Совместная деятельность детей и родителей в рамках реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Октава экстра»
Педагог дополнительного образования Пиенко Людмила Михайловна ЦДО «Ступени» г. Сочи
Всем известно, что в педагогике обязательно должна быть стройная система – стройное движение от начала до конца, от простого к сложному. Стихийность и бессистемность никого еще не приводили к желаемым результатам. Поэтому я считаю очень важным в обучении по данной программе использование единого комплекса методических приемов на протяжении всего обучения. В этом комплексе обязательно необходимо уделить внимание слушанию музыки на протяжении всего обучения, если такого предмета нет отдельно. Это даст возможность формировать у ребенка целостное представление о музыке, ее выразительных средствах, логике использования определенных средств в конкретном произведении, а также формировать ассоциативное мышление и представления о связи с другими видами искусства. В случае такого подхода к обучению учащийся будет осознанно подходить к изучению элементов музыкального языка, запоминать их в контексте образного видения.
Этот процесс станет основоположным, если в нем будут участвовать родители. Их значимость невозможно переоценить, так как именно они призваны обеспечить своему ребенку не однократное прослушивание музыкального произведения на занятии, а стройную и стойкую систему, формирующую глубину представлений, музыкальный вкус и эстетическую потребность в общении с лучшими образцами художественной культуры.
В чем же заключается механизм участия родителей в образовательном процессе? Во-первых, это тесное сотрудничество родителей, ребенка и педагога, которое осуществляется непосредственно на занятии. Такое взаимодействие приносит пользу всем участникам процесса:
Ребенок: чувствует поддержку со стороны родителей, что эмоционально сближает их,
старается концентрировать свое внимание, выполнять задания точно, чтобы услышать одобрение со стороны родителей и педагога,
происходит сближение интересов в семье, возникают общие дела и игры вне занятия, то есть дома.
Родитель: наблюдает за работоспособностью своих детей,
помогает концентрировать внимание,
выясняет для себя логику движения от простого к сложному,
видит роль выполняемых заданий в контексте общей цели,
помогает ребенку при необходимости усвоить материал,
создает условия для формирования музыкального вкуса ребенка, предлагая неоднократно ребенку прослушать произведения, звучащие на занятии,
эмоционально сближается с ребенком, образуются совместные дела и увлечения.
Педагог: видит отношение родителей и учащихся к определенной теме,
может корректировать приемы в обучении,
может рассчитывать на помощь родителей при выполнении домашнего задания и дополнительного прослушивания звучащего материала.
Теперь вернемся к значению использования звучащего материала на занятии. Оно заключается в следующей схеме. Я предлагаю при изучении нового теоретического понятия или конкретного элемента начинать занятие с прослушивания фрагмента музыкального произведения, иллюстрирующего тему занятия. Этот прием – не новость. Это и раньше использовали музыканты-теоретики, но это были короткие выдержки на 8-12 тактов, исполняемы на фортепиано, не привлекающие детей. Возможно, это было связано с отсутствием времени или отсутствием аппаратуры и аудиозаписей. Сейчас же использование современной техники позволяет не только предъявить музыкальный фрагмент, но и подобрать музыкальное произведение максимально интересное как в жанре классической музыки, так и в эстрадной и джазовой. Можно предоставить детям интересные авторские аранжировки одного и того же произведения, что расширит представление детей о возможностях импровизации. Можно предложить видеозаписи с детских конкурсов…
Например, при изучении группы шестнадцатых я использую видео с исполнением произведения Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля». Предварительно идет показ нотной записи, затем видео с классическим исполнением пьесы, разбор характера, образных ассоциаций. И в этом же ряду я предлагаю детям послушать и посмотреть лучшие транскрипции и импровизации: фортепианную импровизацию Олега Переверзева, современную обработку пьесы на гитаре в исполнении Николая Соколова, импровизацию Виктора Зинчука. Этот список исполнителей зависит от профилирующего инструмента обучающихся детей и может быть изменен в связи с этим фактом. Учащиеся высказывают свои впечатления, анализируют технику исполнения и отличительные черты.
А уж потом начинается анализ элементов, используемых композитором: темп, метр, размер, ритмический рисунок, дирижирование, определение доли и дальнейшее изучение ритмической группы.
Я вижу в использовании такого приемы не только расширение кругозора учащихся, но и эмоциональную разминку, настраивающую детей на активность и эмоциональную заинтересованность.
Примерный план – конспект занятия
Тема: Ритмические структуры с шестнадцатыми.
Цель: воспитание чувства метроритма.
Тип урока: занятие с творческим применением знаний и умений.
Вид урока: комбинированный
Задачи:
Образовательные:
закрепить ритмические обороты с шестнадцатыми;
закрепить навыки дирижирования в двух-, трех- и четырёхдольных метрах;
сформировать навык чтения ритмических партитур;
проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей;
формировать умение применять полученные теоретические знания в практической музыкально-творческой деятельности.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, память и внимание, воображение, мелодический и ритмический слух, восприятие соотношения различных длительностей, музыкально-творческие способности, музыкально-эстетический вкус;
развивать навыки начального гармонического слуха при определении интервалов и аккордов
творчески активизировать наблюдательность, целеустремленность;
способствовать развитию познавательного интереса;
формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
Воспитательные:
воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность;
воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.
Музыкальный материал: видео с исполнением пьесы Н.А. Римского-Корсакова. Полет шмеля в исполнении симфонического оркестра, Фортепиано (Олег Переверзев), гитары (Никола Соколов, Виктор Зинчук).
Оборудование:
музыкальный инструмент – фортепиано;
компьютер с выходом в сеть Интернет.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
практический (интонирование, слуховой анализ, чтение с листа);
словесный (указания и вопросы преподавателя);
творческий (применение в исполнении песен полученных знаний);
проблемно-поисковый (интонирование и определение элементов лада, транспонирование интервальных песенок, чтение мелодии и ритмических рисунков с листа, определение качества интонирования товарищей по группе);
игровой (чтение с листа, импровизация ритмических рисунков).
Тип урока: урок- закрепление по следующим разделам программы:
интонирование,
слуховой анализ элементов музыкального языка (гамм, ступеней, интервалов вне лада, трехзвучных аккордов);
чтение с листа;
транспонирование;
тестирование результатов усвоения посредством компьютерных игр.
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время (мин.) |
1 | Организационная часть | Проверка посещаемости. Сообщение темы и целей урока. | Подготовка к уроку | 1 |
2 | Введение в тему. Эмоциональная «разминка» | Показ видео с исполнением пьесы «Полет шмеля» в трех вариантах. Подготовка детей к исполнению песни «До, ре, ми, фа»: показ дирижерской сетки на 4/4, задание для анализа в песне ритмических особенностей (затакт, пунктирный ритм) | Анализ характера пьесы, образные ассоциации, определение основных выразительных средств, дирижирование. Исполнение песни с дирижированием, определение ритмических особенностей. | 3 |
3 | Теоретический обзор длительностей | Напоминание ритмических взаимосвязей в музыке (ровный, пунктирный, синкопированный). Фиксация отдельных структур на доске. | Проговаривание и прохлопывание ритмических структур на дирижерском жесте | 2 |
4 | Работа в ладу: тональность ми – минор | Настройка в ми-миноре. Контроль качества интонирования. Исполнение на инструменте. | Хоровое интонирование гамма (3 вида) различными ритмическими группами, ступени, главные трезвучия с обращениями. Определение на слух отдельных элементов. | 10 |
5 | Слуховой анализ вне лада | Исполнение на фортепиано. Оценка уровня освоения материала. | Определение на слух гамм, интервалов, трехзвучных аккордов. Анализ ответов. | 4 |
6 | Чтение с листа | Запись на доске ритмических примеров Организация частично-поискового метода. Оценка качества исполнения. | Анализ и исполнение ритмических примеров. Чтение с листа мелодии в ми – миноре и ритмического аккомпанемента к ней. | 15 |
7 | Решение ритмических задач | Запись задач на доске | Решение задач у доски. Анализ | 5 |
8 | Закрепление интервалов | Оценка качества исполнения. Указание тональностей. | Исполнение песен «Ежик» (м2), «Еж» (б2), «Котенок» (м3). Транспонирование песни «Ежик» в С, B, G. Анализ качества ответов товарищей по группе. | 10 |
9 | Компьютерные игры | Открытие Online страницы на сайте virartech.ru | Игра «Гармонические интервалы», «Ритмические структуры». Анализ ответов. | 5 |
10 | Заключительная часть | Подведение итогов. Выставление оценок. Сообщение домашнего задания. | Запись домашнего задания | 5 |