Выступление на августовской конференции
«Создание условий обеспечения социальной и психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации»
Одна из главных задач модернизации образования – повышение качества образования. Потенциал образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности заключены в способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия, учебно-воспитательную среду, материальную базу, финансовое и информационное обслуживание. Следовательно, в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.
С 2013 года проблема выравнивания шансов детей на качественное образование закреплена на уровне образовательной политики государства в качестве приоритетной. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года определяет стратегическую цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и гражданина.
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций); психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора); социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей).
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности образовательной деятельности и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования предметных и метапредметных УУД у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Для оказания ребенку, который испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы, психолого-педагогической помощи и создания условий обеспечения развития и социальной адаптации, необходимо выявить причины данных трудностей. Для выявления этиологии проблем существует алгоритм комплексной работы специалистов и учителей школы.
Учитель, выявивший ребенка, испытывающего трудности в освоении общеобразовательной программы, озвучивает проблему на школьном педсовете с учетом соблюдения предоставленной информации персональных данных.
В школьную психолого-педагогическую службу входят специалисты школы: учителя «предметники», медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Специалисты службы проводят индивидуальное обследование ребенка. И затем осуществляется коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Обследование осуществляется только после согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Прежде всего, обсуждается содержание развивающей работы:
Какого рода помощь требуется школьнику?
Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним?
Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.
Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники психолого- педагогической службы, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной группы, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне образовательного учреждения. Участники службы определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность психолого- педагогической службы по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:
Каков психологический, педагогический, медицинский статус ребенка на момент обследования?
Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребенка в целом на момент обследования?
Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе обучения?
В каких формах и в какие сроки в сопровождении ребенка примут участие учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, школьный медицинский работник и другие специалисты?
Ответы на все эти вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.
В течение учебного года происходит реализация поставленных задач. Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть включены как в организованную, так и в совместную деятельность. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме, в соответствии с особенностями развития ребенка. При этом особая роль отводится родителям обучающихся. Так как чаще всего- это дети из социально-неблагополучных семей, и родители в силу различных причин не заинтересованы в психолого- педагогической коррекции своих детей, возникают проблемы при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, специальные учреждения. Возникает вопрос: дети с ОВЗ не могут сдать экзамены?
Наиболее важной задачей учителя- логопеда, педагога- психолога, социального педагога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей.
Функции педагога-психолога МБОУ СШ № 1 г.Сычевки Смол.обл.:
- диагностика и психолого-педагогическая коррекция степени нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся;
- планирование и разработка развивающих индивидуальных образовательных коррекционных программ и индивидуальных образовательных маршрутов с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей, успеваемости, уровня знаний, умений и навыков, и половозрастных особенностей обучающихся;
- отслеживание динамики развития обучающихся, получающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь при трудностях в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, ведение соответствующей документации;
- оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся;
- участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).
Результаты данной работы:
- у каждого классного руководителя есть результаты психологического обследования детей с рекомендациями;
- составляется сводная ведомость результатов личностного роста обучающихся по параллелям;
- диагностические карты затруднений обучающихся;
- на школьном сайте страничка педагога- психолога с различными рекомендациями;
- в рамках работы муниципального образовательного центра педагогом-психологом было проведено обследование обучающихся, заявленных школами. Выявлялись трудности неуспешности детей.
- так же существуют методические рекомендации, которые разработаны институтом развития образования. Кроме того, на его платформе действует консультативно-информационный психологический пункт. Более подробную информацию можно найти на сайте СОИРО.
Функции социального педагога МБОУ СОШ № 1г.Сычевки Смол.обл.:
-обеспечение взаимодействия между обучающимися и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
-организация социально значимой деятельности обучающихся с ориентировкой на развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности с учетом их психофизических, индивидуально-личностных особенностей и возможностей, познавательных интересов и способностей, а также мероприятий по разработке и реализации программ коррекционно-развивающей направленности, которые носят индивидуально-ориентированный характер. Программы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, запроса родителей (законных представителей), психологической структурой нарушений и анализом их генезиса и осуществляются на основе согласованных действий специалистов, оказывающих психолого-медико-социальную помощь, и участников образовательного процесса.
-содействие в создании обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечении охраны их жизни и здоровья, защита прав и интересов ребенка и семьи;
-участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.
В чем проявляется результативность:
- работа школьной службы медиации, для своевременного разрешения конфликтных ситуаций ;
- индивидуальная работа с обучающимися из неблагополучных семей и их семьями, стоящими на различных видах контроля, для снижения уровня агрессивного поведения, создания обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;
- коррекционная деятельность ВШК – выпускники сдали экзамены.
Функции учителя-логопеда МБОУ СШ № 1 г.Сычевки Смол.обл.:
-проведение обследования детей с целью определения структуры и степени имеющихся отклонений в развитии устной и письменной речи ребёнка;
-составление заключения по результатам логопедического обследования и доведение его до сведения родителей (законных представителей) в доступной форме;
-комплектация групп для занятий с учётом структуры и степени выраженности речевых нарушений;
-проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми по коррекции речевых нарушений;
-направление детей на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры;
-консультирование всех участников образовательного процесса по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим трудности в освоении общеобразовательных программ;
-взаимодействие с педагогами и другими специалистами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ;
-ведение необходимой документации;
-использование разнообразных форм, приемов, методов и средств в обучении в рамках государственных стандартов;
-участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
-систематическое повышение своей профессиональной квалификации;
-участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).
Результативность:
- дети осваивают на уровне начального общего образования программы, преодолевают трудности речевого развития.
Школа заинтересована в подготовке профессиональных кадров, поэтому- все прошли переподготовку.
В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы), или итоговое обследование. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.
Если ребенку оказанная помощь не помогает в освоении общеобразовательной программы или родители не принимают рекомендации психолого- педагогической службы, ребенок направляется на консультацию более высокого уровня – муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (Далее ПМПК).
По результатам заключения ПМПК, администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв за основу заключение ПМПК на ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную общеобразовательную программу или индивидуальную программу, так же определяет психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающую работу.
Программно-методическое обеспечение ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательной деятельности к любой информации, связанной с предоставлением психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Работа идет в тесном взаимодействии с родителями.
В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования: Психолого-педагогическая диагностика обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска». Психологическое просвещение участников образовательного процесса. Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Дифференциация и индивидуализация обучения. Сохранение и укрепление психического здоровья. Выявление одарённых детей и их поддержка. Обеспечение осознанного выбора будущей профессии. Кроме того, выявлены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное, групповое; на уровне класса, на уровне школы) и формы сопровождения (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа).
Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формировании характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.