Современный урок
Формирование УУД на уроке
Продуктивные задания
Организация рефлексивной деятельности
Компетентностный урок
Некомпетентностный урок
- Компетентностные формы и методы
- Коллективное целеполагание
- Все формы учебного диалога (диспут, дискуссия, обсуждение)
- Фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (работа в паре до опроса)
- Работа в парах, в малых группах сменного и постоянного состава
- Компетентностно-ориентированные задания
- Урок – поиск знаний по передаче продуктивных способов работы
- Подготовка докладов, сообщений, плакатов, минипроектов, презентаций и т.п.
- Рефлексия
- Некомпетентностные формы и методы
- Сообщение цели учителем
- Монолог учителя
- Фронтальный индивидуальный опрос
- Самостоятельная индивидуальная работа
- Задания репродуктивного уровня
- Урок передачи знаний
- Проверочная, контрольная работа в традиционной форме
- Подведения итога работы учителем
Планирование урока
на основе компетентностного подхода
Подход к планированию урока в условиях компетентностного подхода нам видится не от содержания - к деятельности (от учителя: мне надо рассказать, и я это сделаю так-то ...), а от деятельности - к содержанию (от ученика: чему может научиться ученик, какими умениями, навыками, способами деятельности овладеть, как презентовать себя, реализовать свои ресурсы, интересы и провести это через содержание).
При планировании урока становятся определяющими:
- Развивающие цели урока , которые определяют содержание и характер деятельности учащихся, их активность, в конкретных учебных ситуациях, методы обучения, содержание учебного материала, ожидаемые результаты.
- Изменение соотношения активной работы учителя и учащихся на уроке в пользу последних.
- Изменение роли учителя на уроке. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора условий для самостоятельной деятельности школьников.
- Наполненность урока таким содержанием , которое предоставляло бы учащимся возможность овладеть жизненно важными умениями и навыками, помогающими в решении реальных проблем .
- Ориентация на знания как факт владения информацией, умения и навыки как возможность актуализировать знания в жизненной ситуации , т.е. стать компетентным.
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Сообщение целей и задач
Учитель сообщает тему
Урок современного типа
Планирование
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны учиться
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)
Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)
Требования к уроку
Традиционный урок
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляется коррекция
Оценивание учащихся
Урок современного типа
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Как поставить цели урока
с учётом УУД?
- 1. Определить тип урока.
- 2. Определить предметные цели.
- 3. Соотнести тип урока, предметные цели
и УУД.
Примечание:
а) в структуру уроков открытия новых знания заложены регулятивные УУД;
б) в структуру уроков развития речи заложены коммуникативные УУД.
Новая формула выстраивания траектории урока
Планируемые образовательные
результаты
Соответствующие им виды
учебной деятельности
Необходимые средства обучения
(в частности, средства ИКТ) для
реализации учебной деятельности
Требования к деятельности учителя
на уроке и на внеурочном занятии
- Умение ставить проблемные вопросы , многоаспектные, открытые.
- Выбор позиции сотрудничества во взаимодействии с учащимися.
- Умение создавать условия для выдвижения учащимися версий и идей , к позиционированию и выполнению социальных ролей.
- Умение организовать эффективную рефлексию .
- Готовность к совместному целеполаганию с учащимися на освоение учебного материала в контексте мотивации.
- Готовность к проектированию способов деятельности.
- Умение эффективно отобрать учебный материал .
- Умение спроектировать структуру урока в соответствии с психологической структурой деятельности учеников,
- выбрать формы и методы адекватные запланированной цели.
Модель анализа современного урока по русскому языку
(требования к уроку)
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности
2. Тип, форма, содержание урока
3. Структура урока
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей
5. Инструментарий учителя (технологии, методы, приёмы)
6. Дидактическое оснащение урока
7. Формирование и развитие УУД
8. Организация контроля результатов обучения
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей
10. Стиль общения
Стратегия современного ГУМАНИтАрного образования
- Продуктивные педагогические технологии.
- Организация познавательно-творческого
труда учащихся.
- Ценностное отношение к тексту как к системе личностных смыслов.
Стратегия современного урока
Удивление
Интерес
Познавательная деятельность
Открытие
Рефлексивная деятельность
ОБРАЗОВАНИЕ
+
ВОСПИТАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
Продуктивные задания на уроках русского языка
Примеры продуктивных заданий на уроках русского языка
Продуктивные задания
Традиционные задания
• Сравни два способа записи одной и той же информации. Какой удобнее для тебя? (познавательные УУД)
Выучи правило в рамке.
• На основании названия темы и ключевых слов
предположите, какие вопросы будут
рассмотрены на уроке (регулятивные УУД)
Прочитай и ответь на
следующие
вопросы…
• Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (познавательные УУД)
Назовите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.
продуктивные задания
Спишите, объясняя известные вам орфограммы. Расположите вопросы в нужном порядке (дополните своими вопросами, уберите «лишние» вопросы)
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ответьте на вопросы.
=
Алгоритм решения продуктив.задач
- Осмысли задание (что надо сделать?)
- Найди нужную информацию (текст/илл)
- Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последоват. …)
- Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Не от правила - к знаниям, а от наблюдений - к знаниям
Изучите схемы однородных членов и подберите к ним соответствующие предложения. Расскажите, в каких случаях между однородными членами ставится запятые.
и
и , и
На столе лежат фрукты и овощи, ягоды и грибы.
Сейчас придут Дед Мороз и Снегурочка.
Задания, формирующие УУД
- Прочитайте внимательно текст. Расскажите , что нового вы добавили к своим представлениям о родном языке.
- Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые говорят не только на русском языке. Какой язык для них родной? С каким трудностями они сталкиваются, изучая русский язык?
- Объясните, почему при проверке написания слов с безударным гласным нужно подбирать слово, где проверяемый гласный оказывается в ударном слоге. Приведите свои примеры таких слов.
Работа в группах
- Представьте, что один из вас побывал на экскурсии в Политехническом музее, а второй ещё не был. Задача второго – расспросить о музее, выяснить, стоит ли в него идти. Задача первого – уговорить собеседника пойти в музей.
- Проектное задание. Проведите опрос: напишите вопросы о разных словарях и способах их использования, составьте вопросник или анкету с вариантами ответов. Попросите одноклассников ответить на вопросы, подсчитайте количество одинаковых и разных ответов. Сделайте свои выводы о том, как пользуются словарями ваши одноклассники.
Разные формы работы с текстом (слушание, адекватное понимание, переработка информации)
- Изложение-миниатюра
- Работа по модели
- Заполнение таблицы
- Сравнить два текста
- Выборочный пересказ
- Соотнести фрагмент научного текста и его сжатого эквивалента
- Составить план (восстановить план) (сложный, вопросный, тезисный, цитатный)
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Организация рефлексивной деятельности
- самостоятельное и осознанное целеполагание;
- оптимальное соотношение цели и средств ее достижения;
- восстановление пути достижения результата исследования;
- контроль и оценка учащимися своей деятельности.
Лист индивидуальных достижений
- ФИО___________________________________
- Класс _____________
- Выполнил(а) творческие работы______________________
- Отзыв учителя о выполненных творческих работах_____
- Мне было трудно___________________________________
- Мне было интересно _______________________________
- Могу себя похвалить________________________________
- Что ещё хочу узнать________________________________
- Общие выводы и рекомендации учащегося ____________
- Общие выводы и рекомендации учителя_______________
Планируемые результаты
Самооценка
нет
Скорее нет, чем да
Скорее да, чем нет
Оценка педагога
да
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале
свое понимание текста
по следующим критериям:
В начале
1. Тема
урока
В конце
2. Идейное содержание
урока
3. Художественные
средства
4. Эстетическая
концепция
Если Вы считаете урок полезным для себя, определите, в чем именно, продолжив фразу:
Урок помог мне _____________________________________
__________________________________________________________
Спасибо!
УДАЧИ!