Просмотр содержимого документа
«Современный экологический плакат на уроках изобразительного искусства»
СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Сапегина Е.М.
МБОУ Лицей г.Бирска
Муниципального района Бирский район РБ
Большинство людей небезразлично к экологическим проблемам. Многие хотят измениться, с чего-то начать. Кто-то останавливается на рационализации своего быта, кто-то доходит до участия в экодвижениях, а кто-то идет дальше и начинает вести просветительскую деятельность. Неважно, на каком этапе находитесь Вы, важно желание изменить существующую реальность.
Обращение внимания детей к миру природы, его красоте как источнику художественного творчества дает возможность на уроках изобразительного искусства сосредоточить внимание учащихся на рассмотрении одной из важнейших проблем современного мира - проблеме экологии, сохранения окружающей Среды. Одним из вариантов решения этой темы «Экологический плакат».
Экологический плакат – это компактное, информативное и лёгкое в восприятии изображение с текстом-инструкцией или текстом-призывом, созданное с целью привлечения внимания к экологическим проблемам. Учитель предлагает вниманию детей краткий, эмоциональный рассказ о красоте окружающего нас мира и опасностях наступления цивилизации на природу. Нужно выбрать 5-6 примеров, способных вызвать горячий отклик у детей: один брошенный в озеро окурок отравляет кубометр воды; авиалайнер при взлете и посадке “съедает” 100 тонн кислорода; из 30 литров потребленной человеком воды, 15-20 литров возвращаются в водоемы загрязненными и т.д. Эта часть беседы должна быть насыщена иллюстративным материалом. Нужно еще раз подчеркнуть актуальность предстоящей работы, цели и задачи, которые будут решаться на уроке: собственное экологическое образование, обращение внимания людей к проблемам природопользования, призыв беречь и охранять природу, быть настоящими хозяевами на своей родной земле. Экологический плакат можно выполнять в разнообразных техниках (аппликация, коллаж, графика и.т.д) соблюдая специфику плаката. Смысл плаката должен быть понятен с первого, даже беглого взгляда.
Как при создании любого произведения искусства, автор плаката, прежде всего, должен наметить и решить его композицию. При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. Применительно к плакату надо помнить и некоторые другие обязательные композиционные правила. В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции. Никаких деталей, особенно декоративных, без которых в плакате можно обойтись, не должно быть. То же касается и цвета. Плакат — это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Не всегда надо стремиться окрашивать изображаемые предметы в их естественные цвета. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх – четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Примерные темы плакатов: «Наша Земля в наших руках», «День земли», «День птиц», «Экология и мы», «Представь себе будущее». Очень важно найти практическое применение выполненным работам.
Экологическое воспитание учащихся - это целое направление в школьной педагогике. Изобразительная деятельность детей не может остаться в стороне от этих проблем хотя бы в силу своей специфики постоянно быть обращенной к красоте и многообразию мира.
Обращаясь к красоте природы, задумываясь над проблемами существования человека и природы учащиеся получают нравственные, этические и эстетические уроки без которых невозможно стать достойным членом современного общества.
Сейчас экологический плакат определен как новый, самостоятельный жанр плакатного искусства, обладающий актуальностью, наличием собственных функций, присутствием собственного, специфического предмета изображения, наличием имманентных ему средств визуального языка плаката (экосемиотики). Будучи носителем визуальной информации в средствах массовой коммуникации, экологический плакат в графическом дизайне с 90-х годов ХХ в. предстает как целостное художественно-коммуникативное явление. Экологические плакаты и листовки-маленький шаг к большим изменениям.