СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика словарно-орфографической работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные приемы словарной работы для учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Специфика словарно-орфографической работы.»





























Специфика словарно-орфографической работы

Структура и методика проведения словарно-орфографической работы направлена на активизацию словесно – логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.

Выделяется четыре группы приемов:

Первая группа предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале. Задание: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах

м…г…зин – прод…вец

б…льница – врач…

т…атр - …ктер

космический к…рабль - ?

Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? ( связь с основной профессией).

магазин – продавец

больница – врач

театр – актер

космический корабль – космонавт

В процессе выполнения заданий у детей развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, связная аргументированная речь.

Ко второй группе относятся приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. Задание: «Внимательно посмотрите на данную запись»

Л…СИЦА, С…БАКА, М…ДВЕДЬ -?

Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?

ЛИСИЦА, СОБАКА, МЕДВЕДЬ – ЖИВОТНЫЕ

При выполнении такого типа упражнений у школьников развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Ценность таких упражнений состоит еще в том, что с их помощью можно повышать грамотность учащихся за счет пропуска орфограмм и соответствующих заданий.

В третью группу входят приемы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Они на данном этапе обучения преобладают. В этом случае значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.

Задание: под диктовку напишите слова

ТОПОР. ЗВУК,

ДРОВИШКИ, СОЛНЦЕ, СВОБОДА

«Последовательно соедините буквы являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке

ТОПОР ЗВУК ДРОВИШКИ СОЛНЦЕ СВОБОДА

(ОКОЛО)

Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам (например рисование)







М А К Б О Й Н



Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги.







К О М Б А Й Н

Использование приемов данной группы, наряду с осуществлением меж предметных связей, стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления, интуиции. Можно выделить пятую группу, составляющую упражнения на группировку предметов

С…ЗОН ВИНТИК ЗОНТИК

К…ВОК УК…ЗАЛ ?



СЕЗОН ВИНТИК ЗОНТИК

КИВОК УКАЗАЛ ВОКЗАЛ