СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный портрет выпускника начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный соместный проект учащихся и педагога показывает  социальный портрет выпускника начальной школы и может быть использован в работе. Одной из основных задач современной школы создание полноценных условий и активной жизненной позиции и через социальный проект дети развивают самостоятельность, инициативу и познавтельную мотивацию, учатся выстраивать социально значимые связи.

Просмотр содержимого документа
«Социальный портрет выпускника начальной школы»



МАОУ «СОШ №23 им. СВ.Астраханцева»

 

 

 

 














Исследовательский проект

«Портрет выпускника начальной школы»





 

 

 






 Подготовили учащиеся

4 «Г» класса

Балакишиева Сабрина

и Рагимова Хадижа

 

 

 


 

Саратов 2023

I.Введение

II.Основная часть

1.Цели и задачи исследовательского проекта

2.Наши исследования

3.Представления трех поколений об учебе и интересах

4.Сравнительный анализ физических данных

5.Анализ проведенной работы.

6.Социальный портрет моего класса.

III.Заключение



 

I . Введение


   Как-то раз  наша  учительница сказала, что ее очень огорчает, что многие дети не хотят учиться и спросила у ребят:

-  Ребята, скажите, какие ваши желания, интересы и можно ли составить портрет выпускников нашего класса?

 Многие мои одноклассники ответили, что было бы интересно, но не понятно, как это можно сделать…  . Нам стало интересно, и мы решили узнать какой же он выпускник начальной школы?


II.  Основная часть         


1.Цель работы: дать оценку социального положения учеников нашего класса, создать портрет выпускника начальной школы.

Мы запланировали :

        собрать необходимую информацию о представителях старшего поколения, изучив их отношение к учёбе, интересы;

        составить анкету для одноклассников;

        провести опрос среди школьников и взрослых;

        сделать сопоставительный анализ собранной информации;

        создать портрет класса.




Объект исследованияпредставители старшего поколения, одноклассники


Задачи исследования

  • Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;

  • Исследовать интересы, желания школьников, живших двадцать и пятьдесят лет назад, наших мам, пап, бабушек и дедушек;

  • Выяснить: чем заполнено свободное время ребят, что самое ценное в жизни наших одноклассников.

Гипотеза

          Наши одноклассники недостаточно самостоятельны, не имеют целей и поэтому им бывает очень сложно в учебе, в общении с друг с другом и родителями .

Практическая значимость

Материалы могут быть использованы на уроках обществознания, классных часах.


2.Наши наблюдения за одноклассниками показывают, что не все дети хотят учиться, порой не умеют сотрудничать, решать самостоятельно свои проблемы. Некоторым тяжело отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или просто подойти и предложить помощь.


Нас в классе 29 человек, и все мы разные. Часто от родителей, бабушек и дедушек мы можем услышать: «Мы в вашем возрасте были дружными, вместе играли, делали уроки, у нас было много увлечений…!»

Ещё нас заинтересовали вопросы: как учились, какие увлечения были у наших бабушек и дедушек, наших родителей? Что значит настоящие друзья?

До начала исследования мы провели опрос среди учеников 4 «А» и 4 «Г» класса нашей школы и взрослого населения.

Старшему поколению было предложено ответить на вопросы:

1.    Как вы учились, какие предметы преподавали в школе? Самые любимые предметы.

1.         Чем увлекались в своё свободное время?

2.          Какие книги читали, какие игры любили в возрасте 10 лет?

(Приложение №1)


Нам захотелось более подробно изучить этот вопрос и создать портрет выпускника начальной школы нашего класса, для этого была разработана анкета. ( Приложение №2)



3.В результате опроса мы поняли, что старшее поколение, наши бабушки и дедушки, считали учёбу основным и самым главным занятием в жизни. Никогда не делали ничего в ущерб учёбе и много помогали родителям по дому.

 Результаты опроса

 

 

Бабушки и дедушки

Родители

Одноклассники

Как вы учились и была разница в организации учебного процесса? Сколько предметов было в 3,4 классе?

Количество предметов было намного меньше

Процесс обучения стал более сложным

Наш процесс обучения более разнообразный

Чем увлекались  и как организовывали своё свободное время?

Рукоделие, помощь по хозяйству взрослым, чтение

 Свободного времени больше, появляются секции кружки

Компьютер, секции и кружки,

Прогулки на свежем воздухе

Какие книги читали? Назовите жанры…

Русскую классику, литературу о войне, детективы, фантастику

Русскую классику, приключенческую

 литературу, сказки, фантастику.

Сказки, рассказы, приключения, фэнтэзи, комиксы.


 

 Наши мамы и папы тоже понимали, что без знаний никуда, и читали даже гораздо больше книг, чем наши бабушки. Мои одноклассники тоже считают, что без знаний не проживёшь, а без хорошей профессии тем более, время сейчас другое. Но появились вещи (компьютер, мобильный телефон, смартфон, планшет), которые как признаются сами ребята отвлекают порой от главного.

А интересы и занятия в свободное время во многом совпадают с нашими представителями старшего поколения. Единственно у нас появилось больше возможностей заниматься по интересам.


4.Используя данные физического развития детей 10 лет середины 90-х и конца 60-х годов мы обратили внимание, что за этот период рост выпускника начальной школы стал выше на 19 см, и вес на 9 кг в среднем. Можно сделать вывод, что мы, дети, выше своих сверстников тех лет , но можно отметить, что мы стали чаще болеть и меньше проводить времени на свежем воздухе…


5.В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника.

1.Отсутствие самостоятельности в учебном процессе.2.Нерационально используется свободное время младшими школьниками. 3.У младших школьников имеется недостаток культурного развития. В основном дети  проводят время за компьютером или смартфоном. При этом мало читают, ходят в театр очень редко.

 

Также в результате анкетирования выяснилось, что у 90% ребят есть обязанности в доме: уборка, мытье посуды, покупка продуктов, кормление собак, помощь с младшими братьями или сестрами. Жизненные приоритеты совпадают с представителями других поколений.

( Приложение №4)


6.Анализируя полученные данные, мы составили социальный портрет своего класса.

4 класс – это современные школьники, рождённые в информационном обществе. В нашем классе :

22- имеют братьев или сестер, из них 5 семей - по 3,4 ребенка,7- воспитываются без братьев и сестер.

Примерно поровну разделились ребята с решением заканчивать 11 или 9 классов.

2/3 класса уже знают, кем хотят быть. Возможно, в нашем классе учатся будущие знаменитые врачи, учителя, также отмечены профессии: юрист, бухгалтер, продавец, токарь, парикмахер, механик, судья.

Любимым предметом ребята выделили физкультуру, ИЗО, музыку, но что удивило и обрадовало, очень многим нравится математика, окружающий мир.

Многие дети ходят на дополнительные занятия и кружки - 68 %: танцы, спортивные секции, английский язык.

На вопрос «Любишь ли ты читать?» только 44% школьников ответили положительно.


  Большинство ребят, а это 96%, свободно чувствуют себя в школе и классе. Могут свободно выражать и отстаивать свою точку зрения.

 Они весёлые, смелые, энергичные, мобильные, но большинство моих одноклассников почему-то, познавательные интересы ставит на второй план. Теряют интерес к урокам, поэтому успеваемость снижается. Тем не менее, мои одноклассники отличаются большой информированностью, целеустремленностью, осознают необходимость получения образования. Все признают трудности современной жизни.

Вот такой он мой 4 класс!



Заключение

  В ходе исследования, мы считаем, была достигнута цель через решение поставленных задач.

Изучив и проанализировав собранную информацию можно сделать несколько выводов. И мы и бабушки, и дедушки, и родители единодушно считаем:

        учёба – это основное в жизни каждого человека, это его будущее;

        учиться – всегда престижно;

        развивать себя необходимо в любом возрасте и в любое время, занимаясь в клубах, секциях, студиях;

        книги учат нас жить, читать их просто необходимо.

А то, что возможностей получать информацию из любых источников, заниматься любимыми видами спорта, творчества у нас гораздо больше чем у наших родных в пору их взросления.

 



Литература 

1.ФГОС ,понятие «Портрет выпускника школы»

2.Портфолио ученика начальной школы

3.Личные фотоархивы

4.Михайлова Л.А., Чеснокова Л.Л., Мальцева Е.А. Антропометрические

данные показатели детей препубертатного возраста промышленного города периода с середины 60-х годов









Приложение №1



Опрос для родителей ( бабушек, дедушек) 4 «Г» класса

1.Как вы учились и организация учебного процесса в начальной школе? Было основных предметов_ ( количество)

2. Ваши любимые предметы в школе:____

3.Чем увлекались  и как организовывали своё свободное время?( выберите из списка или напишите):

Рукоделие, моделирование, помощь по хозяйству взрослым, чтение, посещение клубов, секций, кружков;

4.Какие книги читали? Какие жанры литературы были для вас более интересными?( выберите из списка или напишите):

Сказки, рассказы, стихи, детективы, , фантастику, книг о войне, поэзия .

5.В какие игры вы играли ? ( напишите, какие игры помните):

6.Какие чувства испытывали к школе ( просим поделиться впечатлениями о первых (3,4 годах обучения):



№ 2


Анкета учащегося 4 класса 2022-2023 учебного года

1. Посещаешь нашу школу с 1 класса  ( да, нет)  

2. Количество детей в семье?

- я один в семье ( подчеркни) - сколько братьев?_- сколько сестер?____

3.Сколько классов вы планируете окончить в нашей школе? (9 классов или 11 классов).

4. Твой вес__________(кг), рост _______________(см)

5. Какую профессию вы хотели бы приобрести?_________________________

6. Какой предмет (урок) ты любишь или нравится_______________________

7.  Посещаете ли вы кружки и секции, какие?_________________________

8.  Любишь ли ты читать? ( да, нет)  

9. Что важнее для тебя в школе - учеба или общение с одноклассниками?

10. Если бы у тебя была возможность обучаться самому дома, воспользовался бы ты этой возможностью? ( да, нет)  

11. Есть ли у вас обязанности в доме? Какие?__________________________

12. Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?___________________

13. Каковы ваши жизненные приоритеты (пронумеруйте от 1 до 6 в порядке значимости для вас) - здоровье - учеба - счастливую семейную жизнь

- хорошие отношения с родителями - наличие близких друзей

- денежная работа.

14. Какова ваша успеваемость:- «отлично» - «хорошо» «удовлетворительно»

 15. Есть ли у тебя в классе друзья? ( да, нет)  



№3





«Что важнее для тебя в школе –

учеба или общение с одноклассниками?»   

 выяснилось, что              

38 % ребят ходят в школу за знаниями,

36% - за общением, оставшиеся

26% - за тем и другим.

 

 

«Если бы у тебя была возможность обучаться самому дома, воспользовался бы ты этой возможностью?» - лишь один учащийся ответил положительно.

Интересно то, что те, кто хочет ходить в школу, честно сказали, что ходят туда из-за общения с друзьями.

 


 

 Жизненные приоритеты распределились следующим образом:

На первом месте  преобладают хорошие отношения с родителями.

На втором месте – учеба.

На третьем месте для большинства важно наличие близких друзей

 






Дети считают, что 58,2% детей учатся удовлетворительно, 5.8% отлично, 37 % хорошо.