СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сравнение русских и эвенкийских народных сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа о коренном малочисленном населении Баунтовского района — эвенках. Эвенки —  живут в России, Китае, Монголии. Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты.

Эвенки не имели своей письменности, поэтому их духовная жизнь состояла  из  преданий, сказок, загадок, умных шуток, веселых анекдотов и песен.

Просмотр содержимого документа
««Сравнение русских и эвенкийских народных сказок»»



Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 14»

II городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»






секция «Гуманитарное направление»





тема: «Сравнение русских и эвенкийских

народных сказок»







Выполнил/а: Гончикдоржиев Баир Жигжитович,

ученик 1 класса МАОУ «Гимназия №14»

Научный руководитель: Шпис Наталия Владимировна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №14»






г. Улан-Удэ

2023 г.

Оглавление


Введение………………….…………………………………………………......………………. 3

  1. Виды сказок в народном фольклоре…………………………………..…………… 5

  2. Сравнение сказок о животных и природе..………...…………………..………….. 6

  3. Волшебные сказки русских и эвенков: сходства и различия………………………8

Заключение…………………………………………………………………....………………….9

Список использованной литературы……………..………………………..………………….10


































Введение

"Сказка ложь, да в ней намёк..."

Сказки встречаются в фольклоре всех народов мира, в сказках таится духовное наследие народов. Читая сказки, можно представить в уме историю народа. С давних времен по настоящее время устное народное творчество, в том числе и сказки, имеют особую роль в культуре народов.

У каждого народа сказки написаны на родном языке и имеют особенные отличительные черты каждой народности. Сказки имеют огромное значение в воспитании, поведении, общении и развитии каждого человека. Сказки развивают в человеке творческий потенциал, фантазию, смекалку, воображение и сочувствие, воспитывают в каждом из нас такие качества, как доброта, мужество, ответственность, милосердие.

Эвенкийские сказки очень интересные и поучительные. Коренным населением Баунтовского района являются эвенки. Эвенки — сибирский малочисленный коренной народ. Они живут в России, Китае, Монголии. Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты.

Эвенки не имели своей письменности, поэтому их духовная жизнь состояла из преданий, сказок, загадок, умных шуток, веселых анекдотов и песен. Эвенки по сей день проводят веселые игры и хороводные танцы, которые могут длиться по несколько дней. В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любили вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах и рассказывали своим детям и внукам свои прекрасные сказки.

С момента рождения каждый ребенок слышит от мамы разные сказки. Сказки не устаревают, они играют особую роль в становлении личности, помогают обрести человеку гармонию с природой, с окружающими, с самим собой.

К сожалению, сейчас дети мало читают, однако особое значение сказка играет в жизни каждого человека, в этом и заключается актуальность работы.

Целью работы является сравнение сказок в  фольклоре русского и эвенкийского народов.

Задачи работы:

- изучение литературы по данной теме,

- сравнение русских и эвенкийских народных сказок,

- выявить особенности сказок, сходства и различия русских и эвенкийских сказок.

Объект исследования – устное народное творчество эвенкийского и русского народов.

Предмет исследования – фольклор,  сказки эвенкийского и русского народов.

Методы проведенных исследований: теоретический, сравнительно-сопоставительный.

Работа состоит из введения, параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
















.














1. Виды сказок в народном фольклоре

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы".

Сказки в фольклоре русских и эвенков можно разделить на следующие виды или жанры:

- сказки о животных и природе – это сказки, в которых главными персонажами являются животные. Животные в таких сказках наделены человеческими качествами: они могут говорить, проявлять доброту или злость, щедрость или жадность, быть умными или глупыми. Также в таких сказках подробно описана природа;

- волшебные сказки – это сказки, в которых присутствуют волшебные герои, предметы и действия, например: волшебная палочка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и другие;

- бытовые сказки – это сказки о жизни и быте народа.

Сказки двух народов схожи по своей структуре, но каждая из них отличается своим национальным колоритом (таблица 1 приложения 1).






2. Сравнение сказок о животных и природе

Персонажи и названия сказок двух народов схожи, но есть различия в описании природы, и они зависят от состояния главного героя и истории народа. Также в эвенкийских сказках чаще ведущими персонажами в сказках о животных являются тотемные животные – животные, которым издавна поклонялись эвенки.

Прочитав несколько сказок, можно найти удивительное сходство сказок двух народов про волка и лису (таблица 2 приложения 2).

Сходства двух сказок:

  1. сюжет сказки практически одинаков, действие развивается зимой, волка в обеих сказках побили люди;

  2. лиса в обеих сказках является плохим персонажем, в ее поведении можем легко выявить плохие качества людей, такие как хитрость, способность обманывать, лукавить;

3) волк в обеих сказках очень глуп и наивен.

Различия двух сказок:

1) зачин сказки (в русской сказке начинается со слов «Жили-были дед да баба», в эвенкийской – «В давние времена у Волка хвост был лохматый и красивый»);

2) в русской сказке Волк завидует Лисе, а в эвенкийской – Лиса завидует Волку»

3) русская сказка длинная, много повторов, восклицательных предложений, эвенкийская сказка – намного короче, нет повторов и мало восклицательных предложений (таблица 3 приложения 3).

Народная фантазия эвенков приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность. Создавая сказки, эвенкийский народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности и передать их подрастающему поколению. Трудолюбие, и взаимопомощь, скромность и щедрость, правдивость и человеколюбие воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.1






3. Волшебные сказки русских и эвенков: сходства и различия

Волшебные сказки- это сказки в которых происходят различные чудеса или где герои используют волшебные предметы. Очень хорошо такие явления проявляются в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» и эвенкийской народной сказке «Монгун» (таблица 4 приложения 4).

Итак, в чем же заключаются сходства и различия этих сказок?

Сходства:

  1. смысл сказок двух народов заключается в том, что добро всегда побеждает зло;

  2. в обеих сказках героям приходят на помощь волшебные герои;

  3. в обеих сказках врагами главных героев являются коварные и злые члены их семей.

Основное различие: в русских сказках волшебным животным может быть любое животное, в эвенкийских сказках волшебными животными чаще являются тотемные животные (медведь, лиса, таймень, соболь, росомаха и другие).

Эвенкийская сказка открывает удивительный мир, где нет почти чудес и волшебства, добро всегда побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где у хорошего человека сбываются все мечты. Она проста и незамысловата, небольшая по размерам и емкая по содержанию, часто ее герои сироты или живут одиноко, как правило, оканчиваются фразами: «С тех пор…» или «Так говорят старые эвенки…». В ней содержатся главные ценности — любовь к своей земле, к своему народу, уважение к труду и к традициям, справедливость, благоразумие, гуманизм и милосердие.














Заключение

Устное народное творчество было достоинством и умом двух народов. Оно является их исторической памятью, наполняет глубоким смыслом жизнь двух народов, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.

Фольклорное наследие эвенков, художественно воплощенное в сказочные сюжеты, и сегодня остается действенным источником воспитания подрастающего поколения. Эвенкийские сказки — это не только плод народного досуга, это достоинство и ум народа. Они формировали и укрепляли его нравственный облик, являются его исторической памятью, наполняя и сегодня глубоким содержанием размеренную жизнь эвенков, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, животными, особенно медведями и оленями, и почитанием предков.

Сравнив русскую и эвенкийскую сказки, можно проследить много общего. Иногда сюжеты сказок заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы. Но также существуют и различия, у русских все описания более красочны, много восклицательных предложений, возникает больше эмоций при чтении.

Однако сказки двух народов объединяет общая цель, основная мысль сюжета: эти сказки учат доброте, справедливости, учат быть честными и что в любой ситуации надо уметь прощать. Таким образом цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

















Список использованной литературы

  1. Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002. - 544с.

  2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки – М.: «Художественная литература», 1990. – 271с.

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЭКСМО, 2002.- 736с.

  4. Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.

  5. Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.

  6. Эвенкийские сказки. Монгун. http://www.vknigge.ru

  7. Эвенкия: Культура. Персонажи мифологии эвенков. http://evenk.ru

Приложение 1

Таблица 1. Структура построения сказок двух народов


Русская народная сказка

( 3 основные части):

Эвенкийская народная сказка

( 3 основные части):

1) Зачин (начинается со слов: «жили-были», «в некотором государстве»

1) Зачин (начинается со слов «в давние времена в тайге», «давно это было, говорят…»)

2) Основное содержание сказки (действие сказки)

2) Сюжет (основное действие)


3) Окончание (сказки обычно заканчиваются словами: «живут-поживают, добра наживают», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец…»

3) Концовка (обычно сказки заканчиваются словами: «с тех пор живут они», «говорят, так у эвенков эхо родилось», «так эвенки научились говорить словами»)


Приложение 2

Таблица 2. Сказки о животных и природе



Русская народная сказка

Эвенкийская народная сказка

Описание природы

Природа непременно связана с описанием героя (если герою хорошо, то и природа описана ярко, если ему плохо - в серых, мрачных тонах; очень красочное описание природы (например, ярко описывается лесной шум, посвистывание ветра, ослепительная молния)


Природа в основном связана с историей народа, например, в сказке «Сотворение Земли» зачин начинается с таких слов: «в давние-давние времена на Земле было много птиц и зверей, зеленых деревьев и трав, а в озерах и реках рыба всякая плавала. Лето было тогда круглый год, и никто не знал, что такое холод»

Ведущие персонажи

Лиса, волк, медведь, заяц, журавль, мышка, курочка Ряба, кот и другие животные

Лиса, медведь, волк, олень, журавль, таймень, налим, воробей, конь и другие животные

Примеры сказок

«Лиса и Журавль», «Теремок», «Маша и медведь», «Зайкина избушка»

«Медведь и Бурундук», «Лебедь и Ворон», «Глухарь и тетерев», «Лесной воробей и серая мышь»


Приложение 3

Таблица 3. Сравнение ведущих персонажей сказок про волка и лису



Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Эвенкийская народная сказка «Волк и лиса»


Описание лисы

хитрая, коварная обманщица, ловкая, любит лукавить, обманывает мужика (прикинувшись мертвой, скидывает всю рыбу с воза) и обводит вокруг пальца волка (оставляет его без хвоста и едет на побитом волке)

завистливая, хитрая, любит врать, навредила волку (путем обмана оставляет волка без красивого пушистого длинного хвоста)



Описание волка

завидует Лисе, глуповат, наивный, верит каждому слову Лисы, из-за своей жадности остается побитым и бесхвостым


благодаря красивому хвосту эвенки прозвали его «Иргичи», но он такой наивный, глупый и жадный, что потерял часть своего красивого хвоста


Приложение 4

Таблица 4. Сравнение волшебных сказок в русском и эвенкийском фольклоре



Русская народная сказка

«Крошечка-Хаврошечка»

Эвенкийская народная сказка «Монгун»


Главный герой

сирота Крошечка-Хаврошечка с тяжелой судьбой, делает всю работу по дому

Монгун – золотой сын – счастье, однако ему приходится очень тяжело без матери и отца

Отрицательные герои

злая мачеха и ее дочери вместо похвалы раздают Крошечке-Хаврошечке одни «пинки и затрещины»

младшие жены отца Монгуна из зависти и ревности выбросили Монгуна в озеро, все время пытаются насолить и навредить Монгуну и его матери

В чем проявляется волшебство сказки?

волшебство проявляется в появлении коровушки-Рябушки, которая в тяжелый момент приходит на помощь Крошечке-Хаврошечке. С помощью любимой коровы Крошечка-Хаврошечка становится женой сильного и богатого человека.

волшебство заключено в том, что, услышав плач ребенка, таймень выхаживает и растит ребенка как родного сына. Таймень у эвенков считается одним из носителей шаманской души








1 Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002. - 544с.

14