МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №2»
МО - Михайловский муниципальный район Рязанской области.
Доклад на тему:
«Создание развивающей среды: актуальные проблемы»

Подготовила: руководитель РМО Колесникова Татьяна Викторовна.
Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды.
К определению образовательной среды существует множество подходов. Так, например, в педагогическом терминологическом словаре: образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
Н. М. Борытко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским центром современных проблем воспитания считает, что в общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.
Образовательная среда складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.
Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности обучающегося, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной). Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее воспитывающего влияния. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.
Выделяют три базовых структурных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психодидактический. Также представляют характеристические свойства образовательной среды: векторность, интерактивность, целостность, многоаспектность, универсальность, открытость, обширность. Нам импонируют сформулированные исследователем общие принципы организации образовательной среды в личностно ориентированном направлении:
1) природосообразность: учет закономерностей природного развития, укрепление физического и психического здоровья;
2) культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни в контексте культуры;
3) жизнетворчество: включение в решение реальных проблем коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
4) индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности;
5) сотрудничество, объединение целей, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка. (2)
Важнейшим принципом, отвечающим идее создания благоприятной образовательной среды, считается гуманистический, технологический смысл которого заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых учащийся смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения жизненных, учебных и иных задач, найти различные пути самореализации и утверждения себя как успешной личности.
Считается, что успешность реализации гуманистического принципа обеспечивается следующими способами: личностно ориентированной позицией педагога, «помогающими» отношениями в диаде «учитель-ученик» – уникальным и динамическим процессом, посредством которого один человек помогает другому использовать его внутренние ресурсы для того, чтобы расти в позитивном направлении, актуализируя собственный индивидуальный потенциал (К. Роджерс); диалоговыми формами работы с учащимися: беседа и её виды, дискуссия (и другие дискуссионные формы работы), обмен мнениями, тематические встречи. Соблюдение этих принципов делает возможным формировать образовательную среду от образовательных потребностей самих школьников.
При этом в формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС важна организация своего рода диалога различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В каждой из существующих образовательных технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания технологии и применяемых методик, дается необходимый материал для понимания сущности процесса. Описания технологий заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей. Остановимся кратко на характеристике технологий.
Информационно-коммуникационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании благоприятной образовательной среды на основе информационных и коммуникационных технологий:
- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий (разработаны специальные компьютерные программы, выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания);
- повышение актуальности и новизны содержания (электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы);
- обеспечение принятия обучающимся определённой роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой, конструктора - при работе с конструкторской программой, виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.;
- предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений;
- применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления (в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие);
- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающемуся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при использовании информационных технологий, возможность построение динамической модели обучающегося;
- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным;
- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;
- структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей; гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя более лучше способствует решению данной задачи;
- ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества; более предпочтительным является инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений – рефлексии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Медико-гигиенические технологии: все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но медики сейчас больше занимаются лечением, а не профилактикой. Поэтому именно в образовательных учреждениях является обязательным использование профилактических программ.
Физкультурно-оздоровительные технологии: направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Также образовательная среда формируется и во внеурочной деятельности. Стандарт предлагает реализацию образовательных целей и задач, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
В заключение важно отметить, что образование, ориентированное на выявление, «выращивание» и реализацию глубинной внутренней сущности обучающегося, невозможно «дать», изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании образовательных технологий, форм, методов в максимальной степени способствовала саморазвитию обучающихся.
Такую среду создают, организовывают, формируют, прежде всего, субъекты образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. О значении взаимодействия этих субъектов очень хорошо, на наш взгляд, сказал Билл Гейтс: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».