Спортивные игры в системе физического воспитания
Содержание
Пояснительная записка
Примерное распределение времени на различные виды программного материала при 2 занятиях в неделю
Учебно-тематический план
Поурочное планирование
Информационно-методическое объединение
Пояснительная записка
Рабочая программа «Спортивные игры» по физической культуре в 7-11 классах составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Направленность программы - физкультурно - спортивная. Сферой общеразвивающей программы «Спортивные игры» является образовательная деятельность ребенка в образовательном пространстве МОУ «Болоньская СОШ».
Новизна: программа предоставляет возможности детям, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям спортивными играми, укрепить здоровье, получить практику общения в детском коллективе.
Актуальность курса спортивные игры обусловлена наличием высокого потенциала возможностей активного вовлечения учащихся школьного возраста в процессы саморазвития, самосовершенствования и формирования гармонично развитой личности – посредством реализации потенциала, которыми располагает система занятий общей физической подготовкой и спортивными играми.
Каждый ребенок при этом повышает свой уровень физического развития в соответствии со своими возможностями. В результате обучающийся становится уверенным в себе и открытым для других, что позволяет раскрывать его личностный потенциал.
Актуальность программы определяется ее востребованностью для различных категорий детского населения; значимостью для развития образовательной модели оздоровительнобразовательного центра, и, опосредовано, – в целом муниципальной системы дополнительного образования.
Система подготовки, включающая различные виды и формы физического воспитания, призвана создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но духовных способностей обучающихся.
Для каждого человека жизненно необходимы: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
Поэтому, актуальность данной программы обусловлена потребностью современного общества в воспитании у подрастающего поколения ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств.
Педагогическая целесообразность реализации настоящей программы обусловлена важностью поставленных задач и подтверждается устойчивой, позитивной динамикой ее результативности; обобщением результатов независимой оценки качества образования в учреждении и положительных отзывов потребителей образовательных услуг.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она предполагает в себе сочетание различных элементов спортивных игр и физических упражнений с оптимальной дозировкой, что позволяют включать в данный вид деятельности детей не только основной медицинской группы, но и имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Адресат программы
Занятия спортивными играми способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей основных функциональных систем организма.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» разработана для детей 12-17 лет.
Программа предназначена для освоения детьми, не имеющими специальной предварительной подготовки, без требований к уровню образования.
Рекомендуемый объем и сроки реализации программы.
Объем реализации программы составляет 68 часов на учебный год (1 раза в неделю по 2 часа).
Срок реализации программы 1 год.
Уровень программы – ознакомительный. Это позволяет путём пробного погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую среду, что позволит ребёнку сделать в дальнейшем осознанный выбор направлении своего дополнительного образования.
Форма проведения занятий – групповая, по подгруппам, в парах. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5 минутных бесед, которые проводятся в подготовительной части занятия.
Целью настоящей программы является содействие воспитанию физически развитого поколения; создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка посредством формирования его физической культуры, пропаганды здорового образа жизни.
Реализация цели предусматривает последовательное решение ряда задач.
- формирование базовых знаний о здоровом образе жизни, основ гигиенического воспитания, режиме дня.
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию, выработку;
устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных способностей; выработка стойкой потребности и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных, духовных и морально-волевых качеств.
Учебный план
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Волейбол | 20 |
3. | Баскетбол | 20 |
4. | Футбол | 20 |
5. | ОФП | 6 |
6. | Заключительное занятие | 1 |
Итого | 68 |
Содержание учебного плана
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут.
Баскетбол
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Ожидаемые результаты изучения программы
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о курсе спортивные игры;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств.
Календарно-тематическое планирование по дисциплине
«Спортивные игры»
№ занятия | Планируемая дата | Раздел и тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения занятия | Примечание |
1 | | Введение Техника безопасности. Техника владения мячом | 1. | | В ходе прохождения программы возможны замены тем занятий и их временные параметры. |
2 | | Техника ведения мяча на месте.Беседа о правилах соревнований, месте занятий, инвентаре, оборудовании. | 1 | |
3 | | Техника ведения мяча в движении. | 1 | |
4 | | Техника передачи мяча в паре. | 1. | |
5 | | Тактика передачи мяча от груди. | 1. | |
6 | | Техника передачи мяча одной рукой от плеча. | 1. | |
7 | | Техника ведения мяча с остановкой | 1. | |
8 | | Техника передвижения с мячом | 1. | |
9 | | Специальная физическая подготовка | 1. | |
10 | | Индивидуальные действия при нападении с мячом. | 1. | |
11 | | Индивидуальные действия при нападении. | 1. | | |
12 | | Техника ведения мяча с изменением направления | 1. | |
13 | | Техника передвижения с мячом Техника ведения мяча по прямой. | 1. | |
14 | | Техника ведения мяча с последующим броском | 1. | |
15 | | Техника ведения мяча с последующей остановкой. | 1. | |
16 | | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | 1. | | |
17 | | Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | 1. | | |
18 | | Передачи мяча в парах | 1. | | |
19 | | Передачи мяча в тройках. ОФП | 1. | | |
20 | | Передача мяча двумя руками от груди.ОФП | 1. | | |
21 | | Взаимодействие трех игроков «треугольник». | 1. | | |
22 | | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | 1. | | |
23 | | Техника передвижения приставными шагами. Учебная игра. | 1. | | |
24 | | Техника бросков мяча по кольцуОФП | 1. | | |
25 | | Бросок мяча двумя руками от груди.ОФП | 1. | | |
26 | | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | 1. | | |
27 | | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | 1. | | |
28 | | Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях. | 1. | | |
29 | | Бросок мяча по кольцу после двойного щага | 1. | | |
30 | | Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. | 1. | | |
31 | | Ловля двумя руками «низкого» мяча. | 1. | | |
32 | | Командные действия в нападении. | 1. | | |
33 | | Многократное выполнение технических приемов. | 1. | | |
34 | | Штрафные броски. Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | 1. | | |
35 | | Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | 1. | | |
36 | | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | 1. | | |
37 | | Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | 1. | | |
38 | | Многократное выполнение технических приемов. | 1. | | |
39 | | Волейбол. Введение Техника безопасности. Общие требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончанию занятий, возвращению домой после тренировки, правила проведении соревнований. Беседа о правилах соревнований, месте занятий, инвентаре, оборудовании. | 1. | | |
40 | | ОФП. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | 1. | | |
41 | | Прием и передача мяча над собой Учебная игра | 1. | | |
42 | | Передвижения приставными шагами по площадке | 1. | | |
43 | | Взаимодействие двух игроков «подстраховка» .Многократное выполнение технических приемов. | 1. | | |
44 | | Стойка защитника при приеме мяча. Учебная игра. | 1. | | |
45 | | Прием и передачи мяча сверху в паре. | 1. | | |
46 | | Средства спортивной тренировки. Правила передвижения по площадке. | 1. | | |
47 | | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | 1. | | |
48 | | Прием и передачи мяча сверху через сетку. Учебная игра. | 1. | | |
49 | | Прием и передачи мяча с низу над собой. Учебная игра. | 1. | | |
50 | | Прием и передачи мяча снизу в паре. СФП | 1. | | |
51 | | Многократное выполнение технических приемов. | 1. | | |
52 | | Прием и передачи мяча снизу через сетку. ОФП | 1. | | |
53 | | Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП | 1. | | |
54 | | Подачи. | 1. | | |
55 | | Техника верхней прямой подачи. | 1. | | |
56 | | Верхняя прямая подача. | 1. | | |
57 | | Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приемов. | 1. | | |
58 | | Техника нижней подачи. | 1. | | |
59 | | Нижняя подача. ОФП. | 1. | | |
60 | | Применение изученных способов ловли, передач, подачи в зависимости от ситуации на площадке. | 1. | | |
61 | | Техника нападающего удара. Многократное выполнение технических приемов. | 1. | | |
62 | | Нападающий удар. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | 1. | | |
63 | | Переключение от действия в нападении к действиям в защите. Учебная игра | 1. | | |
64 | | Нападающий удар. Учебная игра. | 1. | | |
65 | | Техника блокирующего | 1. | | |
66 | | Одиночный блок Учебная игра. | 1. | | |
67 | | Техника игры в защите | 1. | | |
68 | | Техника игры в нападении | 1. | | |
| | ИТОГО | 68 | | |
Формы аттестации
Порядок аттестации учащихся включает в себя:
-промежуточную аттестацию (физическое тестирование внутри объединения)
- итоговую аттестацию после освоения всего объема дополнительной общеобразовательной программы (участие в итоговом тестировании уровня развития физических способностей)
Оценочные материалы
Диагностическое обследование детей включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей. Эффективность усвоения программы «Спортивные игры» оценивается по уровню сформированности умений выполнять основные элементы спортивных игр.
Методические материалы
Занятия проводятся в форме учебно-тренировочных занятий. На занятиях используются следующие методы и приемы:
- словесный метод рассказ;
- наглядный метод: показ упражнения, демонстрация наглядных пособий, просмотр видео и фотоматериала;
- практический метод: основывается на активной двигательной деятельности учащихся.
Материально-техническое обеспечение:
1.Оборудование зала (спортивный зал)
2. Одежда для занятий (спортивная форма, спортивная обувь)
3. Спортивный инвентарь (мячи разных размеров, атрибуты для выполнения ОРУ на месте и в движении)
Информационное обеспечение
Видео с элементами основных упражнений
info-hit.ru
fitness-dlya-vseh.ru
Список литературы
Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
Кудряшов В.П., МирошниковаТ.И., Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970.
Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
Кузин В.В. Полиеский С.А. Волейбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г. С. 23- 68
Леонов А.Д. Малый А.А. Волейбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.Баскетбол
Линдеберг Ф. Волейбол– игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
Лях В.И. «Физическая культура 1- 11 классы» - с. 97- 1782.
Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973 с. 10 - 1053. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.