Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
Электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru
Совместный детско-родительский проект
для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет)
«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе (6-7 лет) средствами мнемотехники»
Выполнила:
воспитатель Пантелеева Е.А.
высшая квалификационная категория
2022 год
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационно-познавательно-творческий.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-ноябрь).
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), родители.
Актуальность
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.
Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Обучение связной речи – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование связной речи, в своей педагогической практике решила использовать современный метод – мнемотехнику.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)
По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста будет существенно повышена, если планировать и применять в работе приемы мнемотехники, а также комплексно использовать все средства и методы для развития связанности речи.
Проблема: наблюдая за воспитанниками группы, заметила, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения, с трудом воспроизводят литературный текст.
Цель: Повышение качества овладения детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) связной монологической речью средствами мнемотехники.
Задачи:
Повысить уровень речевой активности детей.
Развивать связную монологическую речь.
Обогащать словарный запас.
Развивать умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
Формировать умение составлять рассказы по различным темам личностные качества (преодалеется робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией).
Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для формирования связной речи у детей в домашних условиях.
Повышение компетентности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.
Ожидаемые результаты:
У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
Разовьются личностные качества (преодалеет робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией), а также психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления).
Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Анкетирование родителей;
Изучение Интернет-ресурсов;
Выявление уровня речевого развития детей группы;
Определение проблемы;
Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
Формулирование цели и задач проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала по теме проектадля использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;
Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
Пополнение РППС группы материалами мнемотехники (мнемотаблицы, мнемодорожки), наглядно-дидактическим материалом;
Разработка серии бесед, занятий по теме проекта;
Разработка перспективного плана работы по повышению уровня речевого развития детей;
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Основной этап
Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) средствами мнемотехники;
Презентация "Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников";
Картотека специальных символов, слов, мнемодорожек, мнемоквадратов;
Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы);
Консультации для родителей;
Подбор медиатеки, программных художественных произведений (стихи, сказки);
Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
Папка-передвижка для родителей «Развитие речи дошкольников в семье»;
Выпуск буклета-памятки для родителей по использованию мнемотаблиц.
Заключительный
Итоговое мероприятие – занятие "Рассказывание сказки "Теремок";
Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;
Фоторепортаж.
Перспективный план
Цель: Повышение уровня связной монологической речи детей подготовительной к школе групы (6-7 лет) посредством методики мнемотехники.
Задачи:
Знакомить детей со специальными словами и символами мнемотехники(рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Формировать умения детей осваивать принципы замещения (обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передача событий (рассказывание по мнемодорожкам).
Развивать умение воспроизводить содержания мнемотаблицы.
План мероприятий:
Дата | Работа с детьми | Задачи |
Сентябрь | «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). Заучивание стихотворения про осень «Падают, падают листья» М. Красева 3.Описание и сравнение времен года (лето-осень) по мнемосхеме. | 1.Знакомить детей со специальными словами и символами мнемотехники. 2.Развивать умение воспроизводить содержание стихотворения с помощью мнемотаблицы "Осень". 3.Развивать умение воспроизводить содержания мнемотаблицы. |
Октябрь | 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» 2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (при помощи родителей). 3. Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме. 4. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме. | 1. Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях. Формировать умения рассказывать по мнемотаблице, составлять мнемодорожки, расширять и активизировать словарь по теме «Осень". 2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках осени. 3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое и зрительное восприятие. 4.Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели. |
Ноябрь | 1. Описание и сравнение птиц по мнемосхеме. 2. Отгадывание загадок, зашифрованной в мнемодорожке. 3. Заучивание стихотворения З.Александрова «Белка – шалунишка» 4. Составление мнемосхемы к стихотворению П.Воронько «Хитрый ежик» 5. Итоговое занятие "Рассказывание сказки "Теремок" | 1. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему. 2. Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря. 3. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблицы , закреплять и уточнять знания детей о повадках белки. 4. Формировать умение составлять мнемосхему с помощью знакомых символов, перекодировать информацию, преобразовывать из абстрактных символов в образы. 5. Формировать умения рассказывать сказку по мнемотаблице. Называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц и т.д.), используя мнемотехническую таблицу. Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. |
Итоги проекта:
В результате проектной деятельности по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники у воспитанников группы заметно повысился уровень связной речи.
Применяемые в работе элементы мнемотехники помогли сделать процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
В результате использования этой развивающей методики у детей улучшилась память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Появилось желание пересказывать сказки, заучивать стихотворения – как на занятии, так в повседневной жизни. Расширился круг знаний об окружающем мире, активизировался словарный запас, дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед сверстниками.
Чем раньше мы будем привлекать детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники (схемы-модели), тем понятней и грамотней станет их речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация данного проекта помогла добиться положительных результатов в речевом и общем умственном развитии детей. У детей появилась культура и выразительность речи, точность в употреблении средств художественной выразительности. Замена текста символами стало эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника помогла развить не только связную речь, но и способствовала психологическому раскрепощению ребенка.
В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
Информационные ресурсы:
Список библиографической литературы:
1. Большова Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л. Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.
11. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm
[1] Закон РФ «Об образовании» от 26.12.2012 №121965-6; Глава II. Система образования; Статья 12. Образовательные программы.
[2] ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для родителей
«Речевое развитие детей 6-7 лет»
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________
3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________
5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________
6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________
7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)
8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?
__________________________________________________________________
9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________
10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»? (Да, нет)
11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _____________
12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?___________________________________________________
13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?_________________________________________
_________________________________________________________________
14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________
15.Ваши замечания, предложения, пожелания __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо!
Цикл занятий
Конспект №1
Занятие с использованием мнемотаблиц
«Заучивание стихотворения «Белка-шалунишка»
Задачи:
Научить детей заучивать стихотворение с помощью мнемотаблицы, учить подбирать определения к заданному слову, решать проблемные ситуации. Учить отсчитывать от общего количества предметов.
Развивать речь, внимание, память, мышление; закрепить умение считать до пяти, расширить словарный запас.
Воспитывать интерес к художественным произведениям, умение сопереживать героям.
Словарная работа: нанижет, подсушить, шалунишка.
Материалы.
Оборудование: речка, поляна, мостик, деревья 3 штуки, мнемотаблица по содержанию стихотворения (приложение 1).
Раздаточный материал: грибы - 53штук, ведра - 9 штук, ягоды - 27 штук (приложение 2).
Игрушки: белка, заяц, разнос, 2 чайных набора (приложение 3).
Ход занятия:
Приветствие: «Здравствуйте»
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Улыбнемся мы гостям,
Пожелаем им добра!
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дети, пока вас не было, к нам в группу заскочил зайчик, и мне показалось, что он чем-то расстроен. Спросите, что же у него случилось?
Дети спрашивают.
Зайчик: Сорока мимо пролетала, сказала, что у белочки сегодня день рождения и она всех приглашает. Мне захотелось рассказать ей в подарок стихотворение. Оно у меня есть. (Показывает листок с написанным на нем стихотворением.) Но я не могу его прочитать и выучить. Что же делать?
Воспитатель: Ребята, как же помочь зайчику?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы можете его прочитать? (Дает посмотреть детям.)
Ответы детей.
Воспитатель: А я могу вам помочь?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение.
Белка-шалунишка(без автора)
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
А потом на землю - прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок -
Подсушись, боровичок!
Воспитатель: Вам, понравилось стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: Поможем зайке выучить его для белочки.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я знаю один секрет, как легко можно выучить стихотворение - по картинкам. Присаживайтесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите.
Воспитатель показывает мнемотаблицу: посмотрите ребята, здесь нарисованы картинки, я буду читать стихотворение и показывать их вам.
Разбор стихотворения по картинкам. Объяснение непонятных слов (нанижет, подсушись, шалунишка).
Воспитатель: Белочка - какая?
Ответ детей. (Шалунишка.)
Воспитатель: Как можно сказать о ней по-другому.
Ответ детей. (Веселая, быстрая, игривая.)
Воспитатель: Как вы думаете, что значит нанижает.
Ответ детей. (Одевает, вешает.)
Воспитатель: Подсушись, каким словом можно заменить.
Ответ детей. (Подсохнет.)
Воспитатель вызывает одного ребенка, читает одну строчку, ребенок повторяет. Так прочитывается все стихотворение. Затем ребенок самостоятельно читает стихотворение, при затруднениях воспитатель помогает. Еще двое детей читают стихотворение, затем читает зайчик.
Зайка: Ура-ура у меня получилось, теперь можно отправляться на день рождения к белочке, а за то, что вы мне помогли выучить стихотворение пойдемте со мной.
Дети идут за воспитателем и зайчиком по тропинке.
(Звучит музыка: пение птиц, шелест листьев, добавляется журчание ручейка.)
Останавливаются перед ручьем.
Воспитатель: Ой, ребята, а как же нам перебраться на другой берег?
Рассуждение детей, приходят к выводу, что надо построить мостик.
Строят мост через ручеек. ( Пение птиц.) Выходят на полянку.
Воспитатель: Посмотрите ребята как здесь красиво, а что это растет на полянке.
Ответ детей. (Цветы, грибы, ягоды.)
Воспитатель: Авы знаете, что больше всего любят белочки?
Ответ детей. (Грибы.)
Зайка: Правильно, а еще я знаю, что белочке сегодня исполнилось пять лет, давайте каждый из вас соберет по пять грибочков и положит их в свое ведерко. Берите ведерки.
Дети собирают грибы в ведерки.
Воспитатель просит нескольких детей посчитать грибы в своем ведре вслух. Затем предлагает детям посчитать друг у друга.
Дети пересчитывают грибы.
Зайка: Ну что, продолжим наш путь и не забудьте взять с собой ведерки с грибами.
Приходят к белочке, которая сидит за столом.
Воспитатель: А вот и белочка. Здравствуй.
Дети здороваются.
Воспитатель: С днем рождения тебя, мы принесли тебе угощение, ребята давайте угостим белочку.
Выкладывают грибы на поднос перед белочкой.
Зайка: Белочка, а я хочу подарить тебе особенный подарок, стихотворение, а называется оно «Белка-шалунишка».
Рассказывает стихотворение.
Воспитатель: Ребята, давайте, споем для белочки «Каравай»
Проводится хороводная игра «Каравай - каравай»
Белочка благодарит детей.
Воспитатель: Ну, ты зайка оставайся, погости тут еще, а нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, что нужно сказать на прощание.
Дети прощаются с белкой и зайчиком, возвращаются в детский сад под музыку «Звуки леса» по тропинкам.
Воспитатель: Ребята, мы помогли зайке подготовить подарок для белочки
Ответ детей.
Воспитатель: А как мы это сделали?
Ответ детей.(Выучили стихотворение, собрали грибы.)
Воспитатель: Трудно ли вам было?
Ответ детей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отдохнем, а потом нарисуем, как мы праздновали день рождения белочки. Вы молодцы.
Конспект № 2
Занятие с использованием мнемотаблицы
Пересказ сказки «Три медведя»
Задачи:
обучать пересказыванию сказки с использованием мнемотаблицы;
учить отвечать полным предложением, активизировать словарь;
формировать умение отвечать на вопросы;
развивать диалогическую речь;
развивать мышление, воображение;
воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа: Д/и «Кто где живёт», чтение сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций.
Ход:
Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся со всеми.
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)”
Давайте закроем глаза, послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох-выдох-, вдох-выдох.
Вос-ль: Если сказка в дом стучится,
Ты скорей её впусти.
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь и улетит.
- Ребята, вы любите сказки? (да) Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Отгадайте загадку: Зимой спит, летом ульи ворошит. Кто это? (медведь)
- К нам в гости пришёл мишка. Какой он большой или маленький? (маленький)
- Скажите, ребята, а медведь – это какое животное домашнее или дикое? (ответы детей)
- А почему медведь дикое животное? (живёт в лесу)
- Как называется жилище медведя? (берлога)
- Давайте мы расскажем про медведя. (мнемотаблица)
Раздаётся стук в дверь и входят ещё два медведя – большой и поменьше.
- Ребята, кто ещё к нам пришёл? (ещё два медведя)
- Какие они? (один большой, другой поменьше)
- Сколько всего стало медведей? (дети считают)
- Как вы думаете, из какой сказки они? ( из сказки «Три медведя»)
- Как звали папу-медведя? (Михайло Потапыч)
- Как звали маму-медведицу? (Настасья Петровна)
- Кто ещё был в этой сказке? (девочка Маша)
- Давайте немножко отдохнём, а потом вспомним эту сказку.
Физминутка «Три медведя».
- Ребята, давайте вспомним сказку «Три медведя» и расскажем её нашим гостям . (пересказ сказки по мнемотаблице)
Вопросы в процессе пересказывания:
а) Как начинается сказка? (жили-были дед и баба, у них была внучка Машенька)
б)Что сказал Михайло Потапыч, когда увидел, что его стул сдвинут? (кто сидел на моём стуле и сдвинул его?)
в)Что сказала Настасья Петровна, когда увидела свою миску? (кто ел из моей миски?)
в)Что сказал маленький Мишутка, когда увидел, что в его тарелке ничего нет? (кто ел из моей миски и всё выхлебал?)
(имена детей) покажите, как ходит Михайло Потапыч?
(имена детей) покажите, как ходит Настасья Петровна?
(имена детей) покажите, как ходит маленький Мишутка?
Итог: Молодцы! Вы справились с заданием. Чем мы с вами сегодня занимались? Как называется сказка, которую мы пересказывали? Что понравилось больше всего?
Конспект № 3
Итоговое занятие
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) с использованием мнемотехники
тема:
«Рассказывание сказки «Теремок»
Подготовила и провела:
Пантелеева Е.А.
воспитатель высшая кв. категории
Городской округ г. Выкса
2022 год
Цель: Формирование умения рассказывать сказку по мнемотаблице.
Задачи:
называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц;
закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
умение соотносить звуковые символы с образами.
воспитывать доброе отношение к животным;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши).
Предварительная работа:
чтение сказки «Теремок»;
рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
чтение стихотворений про животных;
дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
ХОД
Педагог. Ребята вы любите сказки?
Дети…..
Педагог. А какие сказки вы знаете? Назовите их.
Дети (называют)
Раздается стук.
Педагог. Слышите? Кто-то к нам стучится. Может быть это сказка к нам в гости пожаловала?
Если сказка в дом стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка –птица,
Чуть спугнешь и улетит.
Педагог предлагает детям сесть полукругом на стульчики. (Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской). Появляются герои настольного театра (зайчик и волк).
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он с помощью схемы (выставляет мнемотаблицу «Заяц»).
Дети. Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.
Дети. Рассказывание по мнемотаблице «Волк».
Волк
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Педагог. Ребята, посмотрите, волк и заяц принесли нам карточки и просят вас помочь разобраться, какие животные на них изображены и помочь вернуть их в сказку? (выкладывает мнемоквадраты на столике (мышка, лягушка, лисичка и медведь).
Дети. Поочередно вызванные дети берут одну любую карточку, располагают ее на мольберте и называют животное.
Педагог. Правильно. Это ….(мышка, лягушка, лисичка и медведь).
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
И т.д. про других животных.
Педагог. Вот какие вы молодцы, помогли нашим друзьям разобраться какие животные изображены на карточках. А кто из вас помнит, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька были прозвища:
Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).
Педагог. Теперь нам надо отдохнуть. Мы очень устали. Давайте поиграем. (Физминутка «Мишки»).
Мишки по лесу гуляли, Мишки ягоды искали. Вот так, вот так Мишки ягодки искали. Сладку ягодку малинку Положили всю в корзинку Вот так, вот так. Положили всю в корзинку. Как малинкой угостились, Все на травке развалились. Вот так, вот так. Все на травке развалились. А потом Мишки плясали Лапки кверху поднимали Вот так, вот так. | (идем вперевалочку) (ставим одну руку на бочок – это «корзинка») собираем ягоды и складываем в «корзинку») (гладим себя по животику) (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх) |
Педагог предлагает детям сесть полукругом на стульчики.
Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок» с помощью нашей волшебной таблицы.
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Совместное рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».
Cтоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт — Я, мышка-норушка! А ты кто? — А я лягушка-квакушка. — Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка! — Я, лягушка-квакушка. А ты кто? — А я зайчик-побегайчик — Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — А ты кто? — А я лисичка-сестричка. — Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — А ты кто? — А я волчок-серый бочок. — Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — Я, волчок-серый бочок. — А ты кто? — А я медведь косолапый. — Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — Я лучше у вас на крыше буду жить. — Да ты нас раздавишь! — Нет, не раздавлю. — Ну так полезай! Влез медведь на крышу. Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК» Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец. Вот мы и рассказали сказку от начала до конца и помогли волку и зайцу снова встретиться со своими друзьями в сказке «Теремок». |
Педагог. А теперь давайте сделаем свои теремки (предлагает сесть за столы). Нарисуем теремок, чтобы все звери жили там дружно и счастливо.
Дети. Рисуют теремок.
Консультации для родителей
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Примерные картинки:
Осень
Лето
«Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
Мнемотехника в переводе с греческого —искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.
Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотвор
ений наизусть.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники).
Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т.п.
Структура мнемотехники: Мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемотаблицы:
-являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2.Преобразование образов в символы.
3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4.Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа - наиболее трудный вид в монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы.
Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблипы.
5. Таблица
воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
«Петушок и бобовое зернышко»
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
ПАМЯТКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МНЕМОТАБЛИЦ
Выполнила:
Пантелеева Е.А.
Городской округ г.Выкса 2022г.
Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.
Цель мнемотаблиц:
1. Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
2. Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
3. Совершенствовать
монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять
логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень изображается буквой «О» оранжевого цвета, зима изображается буквой «3» голубого цвета, и.т.п.
Многообразие вариантов кодирования можно найти в книгах:
Т.В. Большева «Учимся по сказке»
Н. Гурьева «Упражнения по мнемотехнике»
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов
Составление мнемотаблицы о любом знакомом животном по теме «Животные родного края» (например, о медведе) с использованием символов общей модели. Отвечая на вопросы, совместно заполняется мнемотаблица: «Медведь - это животное? Как можно закодировать? Обозначим буквой «Ж» или знаком - символом животного в первом мнемоквадрате. Дикое или домашнее? Какой знак выбрать? Где живет? Каким знаком отметим? (елочкой). Чем питается (хищное или травоядное)? Какой можно придумать знак?» и т.п. Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.
Для закрепления знаний используются модели-загадки «Какое животное спряталось» на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных
Картотека Мнемотаблиц
"Курочка Ряба"
"Теремок"
"Петушок и бобовое зернышко"
"Маша и медведь"
"Три медведя"
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Мнемотаблицы "Времена года"
Осень
Лето
Мнемотаблицы для отгадывания загадок
Схема описания и сравнения птиц
Фотоотчет
Пополнение РППС группы по теме проекта
Наглядно-демонстрационный материал
Мнемотаблица "Осень" (Центр экологического развития)
Мнемотаблицы "Курочка Ряба", "Теремок"
Мнемотаблицы по формированию КГН
Мнемотаблицы по сказкам ("Рукавичка", "Маша и медведь")
Мнемотаблицы по р.н. сказкам
Чтение и видеопросмотр художественных произведений
«Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено)
Рассматривание мнемотаблиц "Отгадай сказку"
Рассматривание мнемотаблиц "Найди схему к сказке"
Закрепление характерных примет времени года "Осень" с помощью мнемотаблицы
Зарисовка символов к мнемотаблице
Рассказывание сказки "Три медведя" с помощью мнемотаблицы
Рассказывание сказки "Маша и медведь" с помощью мнемоквадратов
Итоговое занятие "Рассказывание сказки "Теремок"
Работа с родителями по теме проекта
Анкетирование
Буклет для родителей
Консультации для родителей
29