Советы учителя-дефектолога (тифлопедагога) по адаптации детей
с нарушением зрения к детскому саду
С самого рождения ребёнка все его движения и действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений ребёнка вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку снижена скорость и точность зрительного восприятия, восприятие окружающего мира происходит фрагментами, искажённо, неточно.
При совместной работе специалистов учреждения, воспитателей и родителей происходит плавный переход ребёнка к новым условиям жизни в детском саду. Усилия взрослых обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка с нарушением зрения к детскому саду
Каждый день проводите беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад, где ему будут лечить глазки.
Проведите беседы о глазах, важности их лечения, о ношении очков и об уходе за ними. Мотивируйте его на успешное аппаратное лечение зрения и соблюдение основных офтальмогигиенических правил.
Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи, сказки или детские истории о детском саде, покажите картинки.
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать специализированный детский сад
Утром в группу приводить ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговаривать с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике. Расставаясь с малышом, говорить, когда за ним вернетесь.
Впервые дни пораньше забирать ребенка домой. Это необходимо для того, чтобы ребенок привыкал постепенно к новому окружению. Ребенок с нарушением зрения очень быстро утомляется, а впервые дни на него обрушивается много впечатлений. Поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.
Проявлять интерес к жизни ребенка в детском саду, спрашивая его о том, что делал в течение дня. Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их нужно рассмотреть вместе с малышом, похвалить его даже малейшие успехи.
Как можно раньше сообщить медсестре, воспитателям о личностных особенностях малыша. Это необходимо для того, чтобы правильно организовать адаптацию ребенка. При организации различных режимных моментов, лечении воспитатели, медсестры будут учитывать личностные особенности ребенка и в связи с этим, будут строить общение с ним, а это, в свою очередь, облегчит адаптацию ребенка.
При необходимости ношения очков, заклеек строго следовать требованиям окулиста и выполнять его рекомендации и в домашних условиях (послабления в ношении очков тормозят процесс лечебных процедур).
Одевать его так, как необходимо в соответствие с температурой в группе. Его иммунная система в период адаптации ослабевает, поэтому любая инфекция может привести к заболеванию. Это, конечно же, прервет процесс адаптации, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.
Не делайте большого перерыва в посещении детского сада без уважительной причины. Частые попуски детьми детского сада осложняют процесс лечебно – восстановительной и коррекционно – развивающей работы, а также понимание и принятие ребенком своего нового социального статуса.
Создать в выходные дни дома режим такой же, как и в детском саду.
Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для слабовидящего ребенка изменение окружения всегда стрессирующий фактор. Он находится в постоянном нервном напряжении, для него все, что неизвестно – все опасно. Поэтому, когда он приходит домой необходимо создать все условия, чтобы его нервная система отдыхала, то есть щадить его ослабленную нервную систему. Ведь если еще и в семье будет напряженная обстановка это может привести к нервному срыву, а впоследствии к возникновению невроза.
На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, сократить просмотр телевизионных передач. Ребенок с глазной патологией каждую новую информацию пропускает через себя, а в детском саду, особенно впервые дни, ее очень много. Вследствие этого он очень быстро утомляется. Необходимо, чтобы он привык к потоку информации. А походы в людные места (в цирк, в театр, в гости) не позволяют ребенку мобилизовать свои силы. И это наслоение может так же спровоцировать возникновение невроза.