1. Педагогическая коммуникация: понятие, задачи, принципы.
2. Коммуникативная культура педагога; вербальные и невербальные средства профессионального самовыражения.
3. Организация различных видов педагогического общения.
4. Особенности педагогического взаимодействия и воздействия.
5. Приемы повышения эффективности речи педагога. Способы установления обратной связи.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии педагогического общения»
Тема 2: Современные технологии педагогического общения
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая коммуникация: понятие, задачи, принципы.
2. Коммуникативная культура педагога; вербальные и невербальные средства профессионального самовыражения.
3. Организация различных видов педагогического общения.
4. Особенности педагогического взаимодействия и воздействия.
5. Приемы повышения эффективности речи педагога. Способы установления обратной связи.
Задания выполняются самостоятельно.
Идентичные или похожие работы не оцениваются.
Задание 1. Составьте речь-самопредставление (самопрезентацию), учитывая характер делового общения. Опишите себя как специалиста, обладающего конкретными профессиональными компетенциями и личностными качествами, в ситуации трудоустройства или знакомства с новым трудовым коллективом (ближе к своему направлению подготовки).
Схема.
Я, Хуснутдинова Алия Фагимовна. В 2015 году закончила с отличием Башкирский государственный аграрный университет по специальности «Энергообеспечение предприятий». В 2019 году переквалифицировалась в учителя физики, окончив годичные курсы в Башкирском государственном педагогическом университете (далее – БГПУ). В данный момент являюсь студенткой второго курса обучения заочного отделения БГПУ по направлению «Физическое образование». Работаю учителем физикис2019 года. За время преподавания в школе овладела системой научно-теоретических знаний, в том числе и специальными в области физики, профессиональными умениями и навыками, опытом. Владею профессиональными знаниями и умениями, умением применять профессиональные знания в своей образовательной практике.
Я являюсь многогранным человеком, люблю развиваться не только в своей трудовой сфере, но и в остальных. Хорошо владею компьютерными программами, тем самым помогаю Завучу с заполнением электронного журнала. Я также творческая личность, с учащимися часто участвуем в различных конкурсах. Был опыт участия во Всероссийских конкурсах. В 2020 году наша школа стала Лауреатом в конкурсе «Лидеры Отрасли РФ». Я очень исполнительна и с легкостью справляюсь с любыми поручениями руководства.
Я люблю свою работу, детей, свою школу. Я получаю удовольствие от своего дела. Радуюсь, наверно, больше чем ребята, их победам, их высоким баллам по ЕГЭ. Ведь это плоды моего труда, моих стараний. А как приятно видеть ребят, заинтересованных в изучении физики! Многие из них работают самостоятельно с дополнительными источниками, затем рассказывают на уроках о прочитанном. И я вместе с ними развиваюсь и иду вперед.
К завершению, хочу сказать, что я бесконечно счастлива, что нашла свое призвание. Я не сижу в офисе, не делаю рутинную работу, что приходилось делать ранее. Никогда не поздно начинать все с нуля, развиваться, переучиваться. Главное не бояться!
Задание 2. Сделайте развернутый комплимент своему собеседнику по любому поводу, учитывая при этом:
1) ситуацию профессионального (педагогического) / делового общения;
2) коммуникативные роли участников общения.
Коммуникативные роли | Комплимент |
Вы | Ваш собеседник |
учитель | директор школы | Я еще никогда не встречала таких руководителей. Вы настоящий лидер, за Вами хочется идти и развиваться вместе Вами. Вы умело организовываете нашу деятельность и распределять обязанности. Четко высказываете свою позицию. |
учитель | учитель – ваш коллега, мужчина | Несмотря на то, что Вы находитесь в таком большом женском коллективе, всегда помогаете, никогда не отказываете в помощи. Вы надежный человек, на Вас всегда можно положиться. |
учитель | учитель – ваш коллега, женщина | Сегодня, присутствуя на школьном контроле по повышению качества в 7 классе, я просто восхищалась Вашим умением преподавания. Для себя я открыла много нового, что в дальнейшем приму в работу. |
классный руководитель | ученик | Я вижу, как ты стараешься и усердно готовишься к экзаменам. Я удивляюсь, как ты все испиваешь. Несмотря на высокую учебную нагрузку, ты активно участвуешь в общественной жизни класса и ходишь на спортивные секции. Ты молодец! |
классный руководитель | повар | Сегодня моим ребят очень понравился обед. Было приготовлено по-домашнему очень вкусно! Они передают слова благодарности. |
Задание 3. Назовите объединяющий и отличающий Вас с аудиторией признак.
Ваша коммуникативная роль – школьный учитель.
Адресат | «Мы похожи с вами тем, что…» | «Я отличаюсь от вас тем, что…» |
коллеги-учителя | У нас одна цель, и мы к ней идем. Мы заинтересованы, чтобы успеваемость нашей школы была 100%, а качество – не менее 50% | Не имею педагогического образования, но я учусь, не только в университете, но и у Вас |
ученики среднего звена | Нам всем интересен предмет физики. Вы с интересом слушаете меня, выполняете задания, а я, в свою очередь, стараюсь сделать интересным и незабываемым урок. | У меня большой опыт в изучении дисциплины, с которым я с радостью поделюсь с вами |
старшеклассники | Заинтересованы в успешной сдачи экзаменов. Я буду стараться дать вам все знания и подготовить на 100 баллов | Сдала уже не один экзамен. Помимо своего ЕГЭ, который я сдавала в 2010 году, я подготовила уже два выпуска. Ребята успешно сдали экзамены и поступили в ВУЗы. И с вами мы вместе преодолеем этот не легкий труд |
родители ваших учеников | Растим и воспитываем наших ребят. Учим их взрослой жизни, даем советы, а иногда и ругаем. Мы все заинтересованы в их светлом будущем | Являюсь для ваших ребят, не просто классным руководителем, но и другом, соратником, психологом. |
заместитель директора по учебной работе | Оба работаем с расписанием, только вы составляете в бумажном виде, а я в электронном журнале. | Под моим руководством только один класс, а под вашим – почти вся школа. |
социальный педагог | Работаем с трудными семьями и детьми из моего класса. Проводим воспитательные работы, посещаем эти семьи | Характеристики этим семьям составляю я. И мне очень тяжело описывать плохие качества ребят, так как считаю, что в этом нет их вины. Вся вина лежит на родителях, которые должным образом не смотрели за своими детьми |
педагог-психолог | Оказываем поддержку ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Даем советы и поддерживаем их. | Веду кружек для ребят, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На занятиях ребята забывают о своих проблемах, общаются друг с другом, помогают и дают советы, находят новых друзей |