Сравнительный анализ инновационного развития в индустрии гостеприимства в России и в Европе
В данный период развития России, страна как никогда ставит самые сложные цели, такие как: установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единственным возможным действием по достижению поставленных целей это развитие российской экономики в инновационном ключе развития страны.
Инновационное развитие – это продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально это страна, вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран это научно технические работы, которые достались ей почти бесплатно и которые актуальны и сейчас. Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундаментальной науки.
Но правильно воспользоваться и внедрить разработку достаточно сложно.
Россия – страна, в которой гостиничный бизнес начал развиваться еще много веков назад. Его становление во многом шло в соответствии с местными реалиями, однако владельцы отелей и их прообразов ориентировались и на европейские тенденции. В настоящее время мало что изменилось – перспективы развития гостиничного бизнеса в России по-прежнему в равной степени связаны как с особенностями работы отелей в РФ, так и с европейскими новшествами.
Если владельцы гостиниц всего мира уже давно делают ставку на туристов и на инновации в сфере обслуживания, то в России этому научились относительно недавно. Сегодня эта сфера активно развивается во многих регионах, и в соответствии с этим в стране появляется все больше отелей, которые готовы принимать не командировочных служащих и бизнесменов, а гостей, приехавших ознакомиться с достопримечательностями.
Еще одна важнейшая особенность работы предприятий в сфере гостеприимства в России – восстановление гостиниц, работавших во времена СССР. Речь идет об их выкупе в частную собственность, после чего отель:
проходит полную реконструкцию и кардинальное изменение дизайна
налаживает новые международные связи
начинает работать в соответствии с какими-либо стандартами
Очень часто такие гостиницы выкупаются в частную собственность крупными гостиничными сетями – учитывая, что отели времен СССР имеют большой номерной фонд и большую площадь, на их базе можно создавать 4-5-звездочные комплексы, которые не только принимают рядовых гостей, но и становятся центрами проведения различных мероприятий. Именно в них часто селятся участники политических конференций, спортивных соревнований, фестивалей. В отдельных случаях сами мероприятия (например, саммиты, конференции) можно проводить, не выходя из гостиницы.
Наряду с этой тенденцией существует и другая – в России появляются отели, которые рассчитаны на эконом-размещение. Это также реконструированные здания, однако, за базу берется не гостиница, а старое общежитие, многоквартирный дом, здание института и т.д. Их перепланируют, ремонтируют и переделывают в хостелы, мотели или просто доступные для клиентов гостиницы.
Инновационное развитие в сфере гостеприимства начинается со стадии восстановления и реконструкции.
Если анализировать количество инновационных разработок, то, например, в СССР время внедрения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инновационных стран.
Однако, в последние десять лет Россия пытается сделать очень большой скачек в сфере инновационного развития. Государством было положено начало развития в данном ключе лишь в 1994 г, когда былa образована некоммерческая организация под названием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Только в 1994-м году создавался данный фонд для формирования удобной и полезной среды для предпринимательской деятельности, а именно для развития науки и формирования национальной инновационной системы. За время работы фондa им былo поддержанo свышe 8200 пpоектов из сферы туризма и сервиса, освоено около 3600 патентованных изобретений и выпущено продукции на сумму в несколько миллиардов рублей.
При организации данного фонда в его основную задачу закладывалась проблема решения именно на ближайшее будущее, а именно постепенный переход к работе с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами российских компаний.
Если анализировать инновационное состояние сферы туризма и сервиса, то в 2006 году Министерством образования и науки РФ была принята стратегия, ставящая своей целью «формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста».
Ее срок действия истекает в 2015 г., а сейчас завершился второй этап (2008–2010 гг.) и начинается третий (2011–2015 гг.).
Вне сомнений, мировой финансовый кризис, продолжающийся с 2008 года, не мог не внести корректив в ход выполнения этой стратегии, но поставленные задачи он не отменил, а сделал только более актуальными
Рассмотрим некоторые общие итоги инновационного развития туризма РФ в 2013 году. По данным Госкомстата РФ, в 2013 году число предприятий сферы гостеприимства, осуществлявших инновационную деятельность составляло 2761, в то время как в 2012 их было 3414. Объем произведенных инновационных услуг составил 807 561 734,9 тыс. руб., хотя в 2012 г. он составлял 1 103 365 535,3 руб.
В то же время, затраты организаций на технологические инновации составили 399 122 034,6 тыс. руб., в то время как в 2012 г. они равнялись 307 186 885,5 тыс. руб. Таким образом, в целом за 2013 год инновационная активность российской экономики снизилась, хотя затраты на технологические инновации возросли.
Такая динамика последних двух лет не соответствует стратегии инновационного развития страны. В 2013 году Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation – ITIF) опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций, в котором Россия заняла 35-е место.
При составлении рейтинга ITIF учитывалось 16 индикаторов, отнесенных к шести категориям и взвешенных с учетом значимости.
1. Человеческий капитал: высшее образование у граждан возрастной группы 25–34 года; число сотрудников научных и исследовательских учреждений на 1000 занятых.
2. Инновационный потенциал: корпоративные инвестиции в исследования и разработки (R&D); государственные инвестиции в исследования и разработки; доля в мировом объеме научных публикаций.
3. Предпринимательство: инвестиции в венчурный капитал; новые компании.
4. Инфраструктура информационных технологий (IT): современные технологии государственного и муниципального управления (e-government); широкополосные коммуникации; корпоративные инвестиции в IT.
5. Экономическая политика: эффективная ставка налогообложения корпораций; простота организации и ведения бизнеса.
6. Экономические результаты: торговый баланс; приток прямых иностранных инвестиций; реальный ВВП на душу населения трудоспособного возраста; производительность труда. Интересно отметить, что по некоторым из 16 рассмотренных критериев Россия входит в первую десятку. Так, в России самый высокий процент населения с высшим образованием в возрастной группе 25–34 года (1 место). Россия – восьмая по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций, третья – по индикатору торгового баланса. Неплохой результат (13 место) также достигнут по уровню государственных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Но по инвестициям в IT (34 место), развитию широкополосных коммуникаций (34 место), ВВП на душу трудоспособного населения (36 место) и деловому климату (38 место) Россия оказалась в десятке отстающих. Другими словами, по показателям, характеризующим потенциал инновационного развития, Россия имеет хорошие места в рейтинге, в то время как по реализации этого потенциала ее места невысоки.
Одна из причин этого – неудовлетворительный деловой климат российской экономики, препятствующий преобразованию знаний и изобретений в коммерчески успешные инновации.
Вместе с тем, в этом рейтинге больший интерес представляет результат по динамике развития страны, где она заняла 8 место, с ростом рейтинга за 10 лет (2003–2013) на 15,2 пункта. В целом это свидетельствует об определенных успехах, однако вывод о явном недоиспользовании имеющегося потенциала эти данные не опровергают.
Это находит свое отражение и в состоянии туризма в России. По данным, глобального ежегодного исследования мирового туризма Всемирной туристской организации (UNWTO) за 2012 год, Россия впервые вошла в десятку стран, принимающих самое большое число иностранных туристов, где заняла 9-е место. Россию в 2012 году посетили 26 млн. гостей из-за рубежа, что на 13% больше, чем в 2011. [32]
По данным Росстата, в Россию за первое полугодие 2013 года приехало иностранных туристов в количестве 6 млн. 508 тыс. Это на 5,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако за первое полугодие 2012 года прирост был значительно выше – 21,6%.
С января по июнь 2013 года уменьшилось количество въездов российских граждан в такие страны как Нидерланды (-8,7%), Франция (-6%), Италия (-4%), Швейцария (-1,7%), Германия (-0,7%), хотя все эти страны в первом полугодии 2012 года показывали рост. Это связано, прежде всего, в происходящем неконструктивную визовую политику России в этих странах, а также экономический кризис, который делает поездку в Россию все менее доступной для европейцев. Данная тенденция хорошо видна на примере потока из Финляндии – в прошлом году он снизился на 10%, а в нынешнем – на 23%. При этом в соседней Эстонии число финских туристов стабильно растет – за период с января по июнь 2013 года их стало почти на 10% больше, чем годом ранее.
В 2013 году Всемирная туристическая организация рассчитала индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма и подвела итоги (Рис. 2) .

Рис.2 Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма [30]
Рис.2 показывает, что Европа по-прежнему остается лидером по конкурентоспособности мирового туризма. (Топ 5 мест заняли европейские страны).
Страной, уровень туризма которой расценивается как самый высокий, является Швейцария. Это связано тем, что страна имеет одни из лучших отелей мира, квалифицированную рабочую силу. А также привлекает своих туристов красивыми пейзажами, экологией, уровнем безопасности. Помимо этого в стране постоянно проходят всевозможные ярмарки и выставки, поэтому именно в эту страну часто планируются деловые поездки.
На втором месте по Европе после Швейцарии находится Германия. Она занимает 6 место по уровню развития туристской инфраструктуры, 5-ое место по объектам культурного наследия и 2-е место по объему и характеру проведения международных ярмарок и выставок. (За год их проходит более 600).
Высокие оценки получили Австрия и Италия. (По уровню развития инфраструктуры они делят первое место). Кроме того, страна занимает 7-е место по уровню безопасности туристов и 3-е место по экологии.
В топ-10 лучших стран по международному туризму вошла и Испания. Она находится на 1-ом месте по объектам культурного наследия, 3-е по ярмаркам и выставкам. Помимо этого, Испания считается в 2013 году одной из стран с довольно спокойной политической обстановкой, что вывело её по этому показателю на 8-е место.
Россия по величине этого индекса лишь на 63 месте из 140, находясь на уровне Южно-Африканской республики, Индии. В соответствии с рейтингом, потеряли свои позиции некоторые страны Северной Европы, а поднялись на отметку выше многие развивающиеся Азиатские страны.
Россия ни по одному показателю не вошла даже в тройку лидеров. В то же время, Гонконг набрал достаточно много положительных отзывов с точки зрения туристического бизнеса: туристы оценили политическую обстановку, уровень безопасности, уровень развития наземного транспорта и информационной инфраструктуры, в частности интернета, а также доступность и близость туристической инфраструктуры. Однако экология хромает - Гонконг по данному показателю на 118 месте.
Высоко туристы оценили и Швейцарию. Среди лидирующих показателей уровень безопасности, экология, качество наземного транспорта, а также «человеческие ресурсы», т.е. уровень сервиса. Однако туристы считают, что цены в данной стране слишком высокие, и отнесли данную страну на 139 место по этому показателю.
Хорошие оценки туристы дали Сингапуру и Австрии. Эти страны также лидируют по некоторым важным показателям, но при этом показали и достаточно хорошие результаты в других отраслях.
Среди государств на постсоветском пространстве хорошую отметку показал Казахстан. По мнению туристов, он занял 3-е место в мире по уровню здравоохранения.
Странами-лидерами по въезду на территорию РФ являются Польша 1млн 644 тыс. поездок, и Финляндия – 1 млн. 388 тыс. как показано в таблице 1.[32]
Таблица 1
Страны-лидеры по въезду на территорию РФ .[32]
№ | Гражданство | Кол-во поездок |
1. | Польша | 1 644 657 |
2. | Финляндия | 1 388 016 |
3. | Германия | 686 557 |
4. | Литва | 539 308 |
5. | Эстония | 430 164 |
6. | Латвия | 391 304 |
7. | Великобритания | 259 676 |
8. | Италия | 225 933 |
9. | Франция | 225 860 |
10. | Испания | 109 089 |
Российские туристы чаще всего посещают Финляндию, Эстонию. Польшу и Германию. Более подробные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Страны-лидеры по выезду граждан РФ.[32].
№ | Гражданство | Кол-во поездок |
1. | Финляндия | 5 525 064 |
2. | Эстония | 2 252 676 |
3. | Польша | 1 647 854 |
4. | Германия | 1 575 714 |
5. | Греция | 1 388 708 |
6. | Испания | 1 270 408 |
7. | Италия | 1 038 820 |
8. | Литва | 1 000 819 |
9. | Кипр | 668 185 |
Первое место по доходности турбизнеса держат США: в 2011 году они заработали на иностранных туристах $126,2 млрд., а по итогам первого полугодия 2013 превысили этот показатель еще на 9,4%. На второй строчке – Испания($55,9 млрд., +1,1%). На третьей – Франция ($53,7 млрд., -2,3%).[32].
В десятку стран с самыми большими доходами от туризма Россия не попала, переместившись с 26 на 27 место. В 2012 году международный туризм, по подсчетам UNWTO, принес в российский бюджет всего $11,2 млрд. – на 1,2% меньше, чем год назад.[32].
В 2012 году и в первом полугодии 2013 года усилились интеграционные процессы в транспортной сфере и сфере туризма. В основном эти процессы происходили в виде приобретения акций крупнейших компаний. Так Etihad (национальная авиакомпания ОАЭ) приобрела 29% акций Air Berlin, Air Asia имеет 20% долю в Malaysian Airlines, Qatar имеет 35-процентную долю в Cargolux, и Дельта (Авиакомпания США) недавно приобрела 49% Virgin Atlantic. Более того, 15 февраля 2013 года American Airlines и US Airways подписали историческое соглашение о слиянии и создании самой крупной в мире авиакомпании.[32].
Первое полугодие 2013 года также было связано с рядом событий и тенденций.
Нормативно-правовое регулирование
Как показывает практика, государственное регулирование в сфере авиации отстает от коммерческой реальности. В результате, в на 2013 год Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ставит перед собой целый план действий по созданию нормативной базы, которая позволит устранить препятствия в сфере доступа на рынок, защиты прав потребителей и налогообложения.
Устойчивость рынка
Устойчивость рынка туризма остается довольно высокой, не смотря на сложные экономические условия. Однако рост в течение года происходит медленнее, чем это было в 2011 году. Этому способствует замедление экономики в целом.
Упрощения визового режима
Диалог о создании упрощенного визового режима с Евросоюзом прерван из-за ситуации на Украине и внешней политики России.
Международный терроризм и иные угрозы
Угроза терроризма постоянно существует и не только на политическом уровне, но и на промышленном, и общественном. Это отразилось и на туризме. Несмотря на все упрощения, использование электронных документов, на пунктах досмотра по-прежнему длинные очереди, и досмотр занимает длительное время.
Количество туроператоров в России сокращается, что связано с изменением в законодательной базе и мировым политическим кризисом.
Развитие индустрии гостеприимства в России находится на стадии возрождения. Внедрение инновационных технологий позволит увеличить эффективность деятельности, приток туристов и повысить имидж страны в целом