СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Специальные технические жидкости" по дисциплине "Эксплуатационные материалы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является учебным пособием для преподавателей и учащихся СУЗ по дисциплине "Эксплуатационные материалы" на тему: "Специальные техничексие жидкости".

Просмотр содержимого документа
«"Специальные технические жидкости" по дисциплине "Эксплуатационные материалы"»

  Тема 20 : Специальные технические жидкости

Тема 20 : Специальные технические жидкости

Проверка домашнего задания. 1.Назовите виды охлаждающей жидкости. Вода как охлаждающая жидкость её «+»и «-».

Проверка домашнего задания.

1.Назовите виды охлаждающей жидкости.

Вода как охлаждающая жидкость её «+»и «-».

Проверка домашнего задания. 2.Чем отличается тосол от антифриза? Назовите состав антифриза.

Проверка домашнего задания.

2.Чем отличается тосол от антифриза? Назовите состав антифриза.

Проверка домашнего задания. 3.Назовите классификацию и цвета антифризов

Проверка домашнего задания.

3.Назовите классификацию и цвета антифризов

Проверка домашнего задания. 4. Назовите маркировки антифриза «Тосол», производство на примере РБ

Проверка домашнего задания.

4. Назовите маркировки антифриза «Тосол», производство на примере РБ

Проверка домашнего задания 5.Назовите требования, применяемые к охлаждающим жидкостям

Проверка домашнего задания

5.Назовите требования,

применяемые к охлаждающим жидкостям

План урока Тормозные жидкости Амортизаторные жидкости Гидравлические жидкости Пусковые жидкости Стеклоомывающие жидкости

План урока

  • Тормозные жидкости
  • Амортизаторные жидкости
  • Гидравлические жидкости
  • Пусковые жидкости
  • Стеклоомывающие жидкости
спец.жидкости Автомобильные спец.жидкости применяются для: Обеспечения торможения ТС  Охлаждения деталей Амортизации автомобиля Для пуска ТС и т.д

спец.жидкости

Автомобильные спец.жидкости применяются для:

  • Обеспечения торможения ТС
  • Охлаждения деталей
  • Амортизации автомобиля
  • Для пуска ТС и т.д

       1 . Тормозные жидкости   Тормозная жидкость - важный компонент тормозной системы. Ее главное назначение - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным (рабочим) цилиндрам.

1 . Тормозные жидкости Тормозная жидкость - важный компонент тормозной системы. Ее главное назначение - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным (рабочим) цилиндрам.

Тормозные жидкости Производят на: Касторовой основе Гликолевой основе

Тормозные жидкости

Производят на:

  • Касторовой основе
  • Гликолевой основе
ТРЕБОВАНИЯ •   быть достаточно морозоустойчивыми, не выделять осадков при низких температурах; •   иметь хорошие вязкостно-температурные свойства; •   иметь высокую температуру кипения; •   не воздействовать на резиновые изделия; •   не вызывать коррозию металлов; •   иметь хорошие смазывающие свойства; •   не поглощать влагу; •   сохранять свойства в течение длительного времени Схема гидравлического привода тормозной системы автомобиля: 1 - главный цилиндр; 2 - поршень главного цилиндра; 3 - резервуар с жидкостью; 4 - трубопровод; 5 - рабочий цилиндр; 6 - поршни рабочего цилиндра

ТРЕБОВАНИЯ

• быть достаточно морозоустойчивыми, не выделять осадков при низких температурах;

• иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

• иметь высокую температуру кипения;

• не воздействовать на резиновые изделия;

• не вызывать коррозию металлов;

• иметь хорошие смазывающие свойства;

• не поглощать влагу;

• сохранять свойства в течение длительного времени

Схема гидравлического привода тормозной системы автомобиля: 1 - главный цилиндр; 2 - поршень главного цилиндра; 3 - резервуар с жидкостью; 4 - трубопровод;

5 - рабочий цилиндр; 6 - поршни рабочего цилиндра

Классификация тормозных жидкостей Классификация тормозных жидкостей Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости. Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель.  Жидкости принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT (Department of Transportation). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды, и «увлажненной» - с содержанием воды 3,5  %.

Классификация тормозных жидкостей

  • Классификация тормозных жидкостей
  • Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости. Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель.
  • Жидкости принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT (Department of Transportation).
  • Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды, и «увлажненной» - с содержанием воды 3,5 %.
DOT Высокотемпературная тормозная жидкость изготовлена с использованием новейших европейских технологий. Обеспечивает эффективную и надежную работу систем. Обладает высокой температурой кипения и оптимальной вязкостью при низких температурах. Изготовлена на гликолевой основе с добавлением комплекса присадок. Температура кипения 235 °С. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -50°С до +50°С. Совместима с тормозными жидкостями ДОТ-4, ДОТ-3, Роса, Нева, Томь.

DOT

  • Высокотемпературная тормозная жидкость изготовлена с использованием новейших европейских технологий.
  • Обеспечивает эффективную и надежную работу систем.
  • Обладает высокой температурой кипения и оптимальной вязкостью при низких температурах.
  • Изготовлена на гликолевой основе с добавлением комплекса присадок.
  • Температура кипения 235 °С.
  • Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -50°С до +50°С.
  • Совместима с тормозными жидкостями ДОТ-4, ДОТ-3, Роса, Нева, Томь.
В основном применяются тормозные жидкости следующих классов: DOT 3 - в относительно тихоходных автомобилях с барабанными или дисковыми передними тормозами. Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами; DOT 4 - в современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах; DOT 5 - в основном в автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.
  • В основном применяются тормозные жидкости следующих классов:
  • DOT 3 - в относительно тихоходных автомобилях с барабанными или дисковыми передними тормозами. Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами;
  • DOT 4 - в современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах;
  • DOT 5 - в основном в автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.
       Жидкости класса DOT 5 в обычных транспортных средствах практически не применяются.  Основным параметром, определяющим отнесение тормозной жидкости к классу DOT 3 или DOT 4, является температура кипения «сухой», т. е. максимально обезвоженной жидкости. К DOT 3 относятся тормозные жидкости, температура кипения которых не превышает +205 °С. Диапазон температур, при которых они работают, обычно составляет от -45 до +145 °С. Жидкости с температурой кипения до +260 °С относятся по международной классификации к DOT 4. Они способны работать при температурах от -50 до +150 °С. Жидкости, температура кипения которых +260...+300 °С и выше, - это DOT 5. Существуют так же DOT б и DOT 7, но они применяются только в специальных гоночных автомобилях, например в тех, которые участвуют в «Формуле-1».

Жидкости класса DOT 5 в обычных транспортных средствах практически не применяются. Основным параметром, определяющим отнесение тормозной жидкости к классу DOT 3 или DOT 4, является температура кипения «сухой», т. е. максимально обезвоженной жидкости. К DOT 3 относятся тормозные жидкости, температура кипения которых не превышает +205 °С. Диапазон температур, при которых они работают, обычно составляет от -45 до +145 °С. Жидкости с температурой кипения до +260 °С относятся по международной классификации к DOT 4. Они способны работать при температурах от -50 до +150 °С. Жидкости, температура кипения которых +260...+300 °С и выше, - это DOT 5. Существуют так же DOT б и DOT 7, но они применяются только в специальных гоночных автомобилях, например в тех, которые участвуют в «Формуле-1».

Ассортимент и эксплуатационные свойства тормозных жидкостей В автомобилях советского производства применялись следующие основные марки тормозных жидкостей. Жидкость БСК представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла, имеет хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Используется в основном в старых моделях автомобилей. Температурные показатели БСК неудовлетворительны. Жидкость «Нева» - основными компонентами являются гликолевый эфир и полиэфир, содержит антикоррозионные присадки. Работоспособна при температурах от -40 до +45 °С. Применяется в гидроприводе тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей .
  • Ассортимент и эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
  • В автомобилях советского производства применялись следующие основные марки тормозных жидкостей.
  • Жидкость БСК представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла, имеет хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Используется в основном в старых моделях автомобилей. Температурные показатели БСК неудовлетворительны.
  • Жидкость «Нева» - основными компонентами являются гликолевый эфир и полиэфир, содержит антикоррозионные присадки. Работоспособна при температурах от -40 до +45 °С. Применяется в гидроприводе тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей .
Жидкость «Нева-М» ориентирована на использование в качестве рабочей жидкости в сцеплениях и тормозных системах подержанных отечественных автомобилей и в сельхозтехнике. Жидкость ГТЖ-22М - на гликолевой основе. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами. Рекомендуется для применения лишь в отдельных моделях грузовых автомобилей
  • Жидкость «Нева-М» ориентирована на использование в качестве рабочей жидкости в сцеплениях и тормозных системах подержанных отечественных автомобилей и в сельхозтехнике.
  • Жидкость ГТЖ-22М - на гликолевой основе. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами. Рекомендуется для применения лишь в отдельных моделях грузовых автомобилей
Жидкость «Томь» разработана взамен жидкости «Нева». Основные компоненты - концентрированный гликолевый эфир, полиэфир; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения. Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях. Тормозная жидкость «Томь» предназначена для работы в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений всех марок автомобилей. Применяется зимой и летом во всех климатических зонах страны при температурах окружающего воздуха от -50 до +50 °С.
  • Жидкость «Томь» разработана взамен жидкости «Нева».
  • Основные компоненты - концентрированный гликолевый эфир, полиэфир; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения. Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.
  • Тормозная жидкость «Томь» предназначена для работы в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений всех марок автомобилей. Применяется зимой и летом во всех климатических зонах страны при температурах окружающего воздуха от -50 до +50 °С.
2. Амортизаторные жидкости Маловязкие масла, которыми заполняют гидравлические амортизаторы Должны обладать след.свойствами: Хор.смазывающими Выс. антикоррозионными ↓ t застывания ↑ стабильностью Достаточной вязкостью

2. Амортизаторные жидкости

Маловязкие масла, которыми заполняют гидравлические амортизаторы

Должны обладать след.свойствами:

  • Хор.смазывающими
  • Выс. антикоррозионными
  • ↓ t застывания
  • ↑ стабильностью
  • Достаточной вязкостью
Амортизаторные жидкости Основным показателем качества- ВЯЗКОСТЬ При t -20˚C В ≥ 800 мм²/с При t 100˚C В = 35-6,0 мм²/с В состав амортизаторных жидкостей входят присадки: Противоокислительные Противопенные ↑ t застывания ↑ смазывающие свойства

Амортизаторные жидкости

Основным показателем качества- ВЯЗКОСТЬ

При t -20˚C В ≥ 800 мм²/с

При t 100˚C В = 35-6,0 мм²/с

В состав амортизаторных жидкостей входят присадки:

  • Противоокислительные
  • Противопенные
  • ↑ t застывания
  • ↑ смазывающие свойства
   Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей: МГП-10, МГП-12 (под торговой маркой «Славол-АЖ»), АЖ-12Т, ГРЖ-12 и АЖ-170. Вязкостно-температурные показатели некоторых марок амортизаторных жидкостей приведены в таблице 1

Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей: МГП-10, МГП-12 (под торговой маркой «Славол-АЖ»), АЖ-12Т, ГРЖ-12 и АЖ-170. Вязкостно-температурные показатели некоторых марок амортизаторных жидкостей приведены в таблице 1

     Зарубежные аналоги отечественных амортизаторных жидкостей: фирмы Shell - Aeroshell Fluid 1, фирмы BP - BP Aero Hydraulic 2, Esso - Aviation Utility Oil, DEF2901A .

Зарубежные аналоги отечественных амортизаторных жидкостей: фирмы Shell - Aeroshell Fluid 1, фирмы BP - BP Aero Hydraulic 2, Esso - Aviation Utility Oil, DEF2901A .

3. Масла для гидравлических систем Требования: Жидкости для гидравлических систем должны удовлетворять следующим требованиям: •   иметь оптимальную вязкость, пологую вязкостно-температурную кривую, низкую температуру застывания; •   не разрушать металлические и резиновые детали, защищать от воздействия окружающей среды; •   обладать высокой физической и химической ста-бильностью, не образовывать кристаллов при воздействии с кислородом воздуха; •   иметь хорошие противоизносные свойства и обеспечивать уменьшение интенсивности износа трущихся пар и уплотнителей;

3. Масла для гидравлических систем

  • Требования:
  • Жидкости для гидравлических систем должны удовлетворять следующим требованиям:
  • • иметь оптимальную вязкость, пологую вязкостно-температурную кривую, низкую температуру застывания;
  • • не разрушать металлические и резиновые детали, защищать от воздействия окружающей среды;
  • • обладать высокой физической и химической ста-бильностью, не образовывать кристаллов при воздействии с кислородом воздуха;
  • • иметь хорошие противоизносные свойства и обеспечивать уменьшение интенсивности износа трущихся пар и уплотнителей;
Классификация гидравлических масел Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств. В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 «Масла гидравлические. Классификация и обозначение» обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами МГ (минеральное гидравлическое), вторая - цифрами и характеризует класс кинематической вязкости при +40 °С, третья - буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

Классификация гидравлических масел

  • Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств.
  • В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 «Масла гидравлические. Классификация и обозначение» обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами МГ (минеральное гидравлическое), вторая - цифрами и характеризует класс кинематической вязкости при +40 °С, третья - буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.
В зависимости от эксплуатационных свойств и наличия соответствующих функциональных присадок гидравлические масла делят на группы А, Б и В. Группа А (группа НН по ISO) - минеральные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидравлических системах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до +80 °С. Группа Б (группа HL по ISO) - масла с антикоррозионными и антиокислительными присадками.
  • В зависимости от эксплуатационных свойств и наличия соответствующих функциональных присадок гидравлические масла делят на группы А, Б и В.
  • Группа А (группа НН по ISO) - минеральные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидравлических системах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до +80 °С.
  • Группа Б (группа HL по ISO) - масла с антикоррозионными и антиокислительными присадками.
Группа В (группа НМ по ISO) - высокоочищенные масла с антикоррозионными, антиокислительными и противоиз- носными присадками. Применяют для гидросистем, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше +90 “С.

Группа В (группа НМ по ISO) - высокоочищенные масла с антикоррозионными, антиокислительными и противоиз- носными присадками. Применяют для гидросистем, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше +90 “С.

Обозначение марки по ГОСТ 17479.3-85 Ранее принятое обозначение масла МГ-22-А Нормативно­ АУ МГ-5-Б техническая ГОСТ 1642-75 МГ-15-Б МГЕ-4А документация ОСТ 38 01281-82 АМГ-10 МГ-22-Б ГОСТ 6794-75 АУП МГ-46-Б МГ-15-В ТУ 38 101719-78 МГ-30 ТУ 38 10150-70 ВМГЗ МГ-15-В ТУ 38 101479-74 МГЕ МГ-22-В ТУ 38 101572-75 Р МГ-46-В ТУ 38 101179-71 МГЕ-46В (МГ-ЗОу) ТУ 38 001347-83

Обозначение марки по ГОСТ 17479.3-85

Ранее принятое обозначение масла

МГ-22-А

Нормативно­

АУ

МГ-5-Б

техническая

ГОСТ 1642-75

МГ-15-Б

МГЕ-4А

документация

ОСТ 38 01281-82

АМГ-10

МГ-22-Б

ГОСТ 6794-75

АУП

МГ-46-Б

МГ-15-В

ТУ 38 101719-78

МГ-30

ТУ 38 10150-70

ВМГЗ

МГ-15-В

ТУ 38 101479-74

МГЕ

МГ-22-В

ТУ 38 101572-75

Р

МГ-46-В

ТУ 38 101179-71

МГЕ-46В (МГ-ЗОу)

ТУ 38 001347-83

4. Пусковые жидкости Обеспечивают быстрый пуск двигателя в холодное время года Впрыскиваются во впускной трубопровод автомобиля или камеру сгорания

4. Пусковые жидкости

Обеспечивают быстрый пуск двигателя в холодное время года

Впрыскиваются во впускной трубопровод автомобиля или камеру сгорания

К таким жидкостям относятся «Холод Д-40» для дизелей и «Арктика» для бензиновых двигателей, обеспечивающие холодный пуск до -40 ”С.  Основа пусковых жидкостей - этиловый эфир с добавлением газового бензина и турбинного масла
  • К таким жидкостям относятся «Холод Д-40» для дизелей и «Арктика» для бензиновых двигателей, обеспечивающие холодный пуск до -40 ”С.
  • Основа пусковых жидкостей - этиловый эфир с добавлением газового бензина и турбинного масла
5.Стеклоомывающие жидкости Поэтому в зимний период для стеклоомывателя лобовых и других стекол автомобилей используют жидкость НИИСС-4, разбавленную водой в соотношении, зависящем от температуры окружающего воздуха: например, при температуре до -10 °С на 1 объем жидкости расходуют 5 объемов воды, а при температуре до -20 “С - 2 объема воды. В чистом виде жидкость разрушает краску автомобиля, она огнеопасна и ядовита. В ее состав входят изопропиловый спирт (примерно 80 %), а также моющие, смачивающие и другие присадки

5.Стеклоомывающие жидкости

Поэтому в зимний период для стеклоомывателя лобовых и других стекол автомобилей используют жидкость НИИСС-4, разбавленную водой в соотношении, зависящем от температуры окружающего воздуха: например, при температуре до -10 °С на 1 объем жидкости расходуют 5 объемов воды, а при температуре до -20 “С - 2 объема воды. В чистом виде жидкость разрушает краску автомобиля, она огнеопасна и ядовита. В ее состав входят изопропиловый спирт (примерно 80 %), а также моющие, смачивающие и другие присадки