Спецификация
контрольного среза
по химии для обучающихся 91 класса по теме
«Углерод. Оксиды углерода»
КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)»
Внутренний мониторинг по линии МО
1. Назначение КИМ
- Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 9 класса по химии по теме: «Углерод. Оксиды углерода»
- Выявить наиболее трудные для обучающихся элементы содержания учебного материала.
-Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения темы.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Учебный план КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)» на 2016-2017
учебный год, разработанный на основе Федерального базисного учебного, утверждённого Министерством образования Российской федерации (Приказ №1312 от 09.03.2004 г).
- Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О.С.Габриелян, А.В.Купцова. - М.: Дрофа, 2015.
- Рабочая программа по химии на 2016-2017 учебный год.
Разработка КИМ для проведения контрольного среза по химии осуществлялась с учётом следующих общих положений:
- КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы, а также на проверку сформированности у обучающихся умения применять полученные знания в различных ситуациях.
- КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки обучающихся. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания темы осуществляется на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по принципу его значимости для общей культуры обучающихся, общеобразовательной подготовки и значимости материала с точки зрения возможности его применения в повседневной жизни.
3. Структура КИМ.
Структура КИМ определяется особенностями образовательной среды школы пенитенциарной системы: социально-педагогическая запущенность, отставание в психологическом и интеллектуальном развитии обучающихся; слабая мотивация к учебной деятельности или её отсутствие. Основной контингент школы составляют обучающиеся с большим перерывом в учебной деятельности, всё это сопровождается, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности. Задача учителя – создать «зону успешности», дать возможность выбора.
Работа состоит из трёх частей
Часть 1 (А) содержит 4 задания базового уровня сложности с выбором одного верного ответа из четырёх;
Часть 2 (В) содержит включает 2 задания повышенного уровня: 1 с определением верного (краткого) ответа, 1-на соответствие
Часть 3 (С) включает 1 задание (высокого уровня) с развёрнутым решением и готовым ответом.
Распределение заданий по частям тестовой работы
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть А | 4 | 4 | Задания с выбором ответа |
2 | Часть В | 2 | 4 | Задания с кратким ответом |
3 | Часть С | 1 | 4 | Задание с развёрнутым ответом |
4 | Итого | 7 | 12 | |
Распределение заданий по частям и уровню сложности.
Задания в работе расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Каждая группа заданий данной работы имеет свое предназначение.
В работе представлены три разновидности заданий:
Задания с выбором ответа (часть А) проверяют на базовом уровне усвоение значительного числа элементов содержания курса химии VIII–IX классов: знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических соединений, неметаллов; знание признаков классификации элементов, неорганических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
Задания с кратким ответом (часть В) проверяют на повышенном уровне химические свойства изученных классов неорганических веществ, химические реакции, первоначальные сведения об органических веществах.
В работе предложены два задания: одно на нахождение правильного ответа путем рассуждения и анализа и другое -на установление соответствие позиций, представленных в двух множествах.
Правильный ответ записывается, в первом случае, виде слова, а в соответствиях последовательностью цифр и букв.
Задания с развернутым ответом (часть С) наиболее сложные в контрольном срезе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:
– объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ
их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ;
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Анализ выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет осуществлять дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»).
Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий
№ | Основные умения и способы действий | Количество заданий |
1 | Знать: - строение атома углерода, его положение в периодической таблице элементов Д.И.Менделеева; - химическую символику, формулу оксида, диоксида углерода. | 3 |
2 | Характеризовать: - физические свойства углерода; - химические свойства, как простого вещества , в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - физические и химические свойства оксида, диоксида углерода. | 2 |
3 | Определять: - тип химической связи в молекуле углерода и его соединениях; - валентность и степень окисления атома углерода в оксиде, диоксиде углерода. | 1 |
4 | Составлять: - уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода; - уравнения химических реакций, характеризующие свойства углекислого, угарного газа. | 1 |
5 | Вычислять: - массовую долю химического элемента в веществе; - массовую долю растворенного вещества в растворе; - количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему, массе реагентов или продуктов реакции. | 1 |
План варианта КИМ
Задание | Проверяемый элемент содержания | Код проверяемого элемента содержания |
А 1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева | 1.1 |
А 2 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | 2.6 |
А 3 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), металлическая, ионная | 1.3 |
А 4 | Электролитическая диссоциация кислот, солей и оснований. Катионы и анионы | 2.4 |
В 1 | Химические свойства сложных веществ | 3.2 |
В 2 | Проблемы безопасности и использования веществ и химических реакций в повседневной жизни | 5.1 |
С 1 | Вычисление объёма вещества по количеству, массе или объёму одного из реагентов содержащего примеси | 4.5.3 |
4. Продолжительность выполнения контрольного среза по химии
На выполнение тестовой работы отводится 20 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части А -1,5-2 минуты;
2) для каждого задания части В – 2минуты;
3) для каждого задания части С – 5 минут.
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Проверка ответов обучающихся на задания частей А и В выполняется экспертами
(завуч и методист школы)
Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.
В части В каждое верно выполненное задание В1–В2 максимально оценивается
2 баллами.
Задания В1, В2 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указан(записан) вариант ответа. За неполный ответ - названы несколько ответов, среди которых один правильный, выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.
Задание В2 считается выполненным верно, если правильно установлены соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены одно соответствие из двух; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются
0 баллов.
Проверка заданий части С осуществляется представителями администрации. При оценивании задания эксперт на основе сравнения ответа обучающегося с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе обучающегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание
С1 составляет 4 балла.
Задания с развернутым ответом могут быть выполнены обучающимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач. Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка может определяется по 5 балльной шкале, либо в процентном соотношении.
Критерии оценивания заданий
Часть | Содержание критериев | Балл |
А | правильно указанный ответ | 1 |
| неправильно указанный ответ | 0 |
В | ответ не содержит ошибок | 2 |
| ответ содержит несколько вариантов, один из которых правильный | 1 |
| неправильный ответ | 0 |
С | ответ правильный и полный, содержит все названные элементы | 4 |
| правильно записаны три первых элемента из названных выше | 3 |
| правильно записаны два из названных выше элементов | 2 |
| правильно записаны один из названных выше элементов | 1 |
| все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Элементы ответа части С
1) Составлено уравнение реакции.
2) Вычислено, сколько азотной кислоты (HNO3) (в граммах) содержится в 200 граммах
10-процентного раствора азотной кислоты (HNO3) по формуле.
3) Найдено химическое количество данных веществ.
4) Вычислен объем углекислого газа (CO2), который выделяется в ходе реакции по формуле, устанавливающей связь между химическим количеством вещества и объемом.
Количество баллов
Количество баллов | Менее 5 | 6-8 | 9-10 | 11-12 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Норма выполнения базового уровня 65%
6. Условия тестирования:
В учебном кабинете во время тестирования у каждого обучающегося должны быть следующие материалы и оборудование:
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде;
- непрограммируемый калькулятор.
7. Условия проведения.
Контрольный срез (тест) проводится согласно расписанию учебных занятий в присутствии учителя химии и представителей администрации школы. При выполнении работы обучающиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы. Оценивание проводится представителями администрации школы, согласно предоставленным критериям, нормам оценивания и ответам, которые предоставляет учитель химии.
Инструкция по выполнению
контрольного среза.
На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 7 заданий. При выполнении работы вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиком. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть А содержит 4 задания (А1–А4). К каждому заданию даётся
четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении
задания части А. Обведите кружком номер выбранного ответа в
тестовой работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните
обведённый номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа.
А1. Электронная конфигурация атома углерода. А) 1S2 2S2 2P6 3S2 3P2 Б) 1S2 2S2 2P4 В) 1S2 2S2 Г) 1S2 2S2 2P2 |
А2.Углерод НЕ может проявлять степень окисления А) -4 Б) +6 В) +2 Г) 0 |
|
А3.Аллотропным видоизменением углерода НЕ является А) карбин Б) алмаз В) карбид Г) графит |
А4. Схема диссоциации угольной кислоты по второй ступени А) H 2 СО 3 = 2H+ + CO 3 2- Б) HCO 3 - = H+ + CO 3 2- В) H 2 CO 3 = H+ + 2CO 32- Г) H 2CO 3 = H 2O + CO2 Часть В состоит из 2 заданий (В1–В2), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр. Для заданий части 2 ответ записывается в тестовой работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. |
В1. Вещество, с помощью которого распознают карбонаты. |
|
В2. Установите соответствие между газом и его применением ГАЗ ПРИМЕНЕНИЕ 1) СО А) Топливо 2) СО2 Б) "Сухой" лед В) Газированная вода Г) Восстановитель в металлургической промышленности Д) Огнетушители |
Часть С включает в себя 1 задание (С1), выполнение которого предполагает написание полного, развёрнутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчёты. Ответы на задания части С записываются на отдельном листе. |
С1. Объем выделившегося углекислого газа (CO2), который понадобится при действии 200 г 10% раствора азотной кислоты (HNO3) на 90 г мела, содержащего 8% нерастворимых в кислоте примесей? |