СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика работы классного руководителя начальной школы с детьми ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет классным руководителям коррекционных классов для детей с ЗПР построить воспитательную работу в классном коллективе, определить приемлемые и эффективные приемы, фоормы и методы работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы классного руководителя начальной школы с детьми ЗПР»

  Выступление на городскую педагогическую конференцию, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №10 с УИФ и ТД», Мунировой Альфии Хакимовны на тему: «Специфика работы классного руководителя начальной школы с детьми коррекционного класса с ЗПР. (Слайд 1)

«Воспитатель есть художник; воспитанник – художественное  произведение; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»
К.Д. Ушинский

Характерные особенности детей с ЗПР.

В школу приходят дети разные, с каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы растет. (Слайд 2).

Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной, эмоционально - волевой сферы, отставании в развитии основных психических функций. Это негативным образом может отражаться на их необычном поведении, навыках и формировании личности в целом. Хотя внешне эти дети могут казаться абсолютно здоровыми.

Незрелость эмоционально‑волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития. (По исследованиям Е.Е. Дмитриевой (1989, 2005).

Отмечаются проблемы в формировании нравственно‑этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими, взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно‑этических нормах поведения  (Е.Н. Васильева (1994), Т.Н. Ефремова (1997).

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление: формирование самосознания, самооценки, системы‑«Я». Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения (Л.В. Кузнецова, 1986).

Поэтому необходима коррекционная направленность воспитания детей с задержкой психического развития. Воспитательных блок имеет свою специфику. (Слайд 3) Он направлен на решение вопросов социализации, развития и повышения самостоятельности и автономии ребенка, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении школьника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Несколько слов о моих воспитанниках.

(Слайд 5) Во 2б классе 13 учеников, 5 девочек и 8 мальчиков. Среди воспитанников есть дети «группы риска»: 1 ребенок - инвалид, 3 –ое опекаемых детей, 4 детей из неполных семей, 2 ребенка с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). На сегодняшний день дети окончили 2 класс, обучаясь 2 года в первом классе и 1 год во втором, все дети переведены в 3 класс. Впереди еще 2 года начальной школы для формирования и развития классного коллектива, а также решения коррекционно-воспитательных задач.

Из опыта работы.

Разрабатывая план воспитательной работы, я придерживалась 12 направлений в которых приминяла разные формы, методы, приемы воспитания: это занятия творческого характера, профилактические и познавательные беседы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, викторины, конкурсы (поделок, рисунков), экскурсии, физкультурно - оздоровительные мероприятия (спортивные эстафеты), утренники, классные часы и посиделки (чаепития) и т.д.

Одно из первых направлений.

1.Формирование гражданско – правового и патриотического сознания учащихся;

Значимым мероприятием для детей была экскурсия в «Музей Воинской Славы», мастер – классы по изготовлению георгиевской ленточки, открыток и поделок к 23 февраля и 9 мая. Состоялись тематические классные часы, беседы, выставки рисунков. А так же приняли участие в школьном конкурсе чтецов «Россия – Родина моя». (Формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей.) (Слайд 6 -7)

Следующее направление……

2. Формирование духовно – нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности; Мы частые гости МБУК МРЦ где посетили тематические выставки, активные праздники, интересные мастер - классы.; (Воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России);

( Слайд 8-9)

3. Пропаганда семейных ценностей; 5 семей участвовали в школьной фотовыставке «Моя семья», с гордостью предоставили фотографии и рассказали о своей семье, все дети писали проект, сочинение на тему: «Моя родословная». (Способствовать сплочению семей, улучшение семейных отношений)   (Слайд 10)

4. Воспитание экологической культуры; В это направление вошли обязательные сезонные экскурсии в природу, с предварительной беседой о правилах поведения в лесу и парке. Изготовление кормушек для птиц на школьную выставку, сбор макулатуры. Участвовали во всероссийском экологическом конкурсе.( Способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностному отношения к качеству окружающей среды). (Слайд 11)

5. Профессионально - трудовое воспитание; Данное направление разнообразилось взаимодействием со специалистами ПК «Поиск» (через договор с ОУ), которые в течение года рассказывали детям о разных профессиях, проводили яркие мастер – классы по изготовлению сувенирных поделок. А также ученики приняли участие в школьной выставке рисунков «Все профессии важны…», фотовыставке «Готовим сами». (Воспитание психологической и практической готовности учащихся к труду.) (Слайд 12)

6. Здоровьесберегающее воспитание; Очень значимое направление, которое я реализовывала через профилактическую программу «Полезные привычки» для учащихся начальной школы. А также проводила занятия во внеурочной деятельности «Ритмика». (Пропаганда здорового образа жизни). (Слайд 13)

7. Правовое воспитание и культура безопасности. (Слайд 14) . В этом направлении состоялись незабываемые встречи и профилактические беседы с инспектором пожарной части, полиции, со специалистами МЧС и ЯмалСпас. (Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждение отклоняющегося поведения учащихся).

8. Интеллектуальное воспитание; Онлайн олимпиады и занятия образовательной платформы Учи.ру способствуют интеллектуальному развитию учащихся. Познавательная Интерактивная выставка «Наука 0+», посещение «Энштейн клуба» расширяют кругозор и любознательность ребенка. 100% занятость учащихся во внеурочной деятельности «Умники и умницы» и «Робототехника». (Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями) (Слайд 15)

9. Социокультурное и медиакультурное воспитание. С 1 класса мы взаимодействуем с Библиотечной системой г. Ноябрьска – посещаем мероприятия, праздники, мастер – классы, творческие мастерские (с выходом в библиотеки и на базе нашей школы). Совместный просмотр мультфильмов в кинотеатре Парк Синема для детей с ОВЗ при содействии с общественной организацией «Необычные дети» Ноябрьска, кинофильмов ГДК и К «Русь», посещение спектаклей ЦД «Нефтяник» способствую формированию психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. (Слайд 16)

10. Культуротворческое и эстетическое воспитание; Дети с огромным удовольствием посещают Школьные утренники («Новый год», « Фейерверк талантов» и т.д.), тематические классные посиделки (чаепития). Занятия по внеурочной деятельности «Юный художник». Это способствует формированию эстетического отношения к жизни, развитию творческих способностей, творческой инициативы и активности. (Слайд 17-18)

11. Формирование ценностного отношения к жизни; Ежегодный Городской Фестиваль творчества «Дорогой добра» для детей с ОВЗ, участвуют в спортивных мероприятиях.  (Способствует умению относиться к себе как к уникальному творению природы, как к личности) (Слайд 19)

12. Мероприятия по профилактике ТБ детского дорожно – транспортного травматизма и пожарной безопасности. Систематические профилактические классные беседы с просмотром видеофильмов, мультфильмов, презентаций по данной проблеме, викторины «Знатоки ПДД». (Формирование у детей и подростков ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности). (Слайд 20).

Подводя итог своему выступлению нужно сказать, что все представленные формы, методы и приемы воспитательной работы имели коррекционную направленность и способствовали решению поставленных воспитательных задач.

В результате проводимых мероприятий уменьшились агрессия, конфликты в коллективе, дети стали чувствовать себя более комфортно, заметны успехи в обучении и воспитании, родители удовлетворены этими результатами. Ученики стремятся помочь друг другу, познать новое, поучаствовать в мероприятиях разного уровня и просто пообщаться с одноклассниками за чашкой чая.

Спасибо за внимание! (Слайд 21)