Утверждаю:
директор МБОУ Татарско-Сайманской сош
(Р.Т.Думбалова)
История и культура родного края
Cпец. курс по краеведению
для 5-9 классов.
Разработала Бикмаева Р.У
учительница русского языка
и литературы
Татарско-Сайманской сош
Николаевского района
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества,в век компьютерных технологий,у учащихся появилось больше возможности узнатьо мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы,касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома,ни в школе.Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае ,прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека сместом ,где он родился и вырос, где познал Первых лет уроки. Родной край и люди, населяющие его сегодня ,неповторимый облик родной природы,-всё это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине.
Жить достойно , пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда , когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.
При наличии адаптированной системы обучения краеведению,учитывая все аспекты;возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:
творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
воспитать любовь к земле Ульяновской и его частичке селу Сайман и бережное отношение к его экологии;
научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.
Особенностью курса История и культура родного края является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края, а именно изучение:
памятных мест;
традиций и культуры;
сёл Николаевского района;
знакомство с известными личностями (очное и заочное);
символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном.
Цель курса
.
Цель- заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях,о традициях, культуре,истории народов населяющих область (русские ,татары, чуваши и др.),привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого похода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.
Основниые задачи курса:
углубить и расширить знания о родном крае;
изучить особенности Ульяновской области (климата, территории,истории);
повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
привить навыки исследовательской работы;
создать условия для творческого раскрытия личности ребёнка;
воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии.
1.Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса.
2.С чего начинается Родина? Понятие о маленькой и большой Родине.
3.История моей семьи.Составление родословной.
4.Наша школа.
5.Наше село.
6.Природа вокруг нас.
7.Уклад жизни наших предков.
8.Национальная одежда.
9.Праздники, обычаи, традиции.
10.Экскурсия в природу.
11. Топонимы Николаевского района.
12. История сельской библиотеки.
13-14. Поэт, журналист, революционер, редактор и издатель журнала Чукеч (Молот) Махмут Алмаев.
15-16. Сайманский Такташ- Ахать Сайфуллин.
17-19. Поэт и художник Гакиль Сагиров.
20-22. Художники: Ирек Нурутдинов. Картина Мечеть;
Искандар Гиззатуллин Автопортрет, Вид на Свиягу;
Гимран Хисматуллин- заслуженный учитель,
Член Союза художников.Кырлай,Дубняк
23-24. Поэт Габделжаббар Кандалый. Ознакомление с биографией и творчеством.
25.Творчество поэта- односельчанина М.К. Саюкова.
26.История мечетей Саймана.
27.Внеклассное мероприятие Два Саймана.
28.Традиционная кухня.
29.Сёла- соседи.
30.История колхоза Кызыл-юл.
31.Экскурсия в музей.
32.Современные организациии строения.
33. САйман раньше и теперь.
34. Обобщающее занятие.