СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологический тренинг "Истинная свобода"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологический тренинг направлен на профилактику химических и интернет-зависимостей среди подростков,подходит для учащихся 6-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический тренинг "Истинная свобода"»

Социально-психологический тренинг старшеклассников по проблемам химических и интернет- зависимостей

«Истинная свобода»


Целевая аудитория: подростки в возрасте 13-16 лет.


Цели тренинга: формирование убеждения, что употребление психоактивных веществ(далее ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем; повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ и интернет-зависимостью; выработка навыков, предотвращающих употребление ПАВ и зависимость от интернета. 


Задачи тренинга: 

  • Выяснение уровня информированности учащихся по проблеме ПАВ и интернет-зависимости

  • Предоставление достоверной информации о причинах и последствиях интернет-зависимости, а также употребления ПАВ, возможных стратегиях поведения.

  • Формирование мотивации к сохранению здоровья 

  • Развитие навыков противостояния психологическому давлению, принятия жизненно-важных решений.

Продолжительность: 60 минут.

План проведения тренинга:

Первый блок: Интернет-зависимость.

  1. Принятие правил работы тренинговой группы.

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

  1. Ознакомление с 12 правилами «позитивной виртуальности»:

1. Используйте виртуальную реальность только тогда, когда нужно расширить ваш  кругозор (выбор).

2. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.

3. Не заполняйте виртуальной реальностью «дыры» в своей жизни. Используйте её для усиления, а не для заплаток.

4. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям  реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель.

5. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.

6. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер. Проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и жизнью:

  • между собой и компьютером;

  • между тем, с кем вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями.

Учитывайте, что восприятие других людей в гиперпространстве не всегда объективно. Другие люди – это другие люди, а не продолжение ваших убеждений  или призраки в компьютере.

7. Используйте виртуальные отношения для обогащения реальных отношений, а не для их замещения. Стремитесь перевести виртуальные отношения  в реальные, а не наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию, и не развивает никаких  действительных навыков общения. Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей.

8. Ищите причины возникающей зависимости от компьютера не в виртуальной реальности, а в своей жизни.

9. Избегайте виртуальной реальности, в которой вас привлекают такие вещи, как:

    • доступность достижения цели, отсутствие препятствий к её удовлетворению;

    • возможность контролировать взаимодействие за счёт анонимности и лживости;

    • возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными;

    • желание уходить от того, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания.

  1. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».

  2. Находите возможность играть в реальности обычной жизни. Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за  компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни.

  3. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях. Не используйте компьютер тогда, когда вы вынуждены это использование скрывать от людей. Сократите время за компьютером, если вы страдаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт – головные боли).


2. Диагностика интернет –зависимости (приложение)

Второй блок: химические зависимости.

1. Упражнение «Мозговой штурм».

Обсуждение причин, почему подростки начинают употреблять ПАВ?

Возможные ответы:

- из любопытства;

- солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;

- назло;

- не хватает понимания близких;

- неблагополучная семья;

- желание соответствовать определенному образу жизни;

- желание, чтобы тебя считали взрослым;

- желание ослабить самоконтроль;

- желание расслабиться;

- для кайфа, смелости;

- снять боль и т.д.

Как вы думаете, причины, по которым подростки употребляют ПАВ, являются внешними или внутренними (психологическими)?

Вывод: причины внутренние, т.е. психологические. 

Что можно сделать, чтобы решить проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ?

2. Игра «Спорные утверждения».

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:

«Согласен».

«Не согласен».

«Не знаю, не уверен»

Эти листы прикрепляются по трем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Выслушав мнения участников ведущий, в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свое мнение.

Примеры спорных утверждений:

  1. Легкие наркотики безвредны.

  2. Наркотики повышают творческий потенциал.

  3. Наркомания - это болезнь.

  4. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

  5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

  6. Наркомания излечима.

7 Многие подростки начинают употребление наркотиков компанию.

8.Зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.

9Наркоман может умереть от передозировки.

10.Продажа наркотиков преследуется законом.


3.Игра "Марионетки".

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

  • Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

  • Хотелось ли что-либо сделать самому?


4. Игра "Отказ".

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.


5. Ознакомление с моделью принятия решения «Остановись и подумай!»


Шаги

Вопросы-действия

  1. Остановись. Определи проблему.

1.Чего это касается? В чём заключается проблема? (попытайтесь встать на позитивную точку зрения и определить позитивные стороны)

2.Подумай. Определи основную цель.

2. Чего я хочу? (желаемые и возможные решения)

3.-4. Подумай о последствиях.

3.-4.Определи доводы «за» и «против». Что может произойти? (рассмотри обе стороны последствий-позитивную и негативную)

5.Решай, что делать?

5.Принятие решения. Каково моё решение? (взвесь все последствия, сделай наилучший выбор)

6.Оцени исход.

6.Был ли предшествующий процесс решения трудной для тебя работой? Подумай.


6.Рефлексия участников и завершение тренинга.


Литература:


Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89,2000

Коваль, И. Учимся мыслить. / И.Коваль – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 286 с.

Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.




Приложение.


Тест на интернет-зависимость




Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:

 «очень редко» - 1 балл

«иногда» - 2 балла

«часто» - 3 балла

«очень часто» - 4 балла

«всегда» - 5 баллов

1.  Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем планировали?

2.  Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети?

3.  Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?

4.  Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети?

5.  Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в Сети?

6.  Как часто из-за времени, проведённого в Сети, страдает ваша учёба?

7.  Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8.  Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?

9.  Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в Сети?

10.  Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?

11.  Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в Сеть?

12.  Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13.  Как часто вы раздражаетесь,  кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в Сети?

14.  Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в Сети?

15.  Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в Сети, или воображаете, что вы там?

16.  Как часто вы говорите, что проведёте в Сети  «ещё пару минут….»?

17.  Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в Сети?

18.  Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в Сети?

19.  Как часто вы предпочитаете находиться в Сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20.  Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?

 

Если набрано 50-79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого.

Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.