Тема:СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС. Виды творческих заданий при организации групповой работы.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются очень быстро, да и сам человек меняется в духе требований современной эпохи. Мы - педагоги стараемся соответствовать этим изменениям, а наши ученики шагают в ногу с нынешними переменами.
Приоритетной целью современного российского образования стала не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученикам, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Изменились цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер. Способности учащегося формируются лишь тогда, когда ребенок включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, которая требует от него активности, размышлений, поиска. Поэтому современный урок требует применения как индивидуальных, так и групповых форм работы.
Сегодня я затрону тему групповой работы, тему, которая уже, кажется, глубоко изучена. Эффективность групповой работы проявила себя и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
Чтобы групповая работа давала положительные результаты в обучении, воспитании и развитии младших школьников, надо хорошо понимать ее сущность. Под групповой работой следует понимать работу малых групп внутри класса.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы в группе на примере своего урока. Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Я покажу первые шаги работы в группе. Это мой не первый опыт. По новым стандартам, учителя должно быть на уроке мало, к 4 классу, работая в группе, можно получить этот результат.
Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости, но в 1классе учитель тоже играет при распределении большую роль. Иначе, процесс может затянуться надолго. Вместе с учителем дети знакомятся с правилами работы в группе. Должна установиться позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что каждый связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные.
С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы. Дети учатся самостоятельно определять тему и цель урока. Именно целеполагание делает осмысленным групповое взаимодействие: учащиеся начинают предлагать друг другу различные способы решения и обсуждать их.
Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа обменивается мнениями, группа размышляет. Далее определяется граница между знанием и незнанием, и что предстоит узнать, есть ли опасения.
Этот этап урока позволяет широко использовать АМО.
Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей , ребят с хорошими навыками письма, счета. Дети учатся общаться друг с другом, работать вместе. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником.
Я покажу вам работу статичной группы, т. е. группы постоянного состава. Так как у меня 1 класс и только февраль, использовать мы будем работу в кругу, т. е. совместное обучение. При работе над новой темой будем восстанавливать то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал в книжке. Использовать работу с учебником под руководством учителя и без, работу с карандашом (с целью проследить), работу с картой, а также использовать краеведческий материал; интерпретировать текст, т.е. высказать свое мнение, давать свою оценку, задавать вопросы, работать со схемой.
Для того, чтобы дети отдохнули проводим 2 физкультминутки, одна для глаз , вторая у меня была непосредственно связана была с изучением темы. Рефлексия этого этапа ответ на вопрос : с чего же начинается дружба, а с чего начинается река?
Рефлексия позволяет, во-первых, понять, что и как думают другие участники группы, во-вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы. Обучение в 1 классе безотметочное, поэтому оценили свою работу мы вот так.
Что же характерно для современного урока?
Если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Ученик становится живым участником образовательного процесса. На уроке должна быть создана развивающая образовательная среда (через познавательную активность, любознательность, познание окружающего мира, инициативность, рефлексию). Помощниками учителя на уроке являются современные технологии и методы обучения.
Активными методами обучения являются:
проблемный (при котором учитель прежде чем излагать материал ставит проблему и формулирует познавательную задачу);
частично-поисковый или эвристический (при котором под руководством учителя организовывается активный поиск решения познавательных задач);
исследовательский (при котором ученик самостоятельно анализирует учебный материал, ставит задачу, выполняет действия поискового характера).
Одной из важных задач формирования УУД является ИКТ компетентность.Благодаря тому, что школа оснащена современным оборудованием: компьютерами, ноутбуками, мультимедийной техникой - проекторами, экранами, интерактивными досками, у нас есть возможность научить младших школьников ориентироваться в информационном пространстве, овладеть компьютерной грамотностью. Уже в первом классе учитель в период обучения грамоте может наряду с традиционным письмом начать освоение клавиатурного набора текста. Изучение окружающего мира предполагает знакомство не только с материалами учебника, но и проведение опытов, наблюдений, экспериментов. Такие возможности есть у мобильных классов, в оборудование которых включен комплект цифровых микроскопов, измерительных приборов.
В Федеральном компоненте ГС отмечается необходимость включения младшего школьника в проектную деятельность, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу, творчески решать учебные и практические задачи. В основу метода проектов положена идея о направленности деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы. Учителя нашей школы используют различные виды проектов: информационные, исследовательские, творческие. В одном мы уверены точно, этот метод создает положительный эмоциональный настрой, ставит ребенка в ситуацию успеха, дает возможность каждому ученику проявить себя как творческая личность.
Еще одним требованием современного стандарта является ведение портфолио, которое используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Систематическая работа с портфолио приносит пользу и ребенку , и учителю, помогает учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Такая работа по сбору портфолио ведется учителями совместно с учениками и родителями начиная с первого класса.
В процессе модернизации учебного процесса одной из главных задач , стоящих перед учителем, является создание благоприятного микроклимата на уроке, сохранение физического и психологического здоровья учащихся. Этому способствует применение здоровьесберегающих технологий в учебной и внеучебной деятельности.
Интеграция обучения помогает устранить перегрузки, усилить практическую ориентацию начального образования, усилить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, приподнять значение роли учебной инициативности и самостоятельности школьников, обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж. Цель такого урока: раскрыть целостный образ средствами различных предметов.
Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба).
Рассмотрим типы уроков по ФГОС:
1. Урок открытия новых знаний.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, анализа и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Нетрадиционные виды уроков:
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар».
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион».
3. Кино-, теле-, видеоуроки.
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации.
5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств.
6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий.
7. Модульный урок.
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?
Если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его.
Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Конечно, это трудно и требует много времени и сил. А мы всего на всего в начале пути. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях.
4