Тема 20 : Специальные технические жидкости
Проверка домашнего задания.
1.Назовите виды охлаждающей жидкости.
Вода как охлаждающая жидкость её «+»и «-».
Проверка домашнего задания.
2.Чем отличается тосол от антифриза? Назовите состав антифриза.
Проверка домашнего задания.
3.Назовите классификацию и цвета антифризов
Проверка домашнего задания.
4. Назовите маркировки антифриза «Тосол», производство на примере РБ
Проверка домашнего задания
5.Назовите требования,
применяемые к охлаждающим жидкостям
План урока
- Тормозные жидкости
- Амортизаторные жидкости
- Гидравлические жидкости
- Пусковые жидкости
- Стеклоомывающие жидкости
спец.жидкости
Автомобильные спец.жидкости применяются для:
- Обеспечения торможения ТС
- Охлаждения деталей
- Амортизации автомобиля
- Для пуска ТС и т.д
1 . Тормозные жидкости Тормозная жидкость - важный компонент тормозной системы. Ее главное назначение - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным (рабочим) цилиндрам.
Тормозные жидкости
Производят на:
- Касторовой основе
- Гликолевой основе
ТРЕБОВАНИЯ
• быть достаточно морозоустойчивыми, не выделять осадков при низких температурах;
• иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;
• иметь высокую температуру кипения;
• не воздействовать на резиновые изделия;
• не вызывать коррозию металлов;
• иметь хорошие смазывающие свойства;
• не поглощать влагу;
• сохранять свойства в течение длительного времени
Схема гидравлического привода тормозной системы автомобиля: 1 - главный цилиндр; 2 - поршень главного цилиндра; 3 - резервуар с жидкостью; 4 - трубопровод;
5 - рабочий цилиндр; 6 - поршни рабочего цилиндра
Классификация тормозных жидкостей
- Классификация тормозных жидкостей
- Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости. Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель.
- Жидкости принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT (Department of Transportation).
- Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды, и «увлажненной» - с содержанием воды 3,5 %.
DOT
- Высокотемпературная тормозная жидкость изготовлена с использованием новейших европейских технологий.
- Обеспечивает эффективную и надежную работу систем.
- Обладает высокой температурой кипения и оптимальной вязкостью при низких температурах.
- Изготовлена на гликолевой основе с добавлением комплекса присадок.
- Температура кипения 235 °С.
- Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -50°С до +50°С.
- Совместима с тормозными жидкостями ДОТ-4, ДОТ-3, Роса, Нева, Томь.
- В основном применяются тормозные жидкости следующих классов:
- DOT 3 - в относительно тихоходных автомобилях с барабанными или дисковыми передними тормозами. Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами;
- DOT 4 - в современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5 - в основном в автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.
Жидкости класса DOT 5 в обычных транспортных средствах практически не применяются. Основным параметром, определяющим отнесение тормозной жидкости к классу DOT 3 или DOT 4, является температура кипения «сухой», т. е. максимально обезвоженной жидкости. К DOT 3 относятся тормозные жидкости, температура кипения которых не превышает +205 °С. Диапазон температур, при которых они работают, обычно составляет от -45 до +145 °С. Жидкости с температурой кипения до +260 °С относятся по международной классификации к DOT 4. Они способны работать при температурах от -50 до +150 °С. Жидкости, температура кипения которых +260...+300 °С и выше, - это DOT 5. Существуют так же DOT б и DOT 7, но они применяются только в специальных гоночных автомобилях, например в тех, которые участвуют в «Формуле-1».
- Ассортимент и эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- В автомобилях советского производства применялись следующие основные марки тормозных жидкостей.
- Жидкость БСК представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла, имеет хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Используется в основном в старых моделях автомобилей. Температурные показатели БСК неудовлетворительны.
- Жидкость «Нева» - основными компонентами являются гликолевый эфир и полиэфир, содержит антикоррозионные присадки. Работоспособна при температурах от -40 до +45 °С. Применяется в гидроприводе тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей .
- Жидкость «Нева-М» ориентирована на использование в качестве рабочей жидкости в сцеплениях и тормозных системах подержанных отечественных автомобилей и в сельхозтехнике.
- Жидкость ГТЖ-22М - на гликолевой основе. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами. Рекомендуется для применения лишь в отдельных моделях грузовых автомобилей
- Жидкость «Томь» разработана взамен жидкости «Нева».
- Основные компоненты - концентрированный гликолевый эфир, полиэфир; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения. Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.
- Тормозная жидкость «Томь» предназначена для работы в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений всех марок автомобилей. Применяется зимой и летом во всех климатических зонах страны при температурах окружающего воздуха от -50 до +50 °С.
2. Амортизаторные жидкости
Маловязкие масла, которыми заполняют гидравлические амортизаторы
Должны обладать след.свойствами:
- Хор.смазывающими
- Выс. антикоррозионными
- ↓ t застывания
- ↑ стабильностью
- Достаточной вязкостью
Амортизаторные жидкости
Основным показателем качества- ВЯЗКОСТЬ
При t -20˚C В ≥ 800 мм²/с
При t 100˚C В = 35-6,0 мм²/с
В состав амортизаторных жидкостей входят присадки:
- Противоокислительные
- Противопенные
- ↑ t застывания
- ↑ смазывающие свойства
Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей: МГП-10, МГП-12 (под торговой маркой «Славол-АЖ»), АЖ-12Т, ГРЖ-12 и АЖ-170. Вязкостно-температурные показатели некоторых марок амортизаторных жидкостей приведены в таблице 1
Зарубежные аналоги отечественных амортизаторных жидкостей: фирмы Shell - Aeroshell Fluid 1, фирмы BP - BP Aero Hydraulic 2, Esso - Aviation Utility Oil, DEF2901A .
3. Масла для гидравлических систем
- Требования:
- Жидкости для гидравлических систем должны удовлетворять следующим требованиям:
- • иметь оптимальную вязкость, пологую вязкостно-температурную кривую, низкую температуру застывания;
- • не разрушать металлические и резиновые детали, защищать от воздействия окружающей среды;
- • обладать высокой физической и химической ста-бильностью, не образовывать кристаллов при воздействии с кислородом воздуха;
- • иметь хорошие противоизносные свойства и обеспечивать уменьшение интенсивности износа трущихся пар и уплотнителей;
Классификация гидравлических масел
- Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств.
- В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 «Масла гидравлические. Классификация и обозначение» обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами МГ (минеральное гидравлическое), вторая - цифрами и характеризует класс кинематической вязкости при +40 °С, третья - буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.
- В зависимости от эксплуатационных свойств и наличия соответствующих функциональных присадок гидравлические масла делят на группы А, Б и В.
- Группа А (группа НН по ISO) - минеральные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидравлических системах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до +80 °С.
- Группа Б (группа HL по ISO) - масла с антикоррозионными и антиокислительными присадками.
Группа В (группа НМ по ISO) - высокоочищенные масла с антикоррозионными, антиокислительными и противоиз- носными присадками. Применяют для гидросистем, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше +90 “С.
Обозначение марки по ГОСТ 17479.3-85
Ранее принятое обозначение масла
МГ-22-А
Нормативно
АУ
МГ-5-Б
техническая
ГОСТ 1642-75
МГ-15-Б
МГЕ-4А
документация
ОСТ 38 01281-82
АМГ-10
МГ-22-Б
ГОСТ 6794-75
АУП
МГ-46-Б
МГ-15-В
ТУ 38 101719-78
МГ-30
ТУ 38 10150-70
ВМГЗ
МГ-15-В
ТУ 38 101479-74
МГЕ
МГ-22-В
ТУ 38 101572-75
Р
МГ-46-В
ТУ 38 101179-71
МГЕ-46В (МГ-ЗОу)
ТУ 38 001347-83
4. Пусковые жидкости
Обеспечивают быстрый пуск двигателя в холодное время года
Впрыскиваются во впускной трубопровод автомобиля или камеру сгорания
- К таким жидкостям относятся «Холод Д-40» для дизелей и «Арктика» для бензиновых двигателей, обеспечивающие холодный пуск до -40 ”С.
- Основа пусковых жидкостей - этиловый эфир с добавлением газового бензина и турбинного масла
5.Стеклоомывающие жидкости
Поэтому в зимний период для стеклоомывателя лобовых и других стекол автомобилей используют жидкость НИИСС-4, разбавленную водой в соотношении, зависящем от температуры окружающего воздуха: например, при температуре до -10 °С на 1 объем жидкости расходуют 5 объемов воды, а при температуре до -20 “С - 2 объема воды. В чистом виде жидкость разрушает краску автомобиля, она огнеопасна и ядовита. В ее состав входят изопропиловый спирт (примерно 80 %), а также моющие, смачивающие и другие присадки