СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование выносливости футболистов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видов утомления много, и поэтому много проявлений выносливости.  Например, в практике футбола выделяют следующие виды выносливости

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование выносливости футболистов»

Совершенствование выносливости футболистов

Махмудов Исрофил Ибрагимович старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ВГТУ

Одним словом «выносливость» мы называем группу относительно независимых друг от друга физических качеств, в которых общим являются то, что уровень их развития определяет устойчивость футболистов к утомлению. Как пишут В. В Меньшиков и Н. И Волков «в состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках и нарушается синтез ацетилхолина в синоптических образованиях. В результате этого нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам. Замедляется скорость переработки сигналов, поступающих от проприо - и хеморецепторов. В моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием g-аминомасляной кислоты». Снижается также гормональная активность и активность ряда ферментов. Вследствие этого замедляется скорость расщепления АТФ, что приводит к уменьшению мощности двигательных действий. В мышцах уменьшаются энергетические субстраты (гликоген, креатинфосфат), происходит увеличение концентрации молочной кислоты. Эффективность работы мышц и их возможность поддерживать требуемую мощность сокращений снижается. Все это отрицательно сказывается на эффективности тактико-технических действий футболистов.

Видов утомления много, и поэтому много проявлений выносливости. Например, в практике футбола выделяют следующие виды выносливости:

  • Общую (аэробную) выносливость: ее уровень определяет возможность сохранения эффективности длительной физической работы (а именно такой является игра или тренировка) в условиях нарастающего утомления;

  • Скоростную (анаэробную) выносливость: уровень этого вида выносливости обусловливает возможность выполнять рывки с максимальной мощностью или максимальной скоростью в течении всей игры или тренировки.

  • Силовую (тоже анаэробную) выносливость: высокий уровень этого проявления выносливости позволяет поддерживать нужные мышечные напряжения в беге, единоборствах и т. п в течении всего матча.

  • Психическую (эмоциональную) выносливость: любое утомление начинается с утомления психики. Способность противостоять ему, особенно в неблагоприятных ситуациях игры, формирует мотивацию победителя.

  • Сенсорную выносливость: высокий уровень этого проявления выносливости помогает противостоять сенсорному утомлению и обеспечить оптимальное восприятие тактических ситуаций.

  • Специальную: высокий уровень такой выносливости обеспечивает эффективность тактики и техники в условиях нарастающего утомления.

Биоэнергетическая основа выносливости.

Любая двигательная деятельность связана с сокращением мышц. Как пишут Р. Мохан, М. Глессон и П. Гринхафф «… источником энергии, необходимым для мышечных сокращений, является АТФ; энергия. которая образуется при гидролизе АТФ, используются для обеспечения всех форм биологических функций». Таким образом АТФ –это единственный источник энергии для сокращения мышц. В непрерывном энергетическом цикле распад АТФ сопровождается его ресинтезом.

Существует четыре механизма, обеспечивающие распад и ресинтез АТФ:

  1. Энзиматический распад АТФ до анденозиндифосфата (АДФ) и неорганического фосфата с освобождением энергии, используемой для обеспечения мышечной активности;

  2. Энзиматический распад фосфокреатина (КФ) до креатина и фосфата, который присоединяется к АДФ для ресинтеза АТФ;

  3. Анаэробный распад гликогена или глюкозы крови с освобождением энергии, которая запасается в макроэргитический связях АТФ и используется для обеспечения энергетики мышечных сокращений;

  4. Анаэробный метаболизм углеводов, липидов и белков, продукты которого подвергаются окислению в митохондриях. За счет этого также освобождается энергия, используемая для синтеза АТФ.

Первые два источника энергии называются фосфогенными, и в их основе лежит использование внутримышечных запасов АТФ и креатинфосфата. Наиболее важной особенностью фосфагеннов является то, что энергия, аккумулированная в них и необходимая для мышечных сокращений, может использоваться практически немедленно. Ресинтез АТФ в мышечных волокнах с помощью энергетического потенциала КФ происходит очень быстро, и эта быстрота обеспечивает возможность быстро выполнять двигательные действия с максимальной мощностью. Это главное достоинство фосфагенной системы.

Но есть у нее и недостаток, который заключается в том, что фосфагенная система не может обеспечить энергетику быстрый и мощных перемещений футболистов по полю в течение длительного времени. Представим себе, что защитник подключился к атаке и пробежал для этого с предельной скоростью 30-40 м вперед. Атака сорвалась, и он с такой же скоростью должен вернуться в свою зону. Это возвращение, особенно его вторая половина, скорее всего не будет таким же быстрым: фосфагенные запасы исчерпываются и снижается мощность мышечных сокращений. Скорость восстановления фосфагеных запасов зависит от длительности этой мощной работы и механизма восстановления. Первые два из перечисленных выше четырех – более быстрые, вторые два – замедленные.

В основе аэробной выносливости лежит активность окислительных ферментов, в основе анаэробной – активность гликолитических ферментов и ферментов аденозинтрифосфата (АТФ) и креатинфосфата (КФ). Поэтому средства и методы совершенствования каждого из проявлений выносливости специфичны. Установлено, что нагрузки тренировочных упражнений, которые повышают активность ферментов АТФ и КФ, практически не влияют на активность окислительных ферментов (Дж. Уилмор и Д. Костилл).

Количественная оценка процессов анаэробного и аэробного преобразования энергии основана на использована трех типов критериев ( по Н.И. Волкову) :

  • Критерий мощности, по величине которого можно оценить скорость преобразования энергии в том или ином энергетическом процессе;

  • Критерий емкости, характеризующий общие запасы энергетических веществ в организме футболистов, или объем освобождаемой энергии или выполненной работы;

  • Критерий эффективности, который показывает соотношение между энергией, затраченной на синтез АТФ, и общим количеством энергии, выделенной в ходе процесса энергообразования.

Эти критерии могут использоваться для оценки выносливости и физической работоспособности спортсменов. Исследования специалистов футбола показали, что важнейшими в этом виде спорта является критерии анаэробной эффективности, гликолитической анаэробной емкости и аэробной мощности.

Недостаточный уровень выносливости сказывается на действиях футболиста в играх и его оперативном состоянии следующим образом:

  • Игровая деятельность каждого футболиста состоит из активных и пассивных ваз. Под влиянием утомления снижается двигательная активность спортсменов в играх, что проявляется в чрезмерной длительности пассивных пауз;

  • Снижается двигательная активность в конце таймов;

  • Интенсивность ведения игры во втором тайме оказывается более низкой, чем в первом тайме;

  • При низкой двигательной активности в играх и тренировках средние и максимальные значения ЧСС чрезмерно высокие.



Методы тренировки выносливости



В футболе как и в других видах спорта, тренеры используют два основных метода тренировки: непрерывный и с перерывами ( повторный). В тренировке футболистов непрерывный метод воспитания выносливости заключается в однократном пролегании дистанции определенной длины. Или в непрерывном однократном выполнении игрового упражнения. Такая непрерывная работа может быть в двух вариантах. Выбор того или иного варианта определяется тем, что тренер хочет получить от упражнения. Рассмотрим это на примере бега:

  • Если тренер хочет вывести функциональные системы организма футболистов на определенный уровень и удерживать их на этом уровне в течение относительно длительного времени (например. 30-40 минут), то можно бежать с относительно равномерной скоростью, например, со скоростью 3,8-4,0 м/с (для многих футболистов это скорость анаэробного порога). Это равномерный метод воспитания выносливости.

  • Если же стоит задача многократного быстрого развертывания энергических процессов и такого же числа быстрого восстановления функций, то лучше пробегать дистанцию с переменной скоростью. Это переменный метод воспитания выносливости. Эффективным в этом случае является фартлек, основу которого составляет «игра скоростей». Классический фартлек должен проводится так. Спортсмены бегут в группе, и после непродолжительного бега трусцой один из них ускоряется и тянет всю группу за собой. Длина этого ускоренного отрезка и его скорость не задаются тренером, а выбираются самим игроком. Затем после паузы отдыха (бег трусцой) другой футболист выполняет рывок с приемлемыми для него скоростью и длиной дистанции, и все игроки должны бежать в этом же темпе. Каждый футболист должен побывать в роли «ведущего». При этом один может «тянуть» за собой группу на отрезок 300и, а другой 30м.

  • Переменный бег можно выполнять в стандартном варианте, когда тренер задает длинна быстрых и медленных отрезков. Например,250м пробегать быстро и столько же медленно, всего 10-15 кругов по стадиону.

Повторный метод воспитания выносливости основан на том ,что тренер планирует значение следующих компонентов бега: длины отрезков, скорости пролегания, длительность пауз отдыха между пробежками, числа повторений.

Срочный тренировочный эффект любого из методов зависит прежде всего от значений компонентов нагрузки.



Список литературы:

  1. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2006.- 272 с.

  2. Попов В.Б. 555специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. – М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002.- 208 с.

  3. Спортивные игры. Учебник для физ. Ин-тов. Под ред. Портных Ю. И. М., «Физкультура и спорт», 1975.- 236 с.

  4. Волков Н. И., Несен Э. Н., Осипенко А. А., Корсун С. Н. Биохимия мышечной деятельности. – Киев, Олимпийская литература, 2000. – 503 с.

  5. Мохан Р., Глессон М., Гринхафф П. Л. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки. – Киев, Олимпийская литература, 2001. – 295 с.