СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе с внедрением ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья выступления на конференции МО учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе с внедрением ФГОС»

Современные подходы к организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе с внедрением ФГОС



В своём выступлении я хочу остановиться на формировании позитивного отношения к письменной речи, а именно, работа над словарными словами. Тема моего выступления: «Современные подходы к организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе с внедрением ФГОС».

 Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

      Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь его применять на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приемы:

  • метод языкового анализа, который включает приемы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;

  • приемы зрительного запоминания - это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику;

  • использование таблиц, карточек;

  • выделение орфограмм цветным мелом или стержнем на доске и в тетрадях;

  • различные виды слуховых диктантов;

  • составление словосочетаний и предложений с трудными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;

  • занимательные формы работы (загадки, ребусы, игры, шарады, кроссворды) ученики решают их или сами составляют;

  • нахождение ассоциативных образов, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например: сл. слово береза - по цвету Белая
береза - кудрявая нужен грЕбень - чтобы расчесать - по форме, как буква Е
результат: бЕреза - бЕлая - гребень (Е)
Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Эта методика - не догма, а источник творчества.
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:


гАзета – бумАга
дИректОр - крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй - бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш - грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт - нОта, дО, хОр
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
кОрабль - кОнцерт

Таким образом, способов введения нового слова из словарика очень много, нужно выбирать среди них наиболее удачные, интересные для проведения урока.

  • Метод графических ассоциаций;

  • Метод звуковых(фонетических) ассоциаций
    Например: завтрак- на завтрАк рАки, кОстюм мОдный, улИца - лИца



Особую роль в работе над словарными словами играют пословицы, поговорки, стихи. Дети с большим интересом находят словарные слова, объясняют значение этих слов, тем самым расширяют свой кругозор, речь, память и лучше усваивают написание словарных слов. Например:

Лучше с…ница в руках, чем журавль в небе.

Два м…дведя в одной б…рлоге не живут.

Не живет с…рока без белого бока.

Сам погибай, а т…варища выручай.

Два с…пога пара.

С…бака не лает на того, чей хлеб ест.

При обучении детей правописанию словарных слов обязательно использую словарь, причем не только тот который есть в конце каждого учебника русского языка, но и словарь который мы с детьми делаем сами. В процессе речевой деятельности учащиеся постоянно встречают новые слова, написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить, трудные слова , которые они помещают в наши самодельные словарики. Словарик используется постоянно, поэтому являются помощником  в работе над словами, которые нельзя проверить правилами.

         На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки  грамотного написания слов с непроверяемым написанием.











Литература:

Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого, развития младшего школьника.  –М., 1990.

Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М., 1983.

Яковлева В.И. Слово о словарном слове. –М., 1989.