СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ инновационного развития в России и в Европе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен анализ инновационного развития туриндустрии в России и Европе

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ инновационного развития в России и в Европе»

Сравнительный анализ инновационного развития в индустрии гостеприимства в России и в Европе

В данный период развития России, страна как никогда ставит самые сложные цели, такие как: установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единственным возможным действием по достижению поставленных целей это развитие российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Инновационное развитие – это продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально это страна, вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран это научно технические работы, которые достались ей почти бесплатно и которые актуальны и сейчас. Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундаментальной науки.

Но правильно воспользоваться и внедрить разработку достаточно сложно.

Россия – страна, в которой гостиничный бизнес начал развиваться еще много веков назад. Его становление во многом шло в соответствии с местными реалиями, однако владельцы отелей и их прообразов ориентировались и на европейские тенденции. В настоящее время мало что изменилось – перспективы развития гостиничного бизнеса в России по-прежнему в равной степени связаны как с особенностями работы отелей в РФ, так и с европейскими новшествами.

Если владельцы гостиниц всего мира уже давно делают ставку на туристов и на инновации в сфере обслуживания, то в России этому научились относительно недавно. Сегодня эта сфера активно развивается во многих регионах, и в соответствии с этим в стране появляется все больше отелей, которые готовы принимать не командировочных служащих и бизнесменов, а гостей, приехавших ознакомиться с достопримечательностями.

Еще одна важнейшая особенность работы предприятий в сфере гостеприимства в России – восстановление гостиниц, работавших во времена СССР. Речь идет об их выкупе в частную собственность, после чего отель:

  • проходит полную реконструкцию и кардинальное изменение дизайна

  • налаживает новые международные связи

  • начинает работать в соответствии с какими-либо стандартами

Очень часто такие гостиницы выкупаются в частную собственность крупными гостиничными сетями – учитывая, что отели времен СССР имеют большой номерной фонд и большую площадь, на их базе можно создавать 4-5-звездочные комплексы, которые не только принимают рядовых гостей, но и становятся центрами проведения различных мероприятий. Именно в них часто селятся участники политических конференций, спортивных соревнований, фестивалей. В отдельных случаях сами мероприятия (например, саммиты, конференции) можно проводить, не выходя из гостиницы.

Наряду с этой тенденцией существует и другая – в России появляются отели, которые рассчитаны на эконом-размещение. Это также реконструированные здания, однако, за базу берется не гостиница, а старое общежитие, многоквартирный дом, здание института и т.д. Их перепланируют, ремонтируют и переделывают в хостелы, мотели или просто доступные для клиентов гостиницы.

Инновационное развитие в сфере гостеприимства начинается со стадии восстановления и реконструкции.

Если анализировать количество инновационных разработок, то, например, в СССР время внедрения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инновационных стран.

Однако, в последние десять лет Россия пытается сделать очень большой скачек в сфере инновационного развития. Государством было положено начало развития в данном ключе лишь в 1994 г, когда былa образована некоммерческая организация под названием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Только в 1994-м году создавался данный фонд для формирования удобной и полезной среды для предпринимательской деятельности, а именно для развития науки и формирования национальной инновационной системы. За время работы фондa им былo поддержанo свышe 8200 пpоектов из сферы туризма и сервиса, освоено около 3600 патентованных изобретений и выпущено продукции на сумму в несколько миллиардов рублей.

При организации данного фонда в его основную задачу закладывалась проблема решения именно на ближайшее будущее, а именно постепенный переход к работе с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами российских компаний.

Если анализировать инновационное состояние сферы туризма и сервиса, то в 2006 году Министерством образования и науки РФ была принята стратегия, ставящая своей целью «формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста».

Ее срок действия истекает в 2015 г., а сейчас завершился второй этап (2008–2010 гг.) и начинается третий (2011–2015 гг.).

Вне сомнений, мировой финансовый кризис, продолжающийся с 2008 года, не мог не внести корректив в ход выполнения этой стратегии, но поставленные задачи он не отменил, а сделал только более актуальными

Рассмотрим некоторые общие итоги инновационного развития туризма РФ в 2013 году. По данным Госкомстата РФ, в 2013 году число предприятий сферы гостеприимства, осуществлявших инновационную деятельность составляло 2761, в то время как в 2012 их было 3414. Объем произведенных инновационных услуг составил 807 561 734,9 тыс. руб., хотя в 2012 г. он составлял 1 103 365 535,3 руб.

В то же время, затраты организаций на технологические инновации составили 399 122 034,6 тыс. руб., в то время как в 2012 г. они равнялись 307 186 885,5 тыс. руб. Таким образом, в целом за 2013 год инновационная активность российской экономики снизилась, хотя затраты на технологические инновации возросли.

Такая динамика последних двух лет не соответствует стратегии инновационного развития страны. В 2013 году Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation – ITIF) опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций, в котором Россия заняла 35-е место.

При составлении рейтинга ITIF учитывалось 16 индикаторов, отнесенных к шести категориям и взвешенных с учетом значимости.

1. Человеческий капитал: высшее образование у граждан возрастной группы 25–34 года; число сотрудников научных и исследовательских учреждений на 1000 занятых.

2. Инновационный потенциал: корпоративные инвестиции в исследования и разработки (R&D); государственные инвестиции в исследования и разработки; доля в мировом объеме научных публикаций.

3. Предпринимательство: инвестиции в венчурный капитал; новые компании.

4. Инфраструктура информационных технологий (IT): современные технологии государственного и муниципального управления (e-government); широкополосные коммуникации; корпоративные инвестиции в IT.

5. Экономическая политика: эффективная ставка налогообложения корпораций; простота организации и ведения бизнеса.

6. Экономические результаты: торговый баланс; приток прямых иностранных инвестиций; реальный ВВП на душу населения трудоспособного возраста; производительность труда. Интересно отметить, что по некоторым из 16 рассмотренных критериев Россия входит в первую десятку. Так, в России самый высокий процент населения с высшим образованием в возрастной группе 25–34 года (1 место). Россия – восьмая по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций, третья – по индикатору торгового баланса. Неплохой результат (13 место) также достигнут по уровню государственных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Но по инвестициям в IT (34 место), развитию широкополосных коммуникаций (34 место), ВВП на душу трудоспособного населения (36 место) и деловому климату (38 место) Россия оказалась в десятке отстающих. Другими словами, по показателям, характеризующим потенциал инновационного развития, Россия имеет хорошие места в рейтинге, в то время как по реализации этого потенциала ее места невысоки.

Одна из причин этого – неудовлетворительный деловой климат российской экономики, препятствующий преобразованию знаний и изобретений в коммерчески успешные инновации.

Вместе с тем, в этом рейтинге больший интерес представляет результат по динамике развития страны, где она заняла 8 место, с ростом рейтинга за 10 лет (2003–2013) на 15,2 пункта. В целом это свидетельствует об определенных успехах, однако вывод о явном недоиспользовании имеющегося потенциала эти данные не опровергают.

Это находит свое отражение и в состоянии туризма в России. По данным, глобального ежегодного исследования мирового туризма Всемирной туристской организации (UNWTO) за 2012 год, Россия впервые вошла в десятку стран, принимающих самое большое число иностранных туристов, где заняла 9-е место. Россию в 2012 году посетили 26 млн. гостей из-за рубежа, что на 13% больше, чем в 2011. [32]

По данным Росстата, в Россию за первое полугодие 2013 года приехало иностранных туристов в количестве 6 млн. 508 тыс. Это на 5,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако за первое полугодие 2012 года прирост был значительно выше – 21,6%.

С января по июнь 2013 года уменьшилось количество въездов российских граждан в такие страны как Нидерланды (-8,7%), Франция (-6%), Италия (-4%), Швейцария (-1,7%), Германия (-0,7%), хотя все эти страны в первом полугодии 2012 года показывали рост. Это связано, прежде всего, в происходящем неконструктивную визовую политику России в этих странах, а также экономический кризис, который делает поездку в Россию все менее доступной для европейцев. Данная тенденция хорошо видна на примере потока из Финляндии – в прошлом году он снизился на 10%, а в нынешнем – на 23%. При этом в соседней Эстонии число финских туристов стабильно растет – за период с января по июнь 2013 года их стало почти на 10% больше, чем годом ранее.

В 2013 году Всемирная туристическая организация рассчитала индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма и подвела итоги (Рис. 2) .  

Рис.2 Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма [30]

Рис.2 показывает, что Европа по-прежнему остается лидером по конкурентоспособности мирового туризма. (Топ 5 мест заняли европейские страны).

Страной, уровень туризма которой расценивается как самый высокий, является Швейцария. Это связано тем, что страна имеет одни из лучших отелей мира, квалифицированную рабочую силу. А также привлекает своих туристов красивыми пейзажами, экологией, уровнем безопасности. Помимо этого в стране постоянно проходят всевозможные ярмарки и выставки, поэтому именно в эту страну часто планируются деловые поездки.

На втором месте по Европе после  Швейцарии находится Германия. Она занимает 6 место по уровню развития туристской инфраструктуры, 5-ое место по объектам культурного наследия и 2-е место по объему и характеру проведения международных ярмарок и выставок. (За год их проходит более 600).

Высокие оценки получили Австрия и Италия. (По уровню развития инфраструктуры они делят первое место). Кроме того, страна занимает 7-е место по уровню безопасности туристов и 3-е место по экологии.

В топ-10 лучших стран по международному туризму вошла и Испания. Она находится на 1-ом месте по объектам культурного наследия, 3-е по ярмаркам и выставкам. Помимо этого, Испания считается в 2013 году одной из стран с  довольно спокойной политической обстановкой, что вывело её по этому показателю на 8-е место.

Россия по величине этого индекса лишь на 63 месте из 140, находясь на уровне Южно-Африканской республики, Индии. В соответствии с рейтингом, потеряли свои позиции некоторые страны Северной Европы, а поднялись на отметку выше многие развивающиеся Азиатские страны.

Россия ни по одному показателю не вошла даже в тройку лидеров. В то же время, Гонконг набрал достаточно много положительных отзывов с точки зрения туристического бизнеса: туристы оценили политическую обстановку, уровень безопасности, уровень развития наземного транспорта и информационной инфраструктуры, в частности интернета, а также доступность и близость туристической инфраструктуры. Однако экология хромает - Гонконг по данному показателю на 118 месте.

Высоко туристы оценили и Швейцарию. Среди лидирующих показателей уровень безопасности, экология, качество наземного транспорта, а также «человеческие ресурсы», т.е. уровень сервиса. Однако туристы считают, что цены в данной стране слишком высокие, и отнесли данную страну на 139 место по этому показателю.

Хорошие оценки туристы дали Сингапуру и Австрии. Эти страны также лидируют по некоторым важным показателям, но при этом показали и достаточно хорошие результаты в других отраслях.

Среди государств на постсоветском пространстве хорошую отметку показал Казахстан. По мнению туристов, он занял 3-е место в мире по уровню здравоохранения.

Странами-лидерами по въезду на территорию РФ являются Польша 1млн 644 тыс. поездок, и Финляндия – 1 млн. 388 тыс. как показано в таблице 1.[32]

Таблица 1

Страны-лидеры по въезду на территорию РФ .[32]

Гражданство

Кол-во поездок

1.

Польша

1 644 657

2.

Финляндия

1 388 016

3.

Германия

686 557

4.

Литва

539 308

5.

Эстония

430 164

6.

Латвия

391 304

7.

Великобритания

259 676

8.

Италия

225 933

9.

Франция

225 860

10.

Испания

109 089


Российские туристы чаще всего посещают Финляндию, Эстонию. Польшу и Германию. Более подробные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Страны-лидеры по выезду граждан РФ.[32].

Гражданство

Кол-во поездок

1.

Финляндия

5 525 064

2.

Эстония

2 252 676

3.

Польша

1 647 854

4.

Германия

1 575 714

5.

Греция

1 388 708

6.

Испания

1 270 408

7.

Италия

1 038 820

8.

Литва

1 000 819

9.

Кипр

668 185


Первое место по доходности турбизнеса держат США: в 2011 году они заработали на иностранных туристах $126,2 млрд., а по итогам первого полугодия 2013 превысили этот показатель еще на 9,4%. На второй строчке – Испания($55,9 млрд., +1,1%). На третьей – Франция ($53,7 млрд., -2,3%).[32].

В десятку стран с самыми большими доходами от туризма Россия не попала, переместившись с 26 на 27 место. В 2012 году международный туризм, по подсчетам UNWTO, принес в российский бюджет всего $11,2 млрд. – на 1,2% меньше, чем год назад.[32].

В 2012 году и в первом полугодии 2013 года усилились интеграционные процессы в транспортной сфере и сфере туризма.  В основном эти процессы происходили в виде приобретения акций крупнейших компаний.  Так Etihad (национальная авиакомпания ОАЭ) приобрела 29% акций Air Berlin, Air Asia имеет 20% долю в Malaysian Airlines, Qatar имеет 35-процентную долю в Cargolux, и Дельта (Авиакомпания США) недавно приобрела 49% Virgin Atlantic. Более того, 15 февраля 2013 года American Airlines и US Airways подписали историческое соглашение о слиянии и создании самой крупной в мире авиакомпании.[32].

Первое полугодие 2013 года также было связано с рядом событий и тенденций.

Нормативно-правовое регулирование

Как показывает практика, государственное регулирование в сфере авиации отстает от коммерческой реальности. В результате, в на 2013 год Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ставит перед собой целый план действий по созданию нормативной базы, которая позволит устранить препятствия в сфере доступа на рынок, защиты прав потребителей и налогообложения.

Устойчивость рынка

Устойчивость рынка туризма остается довольно высокой, не смотря на сложные экономические условия. Однако рост в течение года происходит медленнее, чем это было в 2011 году.  Этому способствует замедление экономики в целом.

Упрощения визового режима

Диалог о создании упрощенного визового режима с Евросоюзом прерван из-за ситуации на Украине и внешней политики России.

Международный терроризм и иные угрозы

Угроза терроризма постоянно существует и не только на политическом уровне, но и на промышленном, и общественном. Это отразилось и на туризме. Несмотря на все упрощения, использование электронных документов, на пунктах досмотра по-прежнему длинные очереди, и досмотр занимает длительное время.

Количество туроператоров в России сокращается, что связано с изменением в законодательной базе и мировым политическим кризисом.

Развитие индустрии гостеприимства в России находится на стадии возрождения. Внедрение инновационных технологий позволит увеличить эффективность деятельности, приток туристов и повысить имидж страны в целом