Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 14»
II городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
секция «Гуманитарное направление»
тема: «Сравнение русских и эвенкийских
народных сказок»
Выполнил/а: Гончикдоржиев Баир Жигжитович,
ученик 1 класса МАОУ «Гимназия №14»
Научный руководитель: Шпис Наталия Владимировна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №14»
г. Улан-Удэ
2023 г.
Оглавление
Введение………………….…………………………………………………......………………. 3
Виды сказок в народном фольклоре…………………………………..…………… 5
Сравнение сказок о животных и природе..………...…………………..………….. 6
Волшебные сказки русских и эвенков: сходства и различия………………………8
Заключение…………………………………………………………………....………………….9
Список использованной литературы……………..………………………..………………….10
Введение
"Сказка ложь, да в ней намёк..."
Сказки встречаются в фольклоре всех народов мира, в сказках таится духовное наследие народов. Читая сказки, можно представить в уме историю народа. С давних времен по настоящее время устное народное творчество, в том числе и сказки, имеют особую роль в культуре народов.
У каждого народа сказки написаны на родном языке и имеют особенные отличительные черты каждой народности. Сказки имеют огромное значение в воспитании, поведении, общении и развитии каждого человека. Сказки развивают в человеке творческий потенциал, фантазию, смекалку, воображение и сочувствие, воспитывают в каждом из нас такие качества, как доброта, мужество, ответственность, милосердие.
Эвенкийские сказки очень интересные и поучительные. Коренным населением Баунтовского района являются эвенки. Эвенки — сибирский малочисленный коренной народ. Они живут в России, Китае, Монголии. Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты.
Эвенки не имели своей письменности, поэтому их духовная жизнь состояла из преданий, сказок, загадок, умных шуток, веселых анекдотов и песен. Эвенки по сей день проводят веселые игры и хороводные танцы, которые могут длиться по несколько дней. В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любили вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах и рассказывали своим детям и внукам свои прекрасные сказки.
С момента рождения каждый ребенок слышит от мамы разные сказки. Сказки не устаревают, они играют особую роль в становлении личности, помогают обрести человеку гармонию с природой, с окружающими, с самим собой.
К сожалению, сейчас дети мало читают, однако особое значение сказка играет в жизни каждого человека, в этом и заключается актуальность работы.
Целью работы является сравнение сказок в фольклоре русского и эвенкийского народов.
Задачи работы:
- изучение литературы по данной теме,
- сравнение русских и эвенкийских народных сказок,
- выявить особенности сказок, сходства и различия русских и эвенкийских сказок.
Объект исследования – устное народное творчество эвенкийского и русского народов.
Предмет исследования – фольклор, сказки эвенкийского и русского народов.
Методы проведенных исследований: теоретический, сравнительно-сопоставительный.
Работа состоит из введения, параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
.
1. Виды сказок в народном фольклоре
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы".
Сказки в фольклоре русских и эвенков можно разделить на следующие виды или жанры:
- сказки о животных и природе – это сказки, в которых главными персонажами являются животные. Животные в таких сказках наделены человеческими качествами: они могут говорить, проявлять доброту или злость, щедрость или жадность, быть умными или глупыми. Также в таких сказках подробно описана природа;
- волшебные сказки – это сказки, в которых присутствуют волшебные герои, предметы и действия, например: волшебная палочка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и другие;
- бытовые сказки – это сказки о жизни и быте народа.
Сказки двух народов схожи по своей структуре, но каждая из них отличается своим национальным колоритом (таблица 1 приложения 1).
2. Сравнение сказок о животных и природе
Персонажи и названия сказок двух народов схожи, но есть различия в описании природы, и они зависят от состояния главного героя и истории народа. Также в эвенкийских сказках чаще ведущими персонажами в сказках о животных являются тотемные животные – животные, которым издавна поклонялись эвенки.
Прочитав несколько сказок, можно найти удивительное сходство сказок двух народов про волка и лису (таблица 2 приложения 2).
Сходства двух сказок:
сюжет сказки практически одинаков, действие развивается зимой, волка в обеих сказках побили люди;
лиса в обеих сказках является плохим персонажем, в ее поведении можем легко выявить плохие качества людей, такие как хитрость, способность обманывать, лукавить;
3) волк в обеих сказках очень глуп и наивен.
Различия двух сказок:
1) зачин сказки (в русской сказке начинается со слов «Жили-были дед да баба», в эвенкийской – «В давние времена у Волка хвост был лохматый и красивый»);
2) в русской сказке Волк завидует Лисе, а в эвенкийской – Лиса завидует Волку»
3) русская сказка длинная, много повторов, восклицательных предложений, эвенкийская сказка – намного короче, нет повторов и мало восклицательных предложений (таблица 3 приложения 3).
Народная фантазия эвенков приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность. Создавая сказки, эвенкийский народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности и передать их подрастающему поколению. Трудолюбие, и взаимопомощь, скромность и щедрость, правдивость и человеколюбие воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.1
3. Волшебные сказки русских и эвенков: сходства и различия
Волшебные сказки- это сказки в которых происходят различные чудеса или где герои используют волшебные предметы. Очень хорошо такие явления проявляются в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» и эвенкийской народной сказке «Монгун» (таблица 4 приложения 4).
Итак, в чем же заключаются сходства и различия этих сказок?
Сходства:
смысл сказок двух народов заключается в том, что добро всегда побеждает зло;
в обеих сказках героям приходят на помощь волшебные герои;
в обеих сказках врагами главных героев являются коварные и злые члены их семей.
Основное различие: в русских сказках волшебным животным может быть любое животное, в эвенкийских сказках волшебными животными чаще являются тотемные животные (медведь, лиса, таймень, соболь, росомаха и другие).
Эвенкийская сказка открывает удивительный мир, где нет почти чудес и волшебства, добро всегда побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где у хорошего человека сбываются все мечты. Она проста и незамысловата, небольшая по размерам и емкая по содержанию, часто ее герои сироты или живут одиноко, как правило, оканчиваются фразами: «С тех пор…» или «Так говорят старые эвенки…». В ней содержатся главные ценности — любовь к своей земле, к своему народу, уважение к труду и к традициям, справедливость, благоразумие, гуманизм и милосердие.
Заключение
Устное народное творчество было достоинством и умом двух народов. Оно является их исторической памятью, наполняет глубоким смыслом жизнь двух народов, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.
Фольклорное наследие эвенков, художественно воплощенное в сказочные сюжеты, и сегодня остается действенным источником воспитания подрастающего поколения. Эвенкийские сказки — это не только плод народного досуга, это достоинство и ум народа. Они формировали и укрепляли его нравственный облик, являются его исторической памятью, наполняя и сегодня глубоким содержанием размеренную жизнь эвенков, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, животными, особенно медведями и оленями, и почитанием предков.
Сравнив русскую и эвенкийскую сказки, можно проследить много общего. Иногда сюжеты сказок заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы. Но также существуют и различия, у русских все описания более красочны, много восклицательных предложений, возникает больше эмоций при чтении.
Однако сказки двух народов объединяет общая цель, основная мысль сюжета: эти сказки учат доброте, справедливости, учат быть честными и что в любой ситуации надо уметь прощать. Таким образом цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Список использованной литературы
Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002. - 544с.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки – М.: «Художественная литература», 1990. – 271с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЭКСМО, 2002.- 736с.
Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.
Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.
Эвенкийские сказки. Монгун. http://www.vknigge.ru
Эвенкия: Культура. Персонажи мифологии эвенков. http://evenk.ru
Приложение 1
Таблица 1. Структура построения сказок двух народов
Русская народная сказка ( 3 основные части): | Эвенкийская народная сказка ( 3 основные части): |
1) Зачин (начинается со слов: «жили-были», «в некотором государстве» | 1) Зачин (начинается со слов «в давние времена в тайге», «давно это было, говорят…») |
2) Основное содержание сказки (действие сказки) | 2) Сюжет (основное действие) |
3) Окончание (сказки обычно заканчиваются словами: «живут-поживают, добра наживают», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец…» | 3) Концовка (обычно сказки заканчиваются словами: «с тех пор живут они», «говорят, так у эвенков эхо родилось», «так эвенки научились говорить словами») |
Приложение 2
Таблица 2. Сказки о животных и природе
| Русская народная сказка | Эвенкийская народная сказка |
Описание природы | Природа непременно связана с описанием героя (если герою хорошо, то и природа описана ярко, если ему плохо - в серых, мрачных тонах; очень красочное описание природы (например, ярко описывается лесной шум, посвистывание ветра, ослепительная молния) | Природа в основном связана с историей народа, например, в сказке «Сотворение Земли» зачин начинается с таких слов: «в давние-давние времена на Земле было много птиц и зверей, зеленых деревьев и трав, а в озерах и реках рыба всякая плавала. Лето было тогда круглый год, и никто не знал, что такое холод» |
Ведущие персонажи | Лиса, волк, медведь, заяц, журавль, мышка, курочка Ряба, кот и другие животные | Лиса, медведь, волк, олень, журавль, таймень, налим, воробей, конь и другие животные |
Примеры сказок | «Лиса и Журавль», «Теремок», «Маша и медведь», «Зайкина избушка» | «Медведь и Бурундук», «Лебедь и Ворон», «Глухарь и тетерев», «Лесной воробей и серая мышь» |
Приложение 3
Таблица 3. Сравнение ведущих персонажей сказок про волка и лису
| Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | Эвенкийская народная сказка «Волк и лиса» |
Описание лисы | хитрая, коварная обманщица, ловкая, любит лукавить, обманывает мужика (прикинувшись мертвой, скидывает всю рыбу с воза) и обводит вокруг пальца волка (оставляет его без хвоста и едет на побитом волке) | завистливая, хитрая, любит врать, навредила волку (путем обмана оставляет волка без красивого пушистого длинного хвоста) |
Описание волка | завидует Лисе, глуповат, наивный, верит каждому слову Лисы, из-за своей жадности остается побитым и бесхвостым | благодаря красивому хвосту эвенки прозвали его «Иргичи», но он такой наивный, глупый и жадный, что потерял часть своего красивого хвоста |
Приложение 4
Таблица 4. Сравнение волшебных сказок в русском и эвенкийском фольклоре
| Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | Эвенкийская народная сказка «Монгун» |
Главный герой | сирота Крошечка-Хаврошечка с тяжелой судьбой, делает всю работу по дому | Монгун – золотой сын – счастье, однако ему приходится очень тяжело без матери и отца |
Отрицательные герои | злая мачеха и ее дочери вместо похвалы раздают Крошечке-Хаврошечке одни «пинки и затрещины» | младшие жены отца Монгуна из зависти и ревности выбросили Монгуна в озеро, все время пытаются насолить и навредить Монгуну и его матери |
В чем проявляется волшебство сказки? | волшебство проявляется в появлении коровушки-Рябушки, которая в тяжелый момент приходит на помощь Крошечке-Хаврошечке. С помощью любимой коровы Крошечка-Хаврошечка становится женой сильного и богатого человека. | волшебство заключено в том, что, услышав плач ребенка, таймень выхаживает и растит ребенка как родного сына. Таймень у эвенков считается одним из носителей шаманской души |
1 Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002. - 544с.
14