Современные здоровьесберегающие технологии
в детском саду
Латыпова Альбина Раулевна
воспитатель
МДОУ «ЦРР – д/с № 171»
г. Магнитогорска
В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на: воспитание у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению; формирование представления о здоровье как ценности; мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии классифицируются по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:
медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);
физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);
здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);
валеологическое просвещение родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практикумы и др.).
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Планирование оптимальной системы здоровьесбережения в ДОУ требует решения целого комплекса задач:
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса дошкольного учреждения выступает создание здоровьесберегающей среды. Она определяется как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и детском саду. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:
формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастики, самомассаж, точечный массаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги, сказкотерапия);
специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, оздоровительная физкультура, игры на физическую компетентность, спортивные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, прогулки, экскурсии).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре;
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Необходим комплекс эффективных профилактических мер, система надежных средств психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- организованная образовательная деятельность по физкультуре;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя разминка (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- целевые физкультурные прогулки (стадион, парк);
- физкультурные досуги и развлечения;
- спортивные праздники;
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- стретчинг (это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными) – не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
- динамические паузы – во время организованной образовательной деятельности, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занимательного дела, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
- релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И.Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.
- пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, речевое сопровождение и показ педагога.
- дыхательная гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.
- корригирующая гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- организованная образовательная деятельность по физкультуре – 2 - 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 5-10 минут, младший возраст – 10 - 15 минут, средний возраст – 15 - 20 минут, старший возраст – 25 - 30 минут. Перед началом необходимо хорошо проветрить помещение.
- проблемно - игровая деятельность (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
- коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста. Организованная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В неё входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занимательное дело рисованием, лепкой и др.
- самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные мнемотаблицы, схемы).
- технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная организованная деятельность - 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
- сказкотерапия – 2 - 4 раза в месяц по 30 минут со старшего возраста. Используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
- технологии воздействия цветом – как специально организованная деятельность - 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни дошкольного учреждения. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с медицинской сестрой дошкольного учреждения и утверждается заведующим учреждения.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- мытьё рук до локтя прохладной водой;
- обширное умывание:
- полоскание горла прохладной водой.
При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 - 20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5 - 4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.