СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание благоприятной атмосферы при организации дифференцированной самостоятельной работы на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе изложено  как   организовать  самостоятельную работу работу более гибкой, адаптированной под разный уровень подготовки детей.

Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятной атмосферы для организации дифференцированной самостоятельной работы»

Муниципальное бюджетное учреждение «Суворовская средняя школа»











Доклад на тему:

«Создание благоприятной атмосферы для организации дифференцированной самостоятельной работы»



Учитель начальных классов

Аблямитова Х.Э.



2017г

В методических рекомендациях об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017-2018 учебный год сказано: (слайд 1) «Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты образования. Развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий. Приоритетной целью начального общего образования становится развитие умения обучающегося самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Особое внимание рекомендуется уделять методике преподавания в начальной школе, формам, методам и приемам обучения, а также созданию особого психологического климата в классе. На уроках в начальной школе учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника..»

Это важно, так как в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи: (слайд 2)

- Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

-Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

- Индивидуальный подход к ученикам.

- Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

-Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии реализации определённых дидактических принципов: (слайд 4)

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

7. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что он может хорошо учиться. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя комфортно и учился с удовольствием. Важно создать благоприятную атмосферу, в которой дети могут применять свои знания, умения на пользу другим и себе.

В прошлом учебном году, при подготовке к педсовету на тему «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка» я провела опрос в своём классе. Учащимся был задан вопрос: «Что должен делать учитель, чтобы вам было комфортно на уроке?» В таблице представлены их ответы: (слайд 5)




Учитель должен

Учитель не должен


По мнению учащихся 4 «А» класса

Учить, разъяснять

Быть справедливым,

Слушать детей, поддерживать вопросом;

Помогать «хоть немного» ученикам;

Гладить по голове;

Хвалить;

Ругать за плохие дела;

Учить хорошему поведению;

«Стремить» детей к знаниям;

Интересно рассказывать;

Быть в хорошем настроении;

Быть весёлым и добрым

Следить за почерком;

Находить общий язык со всеми детьми;

Учить находить и учитывать ошибки самостоятельно;

Уделять внимание детям;

Объяснять темы так, чтобы каждому ребёнку было понятно.


Кричать;

Ругать без причины;

Не следить за почерком детей;

Допускать, чтобы на уроке разговаривали;

Выходить из класса.


Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Успешность обучения зависит во многом от личности учителя. Для правильной организации учебно-познавательной деятельности учитель должен следовать правилам: (слайд 6)

-Каждый урок должен вызывать восторг, удивление.

- Не винить детей в своих ошибках.

- Поощерять в каждом ребёнке смелость ума, стремление учится.

- Хвалить за малейшее достижение и успехи. Девиз «Хвалю исполнителя, критикую исполнение»

- Применять оптимистические гипотезы: «Вы - талантливые дети». «Я в тебя верю» и т.д.

-Создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.

- Формировать у учеников уверенность в своих силах и уважение к себе и окружающим.

На уроках в начальной школе учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности .

В каждом классе обучаются дети, разные по темпераменту, способностям, интеллектуальному развитию, поэтому они работают в разном темпе. При работе в паре или группе медлительным ученикам проще: в то время, когда другие дети предлагают свои варианты решения проблемы, у них есть возможность поразмыслить. Они успевают за ходом работы. Однако при самостоятельной работе или отработке какого либо навыка эти дети испытывают неловкость и затруднение: пока медлительный ученик ещё вникает в суть задания, затем приступает к выполнению, другие сообщают о его выполнении. Как сделать самостоятельную работу более гибкой, приспособленной к каждому ученику? Ответ на этот вопрос даёт технология обучения «Уровневая дифференциация». Самостоятельную работу, в частности по математике, можно организовать следующим образом:

На каждой парте лежит карточка с заданиями. Задания первого уровня сложности – стандартные задания. Второй и третий отличаются степенью сложности, количеством выполняемых действий, логическим характером. Задания все трёх уровней связаны между собой. На доске записан алгоритм:

1.Знаешь, как решать - решай. (слайд 7)

2. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.

Таким образом все ученики обязаны выполнить задания первого уровня, что способствует повторению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровня направлены на активизацию мыслительной деятельности, способствуют продвижению вперёд и снимают проблему занятости на данном этапе. Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы. (слайд 8)

У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик. Три его грани выкрашены в красный, жёлтый и зелёный цвета. На оставшихся гранях цифры. Класс не делится на группы, все дети находятся в одинаковых условиях. При выполнении самостоятельной работы дети читают задание. Если ученик может справиться, он ставит кубик зелёной гранью к учителю, что означает: «Я могу решить сам». Кубик, повёрнутый к учителю красной гранью говорит: «Я затрудняюсь». (слайд 9,10)

Таким образом, учитель получает информацию о деятельности всего класса, видит как усвоена данная тема, или насколько отработан тот или иной навык, кто нуждается в поддержке, помощи. Обычно при таких работах испытывают затруднение 6-7 учеников. Учитель может поработать с группой у доски с использование схем, таблиц, ограничиваясь минимальными пояснениями помогает домысливать, даёт возможность каждому самому преодолевать трудности, связанные с решением данного задания. Одновременно следит за всем классом. Сигналы жёлтого цвета говорят об окончании всей работы.

Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задания первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания, поддерживает на должном уровне активность детей, формирует мотивацию к знаниям.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы напомнить одну притчу. (Слайд 11) Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". (Слайд 11)

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.











Просмотр содержимого презентации
«Создание благоприятной атмосферы для организации дифференцированной самостоятельной работы»

Создание благоприятной атмосферы для организации дифференцированной самостоятельной работы   Аблямитова Х.Э. учитель начальных классов  МБОУ «Суворовская средняя школа»

Создание благоприятной атмосферы для организации дифференцированной самостоятельной работы

Аблямитова Х.Э. учитель начальных классов

МБОУ «Суворовская средняя школа»

В методических рекомендациях об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017-2018 учебный год сказано: Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. Развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий. Приоритетной целью начального общего образования становится развитие умения обучающегося самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Особое внимание рекомендуется уделять методике преподавания в начальной школе, формам, методам и приемам обучения, а также созданию особого психологического климата в классе. На уроках в начальной школе учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника..»

В методических рекомендациях об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017-2018 учебный год сказано:

Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. Развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий. Приоритетной целью начального общего образования становится развитие умения обучающегося самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Особое внимание рекомендуется уделять методике преподавания в начальной школе, формам, методам и приемам обучения, а также созданию особого психологического климата в классе. На уроках в начальной школе учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника..»

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход - Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. - Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. -Индивидуальный подход к ученикам. - Развитие коммуникативных навыков у учащихся. -Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход

- Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

- Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

-Индивидуальный подход к ученикам.

- Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

-Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Дидактические принципы реализации СДП  1.Принцип деятельности 2. Принцип непрерывности 3. Принцип минимакса 4.Принцип творчества 5.Принцип вариативности 6. Принцип творчества 7. Принцип психологической комфортности

Дидактические принципы реализации СДП

1.Принцип деятельности

2. Принцип непрерывности

3. Принцип минимакса

4.Принцип творчества

5.Принцип вариативности

6. Принцип творчества

7. Принцип психологической комфортности

« Что должен делать учитель, чтобы вам было комфортно на уроке?»

« Что должен делать учитель, чтобы вам было комфортно на уроке?»

  • Учить, разъяснять
  • Быть справедливым,
  • Слушать детей, поддерживать вопросом;
  • Помогать «хоть немного» ученикам;
  • Гладить по голове;
  • Хвалить;
  • Ругать за плохие дела;
  • Учить хорошему поведению;
  • «Стремить» детей к знаниям;
  • Интересно рассказывать;
  • Быть в хорошем настроении;
  • Быть весёлым и добрым
  • Следить за почерком;
  • Находить общий язык со всеми детьми;
  • Учить находить и учитывать ошибки самостоятельно;
  • Уделять внимание детям;
  • Объяснять темы так, чтобы каждому ребёнку было понятно.
- Каждый урок должен вызывать восторг, удивление. - Не винить детей в своих ошибках. - Поощерять в каждом ребёнке смелость ума, стремление учится. - Хвалить за малейшее достижение и успехи. Девиз «Хвалю исполнителя, критикую исполнение» - Применять оптимистические гипотезы: «Вы - талантливые дети». «Я в тебя верю» и т.д. -Создавать атмосферу доверия и взаимопонимания. - Формировать у учеников уверенность в своих силах и уважение к себе и окружающим.
  • - Каждый урок должен вызывать восторг, удивление.
  • - Не винить детей в своих ошибках.
  • - Поощерять в каждом ребёнке смелость ума, стремление учится.
  • - Хвалить за малейшее достижение и успехи. Девиз «Хвалю исполнителя, критикую исполнение»
  • - Применять оптимистические гипотезы: «Вы - талантливые дети». «Я в тебя верю» и т.д.
  • -Создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.
  • - Формировать у учеников уверенность в своих силах и уважение к себе и окружающим.
Алгоритм самостоятельной работы

Алгоритм самостоятельной работы

  • 1.Знаешь, как решать - решай.
  • 2. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.
Образец дифференцированной самостоятельной работы 1 уровень 2 уровень Один мастер за день собирает 8 шкафов, второй 6 шкафов. Сколько шкафов соберут оба мастера за неделю? 3 уровень На каждый шкаф нужно 10 навесов. Сколько навесов израсходовали оба мастера? Дополни условие задачи и поясни выражение:  (8+6)*7*10*4

Образец дифференцированной самостоятельной работы

1 уровень

2 уровень

Один мастер за день собирает 8 шкафов, второй 6 шкафов. Сколько шкафов соберут оба мастера за неделю?

3 уровень

На каждый шкаф нужно 10 навесов. Сколько навесов израсходовали оба мастера?

Дополни условие задачи и поясни выражение:

(8+6)*7*10*4