Просмотр содержимого документа
«Специфика словарно-орфографической работы.»

Специфика словарно-орфографической работы
Структура и методика проведения словарно-орфографической работы направлена на активизацию словесно – логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.
Выделяется четыре группы приемов:
Первая группа предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале. Задание: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах
м…г…зин – прод…вец
б…льница – врач…
т…атр - …ктер
космический к…рабль - ?
Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? ( связь с основной профессией).
магазин – продавец
больница – врач
театр – актер
космический корабль – космонавт
В процессе выполнения заданий у детей развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, связная аргументированная речь.
Ко второй группе относятся приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. Задание: «Внимательно посмотрите на данную запись»
Л…СИЦА, С…БАКА, М…ДВЕДЬ -?
Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?
ЛИСИЦА, СОБАКА, МЕДВЕДЬ – ЖИВОТНЫЕ
При выполнении такого типа упражнений у школьников развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Ценность таких упражнений состоит еще в том, что с их помощью можно повышать грамотность учащихся за счет пропуска орфограмм и соответствующих заданий.
В третью группу входят приемы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Они на данном этапе обучения преобладают. В этом случае значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.
Задание: под диктовку напишите слова
ТОПОР. ЗВУК,
ДРОВИШКИ, СОЛНЦЕ, СВОБОДА
«Последовательно соедините буквы являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке
ТОПОР ЗВУК ДРОВИШКИ СОЛНЦЕ СВОБОДА
(ОКОЛО)
Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам (например рисование)







М А К Б О Й Н
Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги.







К О М Б А Й Н
Использование приемов данной группы, наряду с осуществлением меж предметных связей, стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления, интуиции. Можно выделить пятую группу, составляющую упражнения на группировку предметов
С…ЗОН ВИНТИК ЗОНТИК
К…ВОК УК…ЗАЛ ?
СЕЗОН ВИНТИК ЗОНТИК
КИВОК УКАЗАЛ ВОКЗАЛ