Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования
- развивающее обучение;
- «кейс»- технология;
- коллективную систему обучения (КСО)
- технология активного обучения,
- эвристическое обучение,
- дискуссионные технологии,
- педагогическая студия
- педагогические мастерские
- деловая игра
- исследовательские методы в обучении
- технология «дебаты»
- технология тренингового обучения
- технология развития критического мышления
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- информационно-коммуникационные технологии
- система инновационной оценки «портфолио»
- IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
21.Условия реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность использования современных образовательных технологий деятельностного типа.
- «...Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. ...
- Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.
- Соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями ...».
ценностно - ориентированные,
направленные на нравственное воспитание человека.
развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Основная педагогическая задача :
организация условий, инициирующих детское действие
самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
- Метод проектов
- Проблемно-диалогическое обучение
- Развитие критического мышления
это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоя-тельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций (представления)результатов их работы .
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учащиеся определяют для себя “цепочки” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов : презентация, буклет, веб-сайт, альбом, выпуск газеты и др. Необходимо использовать управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов, обсуждение плана работы.
тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
- Постановка учебной проблемы.
2. Поиск решения.
Используются два вида диалога:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы.
- 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
- 2. Столкнуть мнения учеников при помощи вопроса или практического задания на новый материал.
- 3. 1. Выявить житейское представление учащихся при помощи вопроса или практического задания «на ошибку».
- 3. 2. Предъявить научный факт как сообщение, расчет,
эксперимент, наглядность.
- 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры , а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
I фаза. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
II фаза. Осмысление содержания (получение новой информации).
III фаза. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Важнейшие принципы:
- «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»;
- «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».
Первый этап . Индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения вышеобозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.
Второй этап . Самоконструкция - переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.
- Третий этап. Социоконструкция .
- Четвертый этап. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской
- Пятый этап. Афиширование работ учеников , «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
- Шестой этап . Разрыв предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями.
- Седьмой этап . Рефлексия.
процесс, где люди зависят друг от друга и поддерживают друг друга, чтобы достичь поставленной цели.
- Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
- 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
- Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
- Не наказывать лишением работы в паре.
- Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.
- - статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель- ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;
- - динамическая пара четверо учеников готовят одно задание, но имеющие четыре части, после подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);
- - вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.
А. Дистервег