Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
д.Масловка Карачевского района Брянской области
«ЭКОЛОГИЯ: ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ»
(социальный проект «Помогите пернатым»)


Выпонили:
учащиеся 1 класса
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Балакина Галина Владимировна
Координатор проекта:
учитель географии
Сафрошкина Елена Ивановна
2018год
Голодно зимою птичкам,
Этим крохам-невеличкам.
Снег засыпал все дорожки,
Где найти им хлеба крошки?
Паспорт проекта
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Организация – исполнитель Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Карачевского района Брянской области Первомайская средняя общеобразовательная школа
Адрес 242504, Брянская область, Карачевский район, д.Масловка,
улица Первомайская, дом 45 А
Сведения об авторах:
Балакина Галина Владимировна, учитель начальных классов первой категории,
Сафрошкина Елена Ивановна, учитель географии высшей категории, старшая вожатая МБОУ Первомайская СОШ
Срок реализации: с ноября 2017 по январь 2018 года
Исполнители: учащиеся 1 класса и их родители.
Направление проекта: экологическая активность
Информационно-техническое обеспечение: фотографии, наблюдения, художественная литература, компьютер, интернет
Место реализации проекта: Карачевский район, деревня Масловка,
МБОУ Первомайская СОШ
Актуальность:
Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. Летом их весёлое пение, яркое оперение оживляет природу и радует человека. А сколько пользы приносят птицы!
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
Еще осенью на классном часе наша учительница рассказала о том, что в нашей местности на зиму остаётся много птиц: воробьи, вороны, сороки, дятлы и другие птицы. Но с наступлением зимы им приходится очень трудно. Страшнее всего голод. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года. И таким образом, можно сохранить их численность.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Цель проекта: воспитывать защитников природы, дать экологические знания - изучить образ жизни и поведения птиц, зимующих в наших краях; познакомить с устройством кормушек и видами корма.
Задачи проекта:
Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.
Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Сделать кормушку своими руками.
Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
Сроки работы: с ноября 2017 по январь 2018 года
Методы и приёмы:
1. Наблюдения.
2. Сбор информации.
3. Работа с литературой, интернет-источниками.
4. Экскурсии.
5. Обработка собранной информации.
6. Творческая работа.
План работы над проектом:
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Совместное составление плана работы над проектом.
Создание в классе творческих групп.
Подбор художественной литературы, иллюстративного материала.
Изготовление и развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.
Участники проекта: учащиеся 1 класса МБОУ Первомайская СОШ и учителя - Балакина Галина Владимировна, учитель начальных классов,
Сафрошкина Елена Ивановна, учитель географии, старшая вожатая
Ресурсное обеспечение проекта:
Вид Ресурсов | Перечень действий |
Информационные | Спланировать разъяснительную кампанию среди учащихся начальной школы. |
Кадровые | Создать группы из учащихся класса и их родителей по реализации проекта. |
Нормативно-правовые | Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольной территории. |
Программно-методические | Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек. |
Материально-технические | Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал. |
Содержание проекта
I этап. Организационно-ознакомительный - теоретический
1.Формулирование темы, цели, вопросов проекта.
2. Стартовая презентация учителя.
3. Планирование работы по общему проекту.
4. Сбор информации и обсуждение её в группах.
II этап. Реализация проекта - практический
1. Изготовление кормушек. Конструирование или выбор собственного варианта.
3.Самостоятельная работа по выполнению исследований, наблюдений.
4. Выставка кормушек.
5. Развешивание кормушек.
III этап. Итоговый.
Экологическая польза проекта.
2.Рефлексия.
3. Подведение итогов работы:
Что нового и интересного вы узнали при работе над проектом?
Чему пришлось научиться?
Что было выполнить легко, а в чём вы испытывали трудности?
Какие эмоциональные чувства вызвала у вас работа над проектом?
Описание проекта
1. Теоретический этап.
Задачи: расширить представления о жизни птиц, зимующих в наших краях, особенностях их поведения и питания зимой.
Среди учащихся была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?» и классный час «Как помочь птицам зимой», провели час стихов о птицах (Приложение № 3), а так же прошло анкетирование учащихся:
Пронумеруйте мероприятия, какие вы считаете самыми необходимыми в зимний период, в порядке значимости:
Построить снежный городок.
Залить каток.
Проложить лыжню.
Поиграть в снежки.
Расчистить дорожки.
Смастерить кормушки для птиц.
В результате анкетирования получились следующие результаты:
75% детей считают первоочередным делом - сделать кормушки.
Наблюдая за птицами в школьном парке, мы заметили, что с наступлением холодов чаще всего сюда прилетают синицы, воробьи и снегири. Приближается зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. И в нашем парке появились новые гости – свиристели, дятлы, сороки и даже сойка.
Воробьи не улетают в тёплые края с приходом зимы. Но голод и холод заставляет их держаться поближе к жилью человека. Держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Они едят всё подряд, что есть на кормушке. Собирают упавшие крошки на снегу и земле, проверяют кормушки у домашних животных. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
Хотя снегири считаются исключительно лесными птицами, зимой они очень часто вынуждены прилетать к жилью человека, чтобы добыть себе корм. На ветках рябины снегири устраивают себе столовую. Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Чем сильнее морозы, тем спокойнее
сидит стайка. Снегири очень галантны – самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие грозди самке.
Мы изучили, чем правильно кормить птиц, и, наблюдая, заметили, какой корм больше любят разные птицы.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки сухого белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую.
Нельзя давать чёрный хлеб. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.
Мы составили листовку – обращение к ребятам и памятку “Как подкармливать птиц” (Приложение №1)
Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение №2).





2.Практический этап
Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте, следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Мы объявили в классе акцию «Покормите птиц зимой!». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева.
Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах.
Как сделать кормушку?
При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. Она может быть деревянной, пластиковой, металлической и т.д. В дело можно пустить пустые пластиковые бутылки, коробки, пакеты из-под сока и молока.
Здесь предлагаются несколько схем самых простых кормушек, которые можно быстро и легко изготовить в домашних условиях.
I. Кормушка из пустого пакета из-под сока или молока. В нижней части пакета прорезаются два-три отверстия. Они могут быть как круглой, так и прямоугольной формы.
II. Кормушка из пустой пластиковой бутылки. У бутылки частично отрезают горловую часть, чтобы осталась небольшая крыша. В получившееся отверстие вставляют кусочек дощечки с жердочкой для птиц, а внутрь бутылки насыпают корм 
Если вы хотите построить кормушку, которая будет служить птичьей столовой не один сезон, то ее лучше всего сделать из дерева.
Для их изготовления необходимы: деревянные бруски разной толщины, фанера или древесноволокнистые плиты, доски. Скреплять детали между собой лучше всего гвоздями. На схемах размеры деталей указаны приблизительно, им строго следовать не обязательно. Птицы с удовольствием съедят приготовленный вами корм из кормушки любого размера.
III. Подвесная кормушка с плоской крышей. Для ее изготовления необходимы четыре бруска, два куска фанеры и четыре рейки. Сверху к крыше крепится веревка или проволока с кольцом, при помощи которой кормушка подвешивается к ветвям дерева.

Чтобы продлить жизнь кормушки, ее можно покрасить краской или покрыть лаком.
В декабре мы, первоклассники, и ребята-старшеклассники вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом (Приложение №4). Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
Ежедневно мы начали наблюдать за поведением птиц у наших кормушек. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.
Результаты наблюдений
Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа.
Первыми, кто был замечен в кормушке, это воробьи. Воробьи зимой стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно
ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов и под крыши сараев.
Воробьи - птицы пугливые, но очень любят хулиганить. Смотря на то, как воробьи дерутся, мы насыпали пшена на кормовой столик, и все птицы дружно клевали его.
Затем начали прилетать синицы. Синицы почти круглый год живут в лесах, парках, садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека.
Синицы вели себя на кормушке культурно, не спеша, не толкаясь. Во время наблюдения заметили, что птицы ведут себя по-разному: вот например синица сначала выберет семечку, а потом прыгнет на ветку. Расправится с ней в стороне и снова в кормушку. А воробей? Воробей не улетает от корма, пока не наестся, или кто-нибудь его не спугнёт. А синичка ведет себя осторожнее и такого себе не позволяет.
Наблюдать за снегирями довольно интересно. Как правило, летают исключительно небольшим семейством: самочка и два самца. на кормушке царит матриархат: двое снегирей прилетело раньше, но самочка по своему прибытию сгоняет обоих, последовательно гневно пискнув сначала на одного, затем на другого. В общем-то, по писку самочек и можно определить на слух, что снегири прилетели. Самцы на кормушке ведут себя тихо. С одной кормушки две самочки тоже есть не станут. Самцы в этом деле более дружелюбны. Вполне могут вместе по очереди поклевать с одной кормушки, даже будь они с разных семейств. Семечки снегирь ест довольно своеобразно: держа в клюве "пережёвывает", пока не отлетит шелуха.
III. Итоговый этап
После того как мы повесили кормушки, мы заметили, что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше, и следить за кормушками. Сытой птице мороз не страшен.
Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья!
Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.
Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек
Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
В результате работы на проектом мы научились:
1. Делать кормушку из бросового материала;
2. Кормить птиц различным кормом;
3. Наблюдать за птицами;
Мы узнали:
1.Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях;
2.Какие корма предпочитают птицы.
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях;
в нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны;
птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма;
человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки.
Необходимо помочь оставшимся птицам дожить до весны. Горсть семечек, хлебные крошки, комочек сырого фарша – и целая птичья стая будет сыта.
Экономическая оценка сделанной кормушки.
Кормушка, сделанная из пустых пакетов из-под сока, очень экономична. Эти материалы есть в любом доме. Они не требуют никаких денежных затрат. Используя для кормушки эти материалы, мы даем вторую жизнь использованным вещам.
Трудность в изготовлении кормушки - делать отверстия. Это требует особой осторожности в работе.
Кормушка получилась такая, какую задумали сделать ребята. Сделав кормушку, ребята помогли зимующим птицам, стали добрее, научились заботиться о птицах, получили знания об экологическом воспитании системы «человек-природа».
Результат проекта
Для учащихся:
1.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
2. Повышение экологического сознания и воспитание бережного отношения к природе родного края.
Для родителей:
1.Повышение активности к заботе и помощи пернатым друзьям в зимнее время.
2.Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.
3.Готовность к сотрудничеству.
Для педагогов:
1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности.
2.Новые проекты, перспективы.
3. Позитивная оценка деятельности родителями учащихся и общественностью.
4.Возможность размещение методических материалов на образовательных сайтах, участие в интернет - конкурсах.
Социальная оценка результатов реализации проекта
План проекта был полностью реализован. Инициативная группа (все учащиеся класса) награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.
Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.
Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой
Стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
И зима не так страшна
Будет для крылатых.
Им не дайте в лютый час
Гибнуть от болезней,
И весна одарит вас
Праздничной их песней.
Литература
1.М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2008г.
2.В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
3.Материалы журналов: «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
4.Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
5.Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития, 2004
6.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.
9.Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.
10.Ресурсы Интернета: www.guideinfo.nm.ru/winterbird/
11.Ресурсы Интернета:http://www.ecosystema.ru
12.Ресурсы Интернета:http://ru.wikipedia.org
Приложение №1
«Покормите птиц зимой»
Дорогие ребята!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Ученики 1 класса

Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв)
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)

Приложение №2

Название птицы | Чем питается в природе зимой | Чем можно подкармливать |
Воробей | Семена сорных растений, хлебные крошки. | Овес и просо, пшеничные отруби, а также крошки белого хлеба |
Синица | Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых. | Семена, мясо, говяжий жир, несоленое сало. Очень любят семечки подсолнечника. |
Дятел | Семена сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых. | Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало. |
Снегирь | Семенами растений и ягодами. | Ягоды рябины, бузины, боярышника. |
Сойка | Семенами растений и ягодами. | Ягоды рябины, семена, крошки белого хлеба. |
Свиристель | Семенами растений и ягодами. | Семена арбуза, дыни |
Приложение №3
ФОТООТЧЁТ




Угощайте пташек дружно,
Зёрнышек жалеть не нужно!
Крошек горсть такая малость,
А краса их людям в радость.
Ай, да, Зимушка - Зима!
В снег укутала дома.
Замела дорожки,
Птичкам нет ни крошки.
Отложу - ка, я игрушку,
С папой сделаю кормушку.
Им не будет холодно,
Им не будет голодно!
Детки крошки собирайте,
И в кормушки насыпайте.
Пусть ликуют птички,
Воробьи, синички.
Мне не нужны
Ни стаканы, ни кружки -
Птички не очень-то
Любят компот!
Лучше развешу я
Всюду кормушки,
Голодно птичкам -
Зима настаёт.
Мне не нужны
Ваши вилки и ложки,
Даже тарелки
Совсем не нужны.
Птичкам насыплю я
Хлебные крошки -
Буду я птичек
Кормить до весны.
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
Приложение №4




21