолог координаторы проекта.

3

Заключительный этап


обобщающий

январь 2016








внедренческий

март 2025 – апрель 2025

  • уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования;

  • корректировка апробированных социально-педагогических технологий;

  • разработка методик и рекомендаций по формированию в учреждении определенных условий, обеспечивающих развитие потенциала личности.


  • подготовка статьи в СМИ;


  • методические рекомендации по социализации детей с ОВЗ

  • обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента;

  • практические рекомендации по организации различных видов деятельности, направленной на проектирование и становление в социально-реабилитационном центре действующей модели социализации личности;

  • публикация в СМИ;

  • распространение опыта в интернет-простанстве (сайт учреждения);

  • практические рекомендации по внедрению опыта социализации детей с ОВЗ в условиях их реабилитации в центре.

Педагог ДПО; социальный педагог, педагог-психолог координаторы проекта.


Творчество ради пользы означает, что творческий процесс или его результаты направлены на достижение практических целей и решение конкретных задач, приносящих пользу обществу, отдельным людям или природе. Это может быть создание новых технологий, разработка инновационных продуктов, разработка методов и подходов, которые улучшают качество жизни, оптимизируют рабочие процессы или способствуют решению социальных и экологических проблем

В процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), необходимо провести комплексную диагностику их индивидуально-психологических характеристик и разработать соответствующее содержание коррекционно-педагогической деятельности. Особое внимание следует уделить разработке и применению принципов, методов и подходов в рамках творческого процесса для таких детей.

Принципы представляют собой ключевые положения, определяющие содержание, методы, средства и формы реализации проектной деятельности. Из широкого спектра методологических принципов, применяемых в практике, могут быть выбраны те, которые наиболее соответствуют специфическим особенностям детей с ОВЗ. К таким принципам относятся:

  1. Принцип оптимистической перспективы, предполагающий ориентацию на положительные результаты и перспективы развития ребенка.

  2. Принцип природосообразности, учитывающий естественные закономерности развития и индивидуальные особенности ребенка.

  3. Принцип культуросообразности, интегрирующий культурные и социальные аспекты в процесс работы над проектом.

  4. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, обеспечивающий учет уникальных потребностей и возможностей каждого ребенка.

  5. Принцип коррекционной направленности, акцентирующий внимание на устранении или компенсации имеющихся нарушений.

  6. Принцип комплексного подхода, предусматривающий взаимодействие различных подходов и направлений.

  7. Принцип непрерывности процесса, обеспечивающий последовательность и системность мероприятий.

  8. Принцип связи воспитания и обучения, направленный на гармоничное развитие личности ребенка.

Ресурсное обеспечение проекта

Проект разработан педагогом дополнительного профессионального образования, имеющим профильное профессиональное образование и опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта будет осуществляться педагогическим составом центра дополнительного профессионального образования, специалистами в области психосоциальной работы и воспитателями центра. Проект реализуется при поддержке администрации учреждения, педагогического коллектива и законных представителей воспитанников.

Для реализации проекта имеется достаточный кадровый потенциал.

Нормативно-правовое обеспечение проекта соответствует требованиям федерального, регионального, муниципального и внутриучрежденческого законодательства.

Дополнительное финансовое обеспечение проекта не требуется.

Для реализации проекта в социально-реабилитационном центре имеются программно-методические и дидактические материалы, которые обеспечивают детям с ОВЗ возможность для деятельности, связанной с наглядным моделированием, пространственными отношениями и социальным взаимодействием. Занятия проводятся в комфортных и безопасных условиях творческой лаборатории, оборудованной всем необходимым. Педагог-психолог обеспечивает психологическую поддержку как детей, так и их родителей.

В учреждении имеются помещения, оснащённые играми и игрушками, пригодными для индивидуального и группового использования, которые стимулируют детей к совместной деятельности. Также имеются материалы для конструирования, швейных работ, вышивки и других видов творчества.

Соблюдены требования архитектурной доступности, что обеспечивает беспрепятственный доступ детей с ОВЗ к инфраструктуре социального учреждения. В частности, предусмотрены пандусы, инвалидное кресло-каталка и другие средства адаптации.

Предполагаемые результаты проекта, их диагностика.

Под краткосрочными результатами проекта предполагается:

  • овладение детьми с ОВЗ конструктивными способами общения;

  • умение налаживать эмоционально-личностные контакты;

  • расширение круга общения;

  • развитие образного мышления;

  • развитие мелкой моторики;

  • улучшение процесса запоминания;

  • развитие усидчивости.

Предполагаемые долгосрочные результаты проекта:

  • развитие положительного отношения к труду;

  • возможность научиться выражать эмоции, мысли и чувства через творчество;

  • снижение уровня стресса и тревожности у детей и их родителей;

  • формирование понимания важности личного результата работы над творческим заданием для других людей и сообществ через положительное подкрепление;

  • вовлечение общества в процесс взаимодействия с людьми, имеющими ментальные особенности развития.

Творческий проект по созданию шоперов детьми с ментальными нарушениями направлен на их социализацию и интеграцию в общество. В рамках проекта дети не только осваивают навыки рукоделия, но и участвуют в общественно значимой деятельности, заботятся об экологии и приобретают опыт социального взаимодействия.

В целом, проект построен на изготовлении участниками продукта творческой деятельности (декорированного шопера) и последующей реализации продукта деятельности. Реализация планируется несколькими способами с разным ожидаемым результатом.

Участие в проекте должно быть максимально комфортным для каждого из участников на любом этапе.

На начальном этапе работы над проектом опытным путём определяются физические и психологические возможности каждого из участников. Исходя из полученных результатов, с каждым ребёнком отрабатываются техники работы над дизайном шоперов, формируя, таким образом, первичные творческие навыки, а так же, усидчивость, аккуратность, самодисциплину.

По достижении запланированных результатов работы над дизайном конечного продукта творческой деятельности, исходя из возможностей каждого ребёнка, участники проекта переходят к выполнению дизайна заранее подготовленных шаблонов шоперов.

Следующий этап – реализация продукта творческой деятельности. Реализация планируется в нескольких вариантах в прямой корреляции с индивидуальными особенностями каждого участника:

  1. Подарки близким и друзьям. Создание шоперов для членов семьи и друзей способствует укреплению эмоциональных связей и установлению тёплого контакта между детьми и их близкими. Этот процесс помогает детям почувствовать свою значимость и важность их деятельности для родных и друзей.

  2. Участие в проекте студентов (нормотипичных подростков) колледжа– дружественной организации - как части команды культурно-просветительского мероприятия регионального значения. Дети изготавливали шоперы по выданному творческому заданию для создания образов творческой коллекции. Работа в команде над проектом способствует развитию социальных навыков и умения взаимодействовать с другими людьми. Дети получают опыт участия в общественно-значимом взаимодействии, что имеет более сложный конструкт, чем личная выгода. Это важный шаг к интеграции в общество и преодолению социальной изоляции. Так же, этот вид творческого взаимодействия положительно сказывается на нормотипичных детях, они учатся общению с людьми, имеющими ментальные нарушения, и, что очень важно, нормализуют такое взаимодействие в кругу друзей и знакомых.

  3. Участие в экологическом проекте «Шоперы – вместо пластика». В этом случае важен не столько процесс реализации (ребенок может оставить шопер себе), сколько посыл «Я вношу вклад в большое и значимое для всех людей в мире дело – спасение окружающей среды». Создание шоперов из альтернативных материалов, например, вместо пластика, способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде. Дети не только учатся создавать полезные вещи, но и осознают важность заботы об экологии. Это создаёт у детей ощущение, что они - участники общественных процессов.

  4. Продажа изделий – продуктов творческой деятельности - на благотворительной ярмарке. Продажа изделий на благотворительных ярмарках способствует установлению социальных связей и взаимодействию с другими людьми. Дети получают опыт работы с покупателями, учатся представлять свои изделия и вести переговоры. Кроме того, часть вырученных средств может быть направлена на поддержку благотворительных организаций или фондов, что также способствует формированию социальной значимости.

Проект можно считать эффективным если:

  1. Наблюдается улучшение эмоционального состояния детей: они проявляют больше уверенности в себе, становятся более открытыми и дружелюбными, что свидетельствует о формировании устойчивого эмоционального контакта с окружающими.

  2. Повышается уровень социализации: дети учатся эффективно взаимодействовать в команде, слушать и учитывать мнения других, помогать и поддерживать своих сверстников, что является важным шагом на пути к успешной интеграции в общество.

  3. Формируется ответственное отношение к окружающей среде: участники проекта осознают значимость экологических проблем и учатся применять на практике принципы устойчивого потребления, например, сортируют мусор согласно правилам экологичного потребления..

  4. Развиваются предпринимательские навыки: дети получают опыт работы с аудиторией, учатся презентовать свои изделия, вести переговоры и принимать участие в благотворительных инициативах, что способствует формированию финансовой грамотности и социальной ответственности.

  5. Увеличивается количество положительных отзывов от родителей и педагогов: близкие люди замечают позитивные изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей, а также отмечают их успехи в учебе и повседневной жизни.

  6. Проект привлекает внимание общественности: информация о проекте распространяется среди широкой аудитории, что способствует популяризации идей инклюзии, заботы об экологии и социальной ответственности.

  7. Увеличиваются продажи на благотворительных ярмарках: изделия, созданные детьми, пользуются спросом у покупателей, что подтверждает их высокое качество и актуальность, а также способствует достижению финансовых целей проекта.

  8. Дети проявляют инициативу и желание продолжать участие в проекте

  9. Проект становится частью более широкой программы социальной поддержки: его опыт и результаты используются для разработки и реализации аналогичных инициатив в других образовательных и социальных учреждениях.

  10. Участники проекта получают реальные возможности для саморазвития и самообеспечения: они не только учатся создавать полезные вещи, но и получают навыки, которые могут пригодиться им в будущей жизни, что способствует их личностному и профессиональному росту.

Критерии и показатели эффективности проекта


Таблица 1. Индикаторы эффективности социального проекта


п/п

Индикаторы эффективности (критерии)

Количественная характеристика индикатора

Конечный результат

1

Уровень удовлетворенности результатами проекта родителей воспитанников (анкетирование)

Уровень удовлетворенности не менее 60 % от числа опрошенных

Выполнено/не выполнено/ выполнено частично

2

Наличие письменных положительных отзывов от участников проекта

Не менее 10 письменных отзывов

Выполнено/не выполнено/ выполнено частично

3

Количество публикаций о ходе реализации социального проекта

Не менее 3 публикаций

Выполнено/не выполнено/ выполнено частично

4

Качественные изменения в поведении детей-инвалидов

Повышение уровня социализации на 30 %

Выполнено/не выполнено/ выполнено частично

5

Изменение отношения в сознании граждан к детям-инвалидам

Отношение изменено в лучшую сторону у 60% опрошенных

Выполнено/не выполнено/ выполнено частично

Проект демонстрирует значительные положительные результаты в работе с детьми с ОВЗ, способствуя их эмоциональному, социальному и творческому развитию. Перспективы развития проекта включают расширение географии его реализации, адаптацию методик и практик под потребности различных образовательных и социальных учреждений.

Применение опыта проекта в других учреждениях позволит распространить успешные практики, улучшить качество поддержки детей и способствовать формированию инклюзивного общества. Это также может помочь в создании дополнительных возможностей для саморазвития и социальной адаптации участников.











4