СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецификация контрольного среза по химии для обучающихся 9 класса по теме "Углерод. Оксиды углерода".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный срез проводится в рамках внутреннего мониторинга с целью определить уровень усвоения материала по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Спецификация контрольного среза по химии для обучающихся 9 класса по теме "Углерод. Оксиды углерода".»

Спецификация

контрольного среза

по химии для обучающихся 91 класса по теме

«Углерод. Оксиды углерода»

КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)»

Внутренний мониторинг по линии МО


1. Назначение КИМ
- Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 9 класса по химии по теме: «Углерод. Оксиды углерода»
- Выявить наиболее трудные для обучающихся элементы содержания учебного материала.

-Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения темы.

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:


- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).


- Учебный план КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)» на 2016-2017

учебный год, разработанный на основе Федерального базисного учебного, утверждённого Министерством образования Российской федерации (Приказ №1312 от 09.03.2004 г).

- Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О.С.Габриелян, А.В.Купцова. - М.: Дрофа, 2015.

- Рабочая программа по химии на 2016-2017 учебный год.


Разработка КИМ для проведения контрольного среза по химии осуществлялась с учётом следующих общих положений:


- КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы, а также на проверку сформированности у обучающихся умения применять полученные знания в различных ситуациях.

- КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки обучающихся. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания темы осуществляется на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по принципу его значимости для общей культуры обучающихся, общеобразовательной подготовки и значимости материала с точки зрения возможности его применения в повседневной жизни.


3. Структура КИМ. 


Структура КИМ определяется особенностями образовательной среды школы пенитенциарной системы: социально-педагогическая запущенность, отставание в психологическом и интеллектуальном развитии обучающихся; слабая мотивация к учебной деятельности или её отсутствие. Основной контингент школы составляют обучающиеся с большим перерывом в учебной деятельности, всё это сопровождается, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности. Задача учителя – создать «зону успешности», дать возможность выбора.

Работа состоит из трёх частей

Часть 1 (А) содержит 4 задания базового уровня сложности с выбором одного верного ответа из четырёх; 
Часть 2 (В) содержит включает 2 задания повышенного уровня: 1 с определением верного (краткого) ответа, 1-на соответствие

Часть 3 (С) включает 1 задание (высокого уровня) с развёрнутым решением и готовым ответом.

Распределение заданий по частям тестовой работы


Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

4

4

Задания с выбором ответа

2

Часть В

2

4

Задания с кратким ответом

3

Часть С

1

4

Задание с развёрнутым ответом

4

Итого

7

12




Распределение заданий по частям и уровню сложности.

Задания в работе расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Каждая группа заданий данной работы имеет свое предназначение.

В работе представлены три разновидности заданий:

Задания с выбором ответа (часть А) проверяют на базовом уровне усвоение значительного числа элементов содержания курса химии VIII–IX классов: знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических соединений, неметаллов; знание признаков классификации элементов, неорганических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.

Задания с кратким ответом (часть В) проверяют на повышенном уровне химические свойства изученных классов неорганических веществ, химические реакции, первоначальные сведения об органических веществах.

В работе предложены два задания: одно на нахождение правильного ответа путем рассуждения и анализа и другое -на установление соответствие позиций, представленных в двух множествах.

Правильный ответ записывается, в первом случае, виде слова, а в соответствиях последовательностью цифр и букв.

Задания с развернутым ответом (часть С) наиболее сложные в контрольном срезе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:

– объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ

их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ;

– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

Анализ выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет осуществлять дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»).








Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий


Основные умения и способы действий

Количество заданий

1

Знать:

- строение атома углерода, его положение в периодической таблице элементов Д.И.Менделеева;

- химическую символику, формулу оксида, диоксида углерода.


3

2

Характеризовать:

- физические свойства углерода;

- химические свойства, как простого вещества , в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

- физические и химические свойства оксида, диоксида углерода.



2

3

Определять:

- тип химической связи в молекуле углерода и его соединениях;

- валентность и степень окисления атома углерода в оксиде, диоксиде углерода.


1

4

Составлять:

- уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода;

- уравнения химических реакций, характеризующие свойства углекислого, угарного газа.


1

5

Вычислять:

- массовую долю химического элемента в веществе;

- массовую долю растворенного вещества в растворе;

- количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

1


План варианта КИМ


Задание


Проверяемый элемент содержания

Код

проверяемого

элемента содержания

А 1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых

20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева

1.1

А 2

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

2.6

А 3

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), металлическая, ионная

1.3

А 4

Электролитическая диссоциация кислот, солей и оснований. Катионы и анионы

2.4

В 1

Химические свойства сложных веществ

3.2

В 2

Проблемы безопасности и использования веществ и химических реакций в повседневной жизни

5.1

С 1

Вычисление объёма вещества по количеству, массе или объёму одного из реагентов содержащего примеси

4.5.3


4. Продолжительность выполнения контрольного среза по химии


На выполнение тестовой работы отводится 20 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части А -1,5-2 минуты;

2) для каждого задания части В – 2минуты;

3) для каждого задания части С – 5 минут.


5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.


Проверка ответов обучающихся на задания частей А и В выполняется экспертами

(завуч и методист школы)

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.

В части В каждое верно выполненное задание В1–В2 максимально оценивается

2 баллами.

Задания В1, В2 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указан(записан) вариант ответа. За неполный ответ - названы несколько ответов, среди которых один правильный, выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.

Задание В2 считается выполненным верно, если правильно установлены соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены одно соответствие из двух; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются

0 баллов.

Проверка заданий части С осуществляется представителями администрации. При оценивании задания эксперт на основе сравнения ответа обучающегося с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе обучающегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание

С1 составляет 4 балла.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены обучающимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач. Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка может определяется по 5 балльной шкале, либо в процентном соотношении.

Критерии оценивания заданий


Часть

Содержание критериев

Балл

А

правильно указанный ответ

1


неправильно указанный ответ

0

В

ответ не содержит ошибок

2


ответ содержит несколько вариантов, один из которых правильный

1


неправильный ответ

0

С

ответ правильный и полный, содержит все названные элементы

4


правильно записаны три первых элемента из названных выше

3


правильно записаны два из названных выше элементов

2


правильно записаны один из названных выше элементов

1


все элементы ответа записаны неверно

0


Элементы ответа части С


1) Составлено уравнение реакции.

2) Вычислено, сколько азотной кислоты (HNO3) (в граммах) содержится в 200 граммах

10-процентного раствора азотной кислоты (HNO3) по формуле.

3) Найдено химическое количество данных веществ.

4) Вычислен объем углекислого газа (CO2), который выделяется в ходе реакции по формуле, устанавливающей связь между химическим количеством вещества и объемом.


Количество баллов

Количество баллов

Менее 5

6-8

9-10

11-12

Отметка

2

3

4

5


Норма выполнения базового уровня 65%


6. Условия тестирования


В учебном кабинете во время тестирования у каждого обучающегося должны быть следующие материалы и оборудование:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде;

- непрограммируемый калькулятор.


7. Условия проведения.


Контрольный срез (тест) проводится согласно расписанию учебных занятий в присутствии учителя химии и представителей администрации школы. При выполнении работы обучающиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы. Оценивание проводится представителями администрации школы, согласно предоставленным критериям, нормам оценивания и ответам, которые предоставляет учитель химии.






















Инструкция по выполнению

контрольного среза.


На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 7 заданий. При выполнении работы вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиком. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Часть А содержит 4 задания (А1–А4). К каждому заданию даётся

четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении

задания части А. Обведите кружком номер выбранного ответа в

тестовой работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните

обведённый номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа.


А1. Электронная конфигурация атома углерода.


А) 1S2 2S2 2P6 3S2 3P2 Б) 1S2 2S2 2P4
В) 1S2 2S2 Г) 1S2 2S2 2P2


А2.Углерод НЕ может проявлять степень окисления

А) -4 Б) +6

В) +2 Г) 0


А3.Аллотропным видоизменением углерода НЕ является


А) карбин Б) алмаз
В) карбид Г) графит


А4. Схема диссоциации угольной кислоты по второй ступени


А) H 2 СО 3 = 2H+ + CO 3 2-
Б) HCO 3 - = H+ + CO 3 2-
В) H 2 CO 3 = H+ + 2CO 32-
Г) H 2CO 3 = H 2O + CO2


Часть В состоит из 2 заданий (В1–В2), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр. Для заданий части 2 ответ записывается в тестовой работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.


В1. Вещество, с помощью которого распознают карбонаты.







В2. Установите соответствие между газом и его применением


ГАЗ ПРИМЕНЕНИЕ


1) СО А) Топливо

2) СО2 Б) "Сухой" лед

В) Газированная вода

Г) Восстановитель в металлургической

промышленности

Д) Огнетушители




Часть С включает в себя 1 задание (С1), выполнение которого предполагает написание полного, развёрнутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчёты. Ответы на задания части С записываются на отдельном листе.


С1. Объем выделившегося углекислого газа (CO2), который понадобится при действии

200 г 10% раствора азотной кислоты (HNO3) на 90 г мела, содержащего 8% нерастворимых в кислоте примесей?