МКОУ Старокриушанская СОШ
«Сравнение любовной лирики русских и зарубежных поэтов в стихах»
Выполнила: Кочеткова Мария, ученица 10 класса
МКОУ Старокриушанская СОШ
Руководитель: Сафарова Ирина Ивановна
Содержание:
1.Цели, задачи и методы.
2.Введение:
-«Что такое любовь?»
-Любовь в различных странах мира.
-Любовь как чувство.
3.Практические исследования:
-особенности любовной лирики русских и зарубежных поэтов.
-любовная лирика в стихах нашей местности.
4.Заключение.
Цели:
-Дать представление о любовной лирике в поэзии русских и зарубежных поэтов и о любви в целом;
-Отметить особенности отношений в различных странах мира;
- Задачи:
-Сопоставление любовной лирики русских и зарубежных поэтов;
-Анализ литературных приемов.
Методы:
-Обращение в различные источники информации;
-Анализ фактического материала.
Введение:
Прежде чем начать, давайте ответим на такой вопрос. Что же такое любовь? Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Любовь - это то, чем мы хотим быть окружены всегда, о чем во все века пишут поэты, а певцы - слагают песни. О любви говорили и говорят много, однако нет в мире ничего более необъяснимого, непредсказуемого, таинственного, как любовь. Безусловно, любовь не знает ни границ, ни времени, ни тем более нации; все люди на планете любят и хотят быть любимыми. Любовь сопряжена с чувствами радости и грусти, счастья и боли, эйфории и тоски, желания летать и умереть.… Все это знакомо и русскому человеку, и иностранцу.… Но одинаковые ли слова они подбирают, одинаковые ли строят предложения, когда говорят об объединяющем нас чувстве Любви? На эти вопросы нам и предстоит ответить в нашей работе.
От Франции до Индии, в мире существует целый спектр идей насчет счастья в любви. Романтика значит для представителей разных культур разные вещи – возможно, это поможет посмотреть вам на собственные отношения под новым углом. Итак, давайте узнаем, как воспринимают любовь в разных уголках земного шара.
Восточные и западные культуры совершенно по-разному воспринимают любовь, брак и отношения. К примеру, в Японии коллективистское общество, что сильно влияет на связь. На западе большинство людей являются индивидуалистами. Именно поэтому романтические отношения выглядят совершенно по-другому. В японской культуре человек сильно ориентирован на общество и старается выполнять свои социальные роли, соответствовать ожиданиям. Создание семьи - это ключевой фактор в романтических отношениях в Японии. Если у вас проблема с отношениями, не фокусируйтесь только на себе. Попробуйте посмотреть со стороны, с учетом ценностей ваших родственников и вашего близкого человека. Не игнорируйте советы близких, прислушайтесь к ним. Возможно, они видят то, чего не можете заметить вы, и такой совет действительно внесет необходимую ясность. Для японцев такой подход работает, так почему же он не подойдет вам?
Французы обычно относятся к отношениям достаточно легко, легче, чем представители многих других наций. К примеру, они не слишком серьезно относятся к концепции моногамии. Даже женатые люди иногда позволяют себе романтические приключения. Для представителей другой культуры такое поведение стало бы причиной измены, французы же не считают интрижки проблемой, это просто часть отношений для них. У многих открытые союзы. Если французский подход вам не близок, вы можете просто попробовать относиться к происходящему расслабленно. Вместо того чтобы постоянно нервничать и упрекать партнера, выдохните и расслабьтесь. Если ваш партнер достоин вашего доверия, вам не о чем волноваться. Если ваши отношения угнетают вас, подумайте, что сказали бы вам французы. Вероятнее всего, они посоветовали бы вам найти себе другого избранника!
Индийская молодежь следит за современными тенденциями и использует западную концепцию отношений, но есть и те, кто верит в традиционные браки по выбору родителей. Думаете, что в такой связи не может быть любви? По мнению индусов, любовь приходит со временем. Брак - это главная цель, это то, на чем фокусируются индусы. Они подходят к вопросу довольно прагматично, не пытаясь найти безумную страсть. Если пара молодых людей происходит из схожих семей, у них похожие ценности и финансовый уровень, они считаются совместимыми. В Индии считают, что романтическая любовь не длится вечно. Чувства не долго остаются яркими и свежими. После того как вы проведете вместе какое-то время, эмоции успокаиваются. Не стоит разочаровываться, по мнению индусов, брак – это совместная работа, а не что-то другое. Восторг приходит и уходит, а быть настоящим другом важно всегда. Если вы можете быть друзьями и после медового месяца, ваш союз может оказаться счастливым. Обязательно обдумайте это как следует, это ведь не значит, что вы должны строить семью с тем, кого выбрали вам родители! Эта концепция может быть и универсальной.
Корея - это мировая столица милых парочек. Корейские пары даже стараются подбирать подходящие наряды, если идут на свидания. Мужчины не переживают насчет мужественности: они готовы держать сумочку своей подруги целый вечер. Они не боятся показывать свою женственную сторону, они открыто проявляют любовь и готовы всегда вести себя романтично. В других странах мужчин заставляют думать, что проявлять эмоции не мужественно, на самом же деле это помогает создать крепкие отношения. Не бойтесь показать свою мягкость, ваша избранница обязательно оценит это!
У каждой религии свое отношение к романтическим связям. К примеру, Папа Римский Франциск поделился своим советом. Он написал целый труд о любви, браке, сексе и семье. Он советует прислушиваться к своему партнеру, работать над тем, чтобы преодолеть разногласия, быть понимающим человеком и терпеливо воспринимать недостатки другого.
Немецкий подход к отношениям может показаться достаточно жестким, но это лишь на первый взгляд. Немцы не стараются фокусироваться на хорошем. Они не боятся выделять негативные черты друг друга, предпочитая разбираться с разногласиями прямо.
По сути, они признают проблему, а не стараются ее скрыть. Концентрироваться на негативе постоянно может быть плохо, но и избегать его нельзя. Жизнь не полна исключительно позитива, впереди ждет немало проблем. Важно научиться справляться с ними и двигаться дальше - только такой подход гарантирует вам здоровые отношения, в которых ничего не нужно скрывать друг от друга.
Американцы не боятся признаваться в любви не только друг другу, но и даже любимой еде. Они не воспринимают это слишком серьезно и не видят в этом проблемы. В Венесуэле постоянное использование этой фразы лишает ее смысла. В Китае люди предпочитают показывать свою любовь, а не говорить о ней. Слова считаются постыдными. Так какой же подход правильный?
Что поможет вам сделать отношения счастливее? Нужно помнить одно: не будьте единственным человеком, который постоянно признается в любви. Позвольте говорить об этом и партнеру. Даже если вы не слышите этого каждый день, это не значит, что ваш избранник не любит вас - просто он может видеть проявление любви по-своему.
Все люди воспринимают любовь по-разному. Представления о ней могут быть собственными в каждой паре, а не только в других культурах. Просто постарайтесь внимательно обдумать свои отношения и взглянуть на них с другой точки зрения. Возможно, это поможет вам преодолеть проблему. Чтобы полные любви отношения сохранились, вам нужно учиться гибкости – это демонстрируют разные концепции из других стран. Конечно, вы - личность, но любовь построена на компромиссах и готовности сотрудничать.
Любовь как чувство.
Людей всегда интересовало, когда возникла любовь – вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее.
Многие считают, что пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Энгельс писал: «До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимные отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко».
Но с другой стороны, о любви говорится в древних мифах Греции. А если вспомнить миф о начале Троянской войны, главной героиней которого являлась прекраснейшая из женщин Елена. Ради любви к Парису она забыла своего мужа Менелая, отказалась от родины и бежала с любимым в Трою.
Пожалуй, любовь всегда сопутствовала человеку; правда, имела особые нюансы в зависимости от эпохи, уклада и образа жизни в то или иное время. Вот и сейчас в 21 веке человек находит свое объяснение любви и, безусловно, любит несколько иначе, нежели человек античного мира или средневековья.
Хотелось бы напомнить, что чувство любви – очень сложное, многогранное, изучаемое, но все-таки мало понимаемое явление. И говоря о нем, необходимо обозначить виды любви, если, конечно, так можно сказать. Мы выделяем: любовь матери, любовь ребенка, любовь к Богу, к Родине, к самому себе, ко второй половинке… Видов и подвидов любви много, все они отличны друг от друга, но имеют много общего: в центре той или иной любви стоит объект, к которому испытываешь трудно объяснимое чувство и легко укладывающееся в простое слово Любовь.
Любовь – болезнь. И в этом нет сомненья.
Об этом знает каждый, кто здоров.
Но, заболев, свое меняем мненье
И не спешим к услугам докторов… (Леонид Котов)…
Практические исследования:
Прежде, чем мы начнем анализировать лирические произведения двух разных культур, сравнивать лексические единицы, литературные приемы, используемые авторами, словом, находить общее и отличное в попытках поэтов выразить такое чувство как любовь; для начала следует остановиться на специфике языка как явления.
Безусловно, чувство любви испытывает любой человек, будь то англичанин или русский. Мы все испытываем боль неразделенной любви и эйфорию счастья от понимания, что любимы дорогим нам человеком. Но вопрос нашей работы в другом: одинаково ли мы (представители разных культур) выражаем наши чувства с помощью слов. А поскольку поле нашей деятельности – язык, то нельзя не остановиться на его специфике.
Во-первых, нельзя забывать, что, даже владея одним и тем же языком, люди не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной этого часто является именно расхождение культур.
Речь человека складывается из слов. Слова нужны для общения, без слов общение «возможно, но оно и затруднительно, и бедно» (Тер-Минасова).
Таким образом, все определения представителей разных эпох, стран и школ сходятся в главном: язык — это средство общения, средство выражения мыслей. В языке находят свое отражение и формируются ценности, идеалы и установки людей, то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире.
Так же, язык можно характеризовать как «зеркало» культуры. В нем отражается не только окружающий человека мир, не только условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Другими словами, язык отражает абсолютно все: предметы, явления, чувства, события.
Отражение мира в языке — это коллективное творчество народа, говорящего на этом языке, и каждое новое поколение получает с родным языком «полный комплект культуры», в котором уже заложены черты национального характера, мировоззрение, мораль и так далее.
Что необходимо помнить, говоря о языке как явлении, это то, что между миром и языком стоит человек, носитель языка. Соответственно каждый отдельный человек воспринимает окружающий его мир по - своему и с помощью слов, которые наполнены определенным содержанием (обусловленным культурой, традициями той или иной среды), передает свое видение другому человеку.
И самое главное, на мой взгляд то, что язык — живой, непрерывно функционирующий и непрерывно изменяющийся организм. Ни для кого не является секретом наличие «живых и мертвых языков». Все языки когда-то родились, и одни из них умерли давно, некоторые недавно, а некоторые умирают сейчас. Языки умирают, когда исчезает народ, говорящий на этих языках. С народом исчезает и его культура, а без культуры, без ее движения и развития язык тоже перестает жить и становится мертвым, хранящимся в письменных памятниках. Отсюда следует, что культура также важна для жизни языка, как и сам народ.
Итак, подведем итог всему вышесказанному:
- язык существует в человеческом обществе и служит средством общения между людьми.
- язык хранит и передает культуру из поколения в поколение. Язык является орудием создания, развития и хранения культуры.
- язык и культура тесно взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
Любовная лирика английской и русской литературы.
Тема любви вечна, и в то же время постоянно нова. Любовная лирика поэтов отражает в себе и хранит то, что пережито и переживается людьми разных стран и эпох.
Мы попытаемся ответить на главный вопрос нашей исследовательской работы: одинаковыми ли лексическими единицами, образами, символами, выражают чувство влюбленности люди разных культур, говорящие на разных языках. Сравнивать мы будем работы английских и русских поэтов.
Любовь… Она занимает, пожалуй, одно из главенствующих мест в творчестве каждого деятеля искусства.
Пушкин
Не исключение – поэзия. «Наше все», А. С. Пушкин, не был исключением. Каждое его стихотворение – частичка души, которую он обнажает перед читателями и, конечно, своей Прекрасной Дамой. Рассмотрим, как раскрыта тема любви в Говоря о том, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит сказать, что она весьма богата образами, многолика. Ведь помимо писательского таланта у него был еще один – любить, и не просто, а ценить это чувство, восхищаться им. Для этого приведем наиболее яркие и эмоциональные стихотворения.
"Ты вянешь и молчишь..."
Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает;
На девственных устах улыбка замирает.
Давно твоей иглой узоры и цветы
Не оживлялися. Безмолвно любишь ты Грустить.
О, я знаток в девической печали;
Давно глаза мои в душе твоей читали.
Любви не утаишь: мы любим, и как нас,
Девицы нежные, любовь волнует вас.
Счастливы юноши! Но кто, скажи, меж ими
Красавец молодой с очами голубыми
, С кудрями черными?.. Краснеешь?
Я молчу, Но знаю, знаю всё; и если захочу,
То назову его. Не он ли вечно бродит
Вкруг дома твоего и взор к окну возводит?
Ты втайне ждешь его. Идет, и ты бежишь,
И долго вслед за ним незримая глядишь.
Никто на празднике блистательного мая,
Меж колесницами роскошными летая,
Никто из юношей свободней и смелей
Не властвует конем по прихоти своей
Стоит сказать, что Пушкин - основополагатель отечественной самобытной любовной лирики (до этого читателю приходилось довольствоваться лишь переводной литературой либо подражаниями европейским поэтам). Сам В. Белинский отмечал, что у поэта это высокое чувство не ограничивается только переживаниями, здесь воплотились другие его качества, художника и артиста.
Цветаева
Любовная лирика Цветаевой представлена героиней, которая весьма эмоциональна, открыта, порой непоследовательна, изменчива. Она не занимается созерцанием мира, редко впадает в осеннее настроение безответного чувства. Она отдает всю себя любви – без остатка, пылко и эмоционально.
Любовная лирика Цветаевой, стихи которой называют поэтическим наследием XX века, двояка: в ней жертвенность и неотступность, утвердительность и вопросительность. Такое раздвоение можно проследить во многих ее произведениях. Героиня Цветаевой тоже разная: порой она ведет себя как искушенная в любовных делах женщина, которая несколько ироничным взглядом смотрит на проявление чувств и поведение по отношению к ней влюбленного мужчины («Откуда такая нежность?»), иногда она преподносит себя колдуньей («Чтобы помнил не часок, не годок…»). Из верной жены («С.Э.») может перевоплотиться в любовницу, которую отвергли («Цыганская страсть разлуки»). Героиня стихов Цветаевой нередко повествует о мужчинах, которые ее когда-то любили, но теперь их чувства к ней охладели. Рассказчица в следующих строках показывает свою властную и капризную натуру и делает достаточно выразительный укор избраннику, который уже ею не грезит и не восхваляет как прежде: "Вчера еще – в ногах лежал!".
Не любовницей — любимицей…
Я пришла на землю нежную.
От рыданий не подымется
Грудь мальчишая моя.
Оттого-то так и нежно мне —
Не вздыхаючи, не млеючи —
На малиновой скамеечке
У подножья твоего.
Если я к руке опущенной
Ртом прильну — не вздумай хмуриться!
Любованье — хлеб насущный мой:
Я молитву говорю.
Всех кудрей златых — дороже мне
Нежный иней индевеющий
Над малиновой скамеечкой
У подножья твоего.
Головой в колени добрые
Утыкаючись — все думаю:
Все ли — до последней — собраны
Розы для тебя в саду?
Но в одном клянусь: обобраны
Все — до одного! — царевичи —
На малиновой скамеечке
У подножья твоего.
А покамест песни пела я,
Ты уснул — и вот блаженствую:
Самое святое дело мне —
Сонные глаза стеречь!
— Если б знал ты, как божественно
Мне дышать — дохнуть не смеючи —
На малиновой скамеечке
У подножья твоего!
Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:
| «Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на неё грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возвращает его» А. Ахматова Анна Ахматова сумела познакомить читателя с целым океаном через одну единственную каплю. Говоря о любви, она не сорила словами, напротив, ее стихи отличаются больше «молчанием», нежели воспеванием этого чувства. Поэтесса не стремилась дать разъяснения, разжевать и препарировать каждый аспект любовных переживаний. Немногими, но полными смысла словами она намекала читателю – для каждого любовь своя, со своими красками, оттенками, нюансами. Человеку самому предстояло интерпретировать ее слова, догадаться, о чем же пишет поэтесса. Это делает стихи Ахматовой о любви такими уникальными и востребованными даже по сей день. | ![]() |
"О нет, я не тебя любила..."
О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
Передо мною на колени
Ты стал, как будто ждал венца,
И смертные коснулись тени
Спокойно юного лица.
И ты ушел. Не за победой
, За смертью. Ночи глубоки!
О, ангел мой, не знай, не ведай
Моей теперешней тоски.
Но если белым солнцем рая
В лесу осветится тропа,
Но если птица полевая
Взлетит с колючего снопа,
Я знаю: это ты, убитый,
Мне хочешь рассказать о том,
И снова вижу холм изрытый
Над окровавленным Днестром.
Забуду дни любви и славы,
Забуду молодость мою,
Душа темна, пути лукавы,
Но образ твой, твой подвиг правый
До часа смерти сохраню.
Есенин
Сергей Есенин – один из самых известных русских поэтов «серебряного века», и странным образом один из самых недопонятых. Его принято любить за кабацкий цикл, но многие забывают, что Есенин был способен куда на большее. Те же стихотворения Есенина про любовь могут быть окрашены и сельским колоритом, и городской тоской, и восточной экзотикой, но остаются всё такими же пронзительными. Любовная лирика Сергея Есенина столь же интересна и многогранна, как и его тернистый жизненный и творческий пути. Начиная как обычный самоучка, пройдя длительную стадию огранки своего таланта и оттачивания пера, он сумел стать одним из метров российской классической поэзии. Стихи Есенина о любви по-своему уникальны, от серии к серии они способны удивить читателя своей разноплановостью и глубиной оттенков, разнообразием вариаций и отзвуков чувства, которое превозносит поэт. Его строчки поднимают вопросы яркой страсти и жгучей ревности, печали ожидания, радости встреч и горечи разлук. И не только о любви к женщине пишет Есенин, еще одна любовь, которую он воспевает, – любовь к Родине, ее просторам, природе и скромной красоте.
Я помню, любимая, помню
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
"Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда".
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.
У. Шекспир
Сонет 47
У сердца с глазом - тайный договор:
Они друг другу облегчают муки,
Когда тебя напрасно ищет взор
И сердце задыхается в разлуке.
Твоим изображеньем зоркий глаз
Дает и сердцу любоваться вволю.
А сердце глазу в свой урочный час
Мечты любовной уступает долю.
Так в помыслах моих иль во плоти
Ты предо мной в мгновение любое.
Не дальше мысли можешь ты уйти.
Я неразлучен с ней, она - с тобою.
Мой взор тебя рисует и во сне
И будит сердце, спящее во мне.
***
The heart with eye - secret Treaty:
They have each other to help ease the pain,
When you are vainly seeking the eyes
And heart of is suffocating in separation.
With your image a sharp eye
Gives the heart plenty to admire.
I love to your appointed hour
Dreams love gives way to share.
So in the thoughts of my silt in the flesh
You before me in every moment.
Not further thought can you withdraw.
I love being able to Wake with you by my side.
My gaze draws you in a dream
And wakes heart of, sleeping in me.
Ирина Сафарова
Я люблю твой сладкий голос,
Бархатный такой, как ночь.
Смех твой радостный веселый,
Грусть мою прогнавший прочь.
Я люблю наши теплые встречи
На далекой зеленой тропинке.
Ты обнимешь меня за плечи,
И растает на сердце льдинка.
Я люблю тебя просто и странно,
Я люблю тебя днем и ночью.
Непридуманно и нежданно,
Незастенчиво и непорочно…
***
I love your sweet voice,
Velvet like the night.
Laughable your joyous cheerful,
Sadness of mine running away.
I love our warm meetings
On a faraway green path.
You'll hug me by the shoulders.,
Will melt the heart of ice.
I love you simply and strange,
I love you day and night.
Unwise and unexpected,
Unintentionally and immaculately…
Мария Кочеткова
Странно это, что люди тонут
Падая в бездну любви и чувств
Падая в темный холодный омут
Туда, где их снова застанет грусть...
Странно это, что люди снова
Живы снаружи, внутри мертвы
Пряча себя за телесной основой
На самом же деле внутри- пусты...
Странно это, что люди терпят
Боль, что внутри на куски их рвет
Слушая жалкий душевный трепет
Наивно надеясь, что боль пройдет
Странно это, но так знакомо
Прятать себя и в кавычках жить
А по ночам, вновь впадая в кому
В красочных снах этот мир любить..
***
It is strange that people are drowning
Falling into the abyss of love and feelings
Falling into the dark, cold pool
Where they again get caught in this sadness...
It is strange that people again
Alive outside, dead inside.
Hiding yourself for the bodily basis of In fact,
the inside is empty...
It is strange, that people who suffer
The pain inside into pieces of tears
Listening to a pathetic emotional awe
Naively hoping, that pain will pass
It is strange, but so familiar
Hide themselves and in quotation marks to live
And at night, once again falling into a coma
In colorful dreams the world of love..
Вадим Немчин
«Криминальное чтиво»
Я пью Вас словами и взглядами,
Образами одинокими.
Кричащими в хрип стигматами,
Горизонтами синеокими.
Круговертью недель будничных,
Поволокою дней воскресных,
Брызгами фонарей уличных,
Аккордами струн телесных.
Бесконечной дорожкой лунною,
Одиночеством Воланда,
Читаю душой безумною,
Читаю- а сердцу холодно…
Заключение
Итак, цель, поставленная нами в начале работы: сопоставить любовную лирику английской и русской культуры; проанализировать подбор лексики и литературных приемов, формулировку мыслей и построения предложений, - была достигнута.
Прочитав большое количество стихотворений обеих культур, посвященных прекрасному и таинственному чувству любви мы пришли к следующим выводам:
- тема любви актуальна всегда и волнует людей вне зависимости от их нации;
- английские и русские поэты передают весь спектр эмоций и чувств очень похоже: и у них и у нас «разбиваются» сердца; и мы и они «горим» в огне любви; одинаково сравниваем любовь с «розой»; одинаково приписываем любви человеческие качества «слепая», «не знает возраста», «преодолевает преграды» и т.д…
- и русские и английские поэты одинаково чувствуют такое прекрасное чувство. Как любовь и выражают это в своих стихах;
- поскольку язык является отражением культуры и неразрывно связан с ней, и мы видим много похожего в двух упоминаемых нами языках, в подборе лексики, сравнениях, построениях предложений, можно сделать вывод, что наша и английская культура имеют много схожего.