Глобальные социально-экономические изменения в положении России на международной арене, перемены, приведшие к пересмотру приоритетов в экономике и промышленности, сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни современного российского общества.
Требования ФГОС НОО
к профориентационной работе
в начальном общем образовании
Портрет выпускника начального общего образования по ФГОС НОО:
… любознательный, активно и заинтересованно познающий мир …
Личностные УУД :
… наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
… умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
… ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Цель проекта :
расширение знаний о мире профессий, формирование у учеников целостное и многогранное представление о профессиях и интереса к трудовой деятельности.
Задачи:
- расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;
- развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
- развитие финансовой грамотности.
Специфика профориентационной работы
развитие психологических ресурсов личности:
- расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему;
- становление важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности (рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки),
- обогащение личностного опыта.
Схема взаимодействия проекта
ПЕДАГОГИ
РОДИТЕЛИ
УЧЕНИКИ
4г
Формы работы – проектно-
исследовательская деятельность,
коллективно-творческое дело,
познавательные игры и праздники.
Адресная направленность :
проект рассчитан для учащихся 4 «г»
Сроки реализации: 2месяца
Партнеры и их роль в проекте:
в ходе подготовки и реализации проекта
необходимы партнеры, в качестве которых
выступают классный руководитель,
родители, педагог-психолог.
Этапы реализации проекта
Мероприятия
Подготовительно-диагностический
Участники
- Диагностика оценки потребности в мотивации достижения (методика Орлова Ю.М.)
- Мотивация, целеполагание проекта.
- Построение ориентировочной схемы деятельности
- Мониторинг работы по профориентации в 4 классе.
- Анкетирование с целью выявления уровня знаний учащихся о мире профессий своего края.
- Анализ затруднений.
- Выявление проблемы.
Проектно-практический
- Определение темы, цели и задач проектной деятельности.
- Составление плана работы по профориентации.
- Прогнозирование результатов
- Практическая организация работы по профориентации.
- Описание деятельности участников проекта на каждом этапе.
Аналитико-диагностический
- Повторная диагностика оценки потребности в мотивации достижения (методика Орлова Ю.М.)
- Профориентационная диагностика для выявления склонностей у учащихся в соответствии с типами профессий по Е.А. Климову.
Заключительный
Учащиеся
- Обработка и оформление полученных результатов.
- Подведение итогов проектной работы. Презентация.
- Изучение способностей ребенка в рамках профориентации.
- Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.
4 «Г» класса, классный руководитель, педагог-психолог, родители
Формы работы в ходе реализации проекта
1. Старт проекта « Аукцион идей»
2. Диспуты
- Научно-технический прогресс и профессии»
- Вымирающие профессии»
- Профессии будущего»
- Профессиональные династии»
3. Игра « Путешествие в мир профессий»
4.Конкурс « Угадай профессию»
5. Конкурс « Рекламный постер»
6. « Медицинское братство»
7.Экскурсии:
- «Кидбург»
- Фабрика « Ариэль»
- Фабрика « Колибри»
8. Конкурс сочинений « Мой выбор в 10 лет»
9. Встречи с интересными людьми.
Аукцион идей
Экскурсии в мир профессий!
Диспуты, игровые тренинги, встречи с интересными людьми!
Конкурс « Рекламный постер»
Конкурс « Отгадай профессию»
Сочинение « Мой выбор в 10 лет…»
Психологическое сопровождение проекта
Диагностика обучающихся по шкале оценки потребности в достижении (методика Орлова Ю.М.)
После проекта среди учащихся выросло стремление к улучшению результатов, стала проявляться настойчивость в достижении цели, стремление добиться своего во что бы то ни стало – что стало залогом успеха в процессе выполнения заданий проекта. Обучающиеся получали удовольствие от решения интересных задач, меньше терялись в ситуации соревнования и показывали упорство при столкновении с препятствиями.
Диагностика по дифференциально - диагностическому опроснику (Е.А. Климов)
По окончании проекта и по результатам диагностики
учащиеся были распределены по типам профессий, предрасположенность большинства из них относится к типу «Человек – Художественный образ», что не является профильным направлением для данного лицея, в котором обучаются учащиеся .
Заключение
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Мы не можем направить ветер, но можем развернуть паруса!
Чарльз Улисс Порше
Источники информации
- Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младшего школьника: состояние и перспективы развития: Книга для учителя: Монография / О.Ю. Елькина; Научн. ред. С.Н. Чистякова. – М. – Новокузнецк: ИОСО РАО – Изд-во КузГПА, 2006. – 160 с.
- Елькина, О. Ю. Подготовка будущих педагогов к профориентационной работе с младшими школьниками / О. Ю. Елькина, // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи. – Кемерово, 2017. – С. 117-119.
- Elkina, O. Yu. Development of productive experience of junior schoolchildren using professional orientation / O. Yu. Elkina // Znanstvena misel (Slovenia) Vol.1. – 2017. – N 11. – P. 40-44.
- .Елькина, О. Ю. Игры профориентационной направленности во внеучебной работе с младшими школьниками / О. Ю. Елькина // Начальное образование. – 2009. – №5 (34). – С. 12 – 17.
- Елькина, О.Ю. Научно-исследовательская деятельность в подготовке будущего учителя начальной школы / О. Ю. Елькина // Вестник Московского государственного областного университета – Серия: Педагогика. – 2007. – № 1 (41). – С.86 – 90.
- Елькина, О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 4. – С.38 – 42.
- Елькина, О. Ю. Содержание и методическое обеспечение внеурочной работы в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (на примере курса «Путешествие в мир профессий») / О.Ю. Елькина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №2. – С. 37-41.
Спасибо за внимание!